Глава государства и его роль в структуре высших органов государственной власти

Полномочия главы государства определяются структурой, правовым
положением и порядком формирования высших органов государственной власти.В монархиях источником законодательной, исполнительной, судеб­ной власти и одновременно ее высшим выражением является одно лицо, получающее данные ему полномочия по наследству и потому не завися­щее от избирателей или представительных органов власти. Если абсо­лютные монархии характеризуются всевластием главы государства, то конституционные — дуалистические или парламентские — эту власть значительно ограничивают. В последнем случае власть монарха освеще­на политической традицией, уважением граждан к власти и играет роль определенного национального символа.В республиках глава государства (президент) избирается на установ­ленный конституцией срок всем населением посредством прямых (Фран­ция, Беларусь, Панама, Парагвай, Колумбия, Коста-Рика, Боливия) или косвенных (США, Аргентина, Бразилия, Мексика) выборов либо парла­ментом (Италия, Германия, Испания, Турция, Япония, Индия, Молдова).В президентских республиках все ветви власти строго разделены. Президент обладает обширными полномочиями. Ему принадлежит вер­ховная власть. Он соединяет в своем лице полномочия главы государ­ства и главы правительства. Должность премьер-министра отсутствует. Глава государства обладает правом доминирующего участия в формиро­вании правительства, контролирует его деятельность, обладает правом его отставки, правительство ответственно перед президентом и не подот­четно парламенту.Президент избирается всенародным голосованием и потому не несет ответственности перед парламентом, не подотчетен представительному органу, не может быть отозван или переизбран досрочно без наличия чрезвычайных обстоятельств, предусмотренных конституцией.Республика Беларусь по новой редакции Конституции, принятой 24 ноября 1996 г. на республиканском референдуме, из парламент­ской стала президентской.Президент Республики Беларусь — глава государства с большими полномочиями. Он избирается на пять лет непосредственно народом. Президент обладает конституционным правом формирования прави­тельства (только назначение на должность Премьер-министра осущес­твляется с согласия Палаты представителей). Правительство подотчет­но Президенту, информирует его об основных направлениях своей дея­тельности и всех важнейших решениях, представляет проект республи­канского бюджета. Президент имеет право председательствовать на за­седаниях правительства, отменять его акты, отправлять правительство в отставку. Руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом. Он имеет право отменять решения этих органов.Глава государства обладает конституционным правом назначения вы-внеочередного созыва и роспуска парламента. Он — главный субъект законодательной инициативы, наделен законодательными пол­номочиями и правом отлагательного вето на законы парламента и реше­ния местных Советов. Президент имеет право участвовать в работе парламента и его органов, выступать перед ними в любое время, назначать восемь членов Совета Республики и своих представителей в парламенте.Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены; по решению Президента при отказе палатой в доверии или выражении во­тума недоверия правительству, двукратном отказе в даче согласия на назна­чение Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей либо Сове­та Республики могут быть также досрочно прекращены по решению Прези­дента на основании заключения Конституционного Суда в случае система­тического или грубого нарушения Конституции палатами парламента.Все судьи и председатели Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом. Что касается Конституционного Суда, то он формируется на паритет­ных началах: шесть судей назначаются Президентом, шесть избирают­ся Советом Республики.Генеральный прокурор, назначаемый Президентом с согласия Совета Республики, подотчетен Президенту и освобождается им от должности.Президент обладает высшей распорядительной властью. Глава госу­дарства назначает: председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов (с согласия Совета Респуб­лики); председателя и членов Комитета государственного контроля; Го­сударственного секретаря и членов Совета Безопасности; высшее коман­дование Вооруженных Сил; образует, упраздняет и реорганизует Адми­нистрацию Президента; назначает руководителей и определяет статус других органов государственного управления. Наряду с назначением Президент освобождает от должности руководителей и всех членов ука­занных органов.В полномочия Президента входят также решение вопросов о граж­данстве,помиловании, осуществление внешней политики, введение чрезвычайного и военного положения, объявление мобилизации и др. Он возглавляет Совет Безопасности и является Главнокомандующим Во­оруженными Силами.В отношении полномочий Президента применяется определенный механизм сдержек и противовесов, которыми наделены судебная и зако­нодательная власти. Парламент может ограничивать действия Прези­дента с помощью законов, посредством утверждения представляемых Президентом кандидатур на высшие государственные должности, утвер­ждения указов Президента о введении чрезвычайного, военного поло-жения в стране, полной или частичной мобилизации. Только парламент делегирует Президенту полномочия на издание декретов, имеющих силу закона, рассматривает и может отменить временные декреты главы государства. Президент может быть досрочно освобожден от должности парламентом при стойкой неспособности по состоянию здоровья осу­ществлять свои обязанности, смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Конституци­онный Суд может признать отдельные декреты, указы Президента некон­ституционными.
20.Парламент: осн направления деятельности, структура и полномочия





Парламент— высший законодательный и предста­вительный орган. Он впервые был образован в Англии в 1265 г., что дало основание считать первый парламент мира «матерью всех парламентов». Высший законодательный и представительный орган может иметь и другие названия (конгресс, сейм, бундестаг, народное собрание и др.).

В Республике Беларусь с 1996 г. парламент — Национальное собра­ние — стал двухпалатным. Избрание депутатов Палаты представителей (НО человек) осуществляется на основе всеобщего, свободного, равно­го, прямого избирательного права при тайном голосовании в одноман­датных избирательных округах. Вторая палата парламента — Совет Республики — является палатой территориального представительства, состоит из 64 членов, 56 из которых избираются тайным голосованием по 8 человек от каждой области и г. Минска на заседаниях Советов базо­вого уровня; 8 парламентариев назначает Президент.

Внутренними органами Совета Республики являются председатель, его заместитель, Президиум, Секретариат, Счетная комиссия и пять по­стоянных комиссий. Палата представителей включает одиннадцать посто­янных комиссий и несколько депутатских групп. В белорусском парла­менте фракций нет. Их образование не предусмотрено регламентом.

Законодательная власть в лице парламента наделена следующими основными полномочиями: законотворчество, экспертиза законопроек­тов, принятие законов; утверждение Госбюджета и отчета Правительства о его исполнении; осуществление внешней политики, ратификация и де­нонсация международных договоров, объявление войны и заключение мира; амнистирование; участие в процедурах назначения ключевых должностных лиц исполнительной власти, конституционного и судебного надзора; легитимация действий Президента, Правительства; контроль за ходом выполнения законов, деятельностью Правительства, других орга­нов власти. В парламентских республиках (Германия, Италия, Молдо­ва) в компетенцию парламента входит также формирование правительства и избрание президента.

В отличие от монопольного права издавать законы, имеющие высшую юридическую силу, законотворчество не является исключительной ком петенцией парламента. Во многих странах мира до 80 % и более всех за­конопроектов, рассматриваемых парламентами, инициируется исполни­тельной властью.

По отношению к парламенту применяются различные механизмы сдержек и противовесов. В наше время законодательная власть ограни­чивается, как правило, референдумом, президентским правом вето, пра­вом роспуска парламента Президентом или Правительством, Конститу­ционным Судом. Внутренними ее ограничителями являются двухпалат­ное построение парламента и наличие регламента, определяющегострогое соблюдение процедуры законотворчества. Конституционный Суд может дать заключение о несоответствии Конституции принятого парламентом и подписанного Президентом закона, после чего он утрачи­вает силу.

Влияние парламентаризма на функционирование политической систе­мы общества очень велико. Французский мыслитель Дестют де Траси (1754—1836) назвал представительную демократию «новым изобретени­ем», а англичанин Джеймс Милль (1773 — 1836) сравнил представитель­ную систему с «великим открытием современности».

Недостатками представительных законодательных органов власти являются длительные обсуждения, чересчур медленная реакция на воп­росы, требующие быстрых решений, незамедлительного реагирования. Законодательные органы являются ареной, где позволены такие «игры» как «суварикоми», «бойкот», «гильотина», «флибустьерство», а сам парламент играет роль клапана, позволяющего «спускать пар,» и умень­шать в некоторой степени социальную напряженность. Бисмарк на этот счет сказал: «Есть две вещи, приготовление которых наблюдать не стоит, — это законы и колбаса».


Наши рекомендации