Неоконсерватизм: как результат развития либеральных идей. Его история и современное состояние.

Существуют две трактовки неоконсерватизма: 1) как современното консерватизма, приспосабливающего традиционные для него ценности и представления к реалиям постиндустриальной (позднеиндустриальной) эпохи, и 2) как идеологического течения, обогащающегося и развивающегося в процессе соперничества с либерализмом и социал-демократизмом. И в первом, и во втором случаях возникновение неоконсерватизма связывается с рубежом 60—70-х гг., когда ускорение темпов общественной жизни, нарушение в ней равновесия духовного и экологического начал, появление разнообразных проблем глобального масштаба поставили под сомнение приемлемость некоторых первичных ценностей индустриальной цивилизации, когда под непрестанным напором ускоряющт•ся перемен возник серьезный кризис в ориентациях, выразившийся в осложнении процессов социальной адаптации человека. В этих условиях неоконсерватизм сумел актуализировать те положения собственной идеологии, которые оказались созвучными потребностям людей в приобщении к начинающейся новой эпохе: приоритеты семьи и религии, моральной взаимоответственности гражданина и государства, уважение к закону, предпочтение крепкого государственного порядка и стабильности, сохранение универсальных нравственных установок, препятствующих духовному опустошению людских душ, и т. д.

Неоконсервативный ренессанс последних десятилетий способствовал значительным переменам в “теоретическом облике” традиционного консерватизма: — из противников научно-технического прогресса неоконсерваторы превратились в убежденных его сторонников, поскольку только с его помощью и можно обеспечить выживание человеческой цивилизации. прежде всего рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность сограждан, в то время как государство, основываясь на моральных принципах сохранения целостности общества, должно обеспечивать необходимые гражданину жизненные условия на основе правопорядка, предоставляя ему возможность участвовать в организации институтов гражданского общества, сохраняя сбалансированность взаимоотношений общества с природой и т. д.; — неоконсерватизм сегодня выступает защитником частной собственности, свободного рынка, личной свободы индивида в обществе, но всегда подчиняет их требованиям стабильности и преемственности. Права человека рассматриваются при этом с точки зрения их естественного и социального обоснования;

— в этнокультурной сфере Неоконсерватизм исходит из убеждения, что под любым универсализмом скрывается тот или иной этноцеНтризм, навязывающий другим народам свои ценности и миропонимание, что каждый народ имеет Собственную историю, культуру, характер, психологию, традиции, обычаи, и только все они в совокупности составляют то, что принято считать человечеством.

Неоконсерватизм представляет собой многослойное и сложное образование, в котором соседствуют порой конфликтующие между собой идеи, концепции, установки и принципы. Как отмечал Л. Аллисон в 1984, консерваторы являются одновременно “индивидуалистами и Коллективистами, приверженцами авторитаризма и свободы, мистиками и разумными практическими людьми”. Разнородные и противоречивые идеи и рецепты решения возникающих ь современном мире проблем, выдвигаемые разными течениями неоконсервативного движения, делают Нелегкой задачу различения Соответствующих идейно-политических групп и течений. Достаточно сказать, что в западной литературе существует серьезный разнобой в причислении к одному из указанных направлений Р. Рейгана, М. Тэтчер и Г. Коля, которых одни авторы называют неоконсерваторами, Другие — новыми Правыми, а первых двух нередко причисляют к консерваторам-радикалистам. Расхождения между известными разновидностями современного консерватизма коренятся не столько в исходных принципиальных установках, сколько в степени концентрации внимания на тех или иных аспектах. Это относится и к консерваторам-традиционалистам в их национальных вариантах — голлизму во Франции, торизму в Англии или социал-консерватизму в ФРГ. SO-e гт нашего столетия ознаменовались активизацией деятельности и усилением позиций консервативных сил в ведущих странах Запада. В 1983 был создан Международный демократический союз, объединивший консервативные партии Западной Европы, Республиканскую партию США, Либерально-демократическую партию Японии и австралийских консерваторов. М. Тэтчер приветствовала новый “консервативный интернационал как великое средоточие мысли и духа”.


47. История идеи социал-демократии в современной мире и России. (Соц. интернационал).

До Первой мировой войны «социал-демократами» называли всех последователей левой идеологии — как марксистов, так и последователей Лассаля. Таким образом, эта категория объединяла и радикальных революционеров — Владимира Ильича Ленина и Розу Люксембург, и умеренных эволюционистов — Карла Каутского или Эдуарда Бернштейна. Усвоив отдельные принципы марксистской теории (а также идеалы христианского социализма), современная социал-демократия в то же время делает упор на социальную справедливость, национализацию стратегически важных предприятий, государственное вмешательство в экономику, социальное партнерство между трудящимися и работодателями, демократическое общество, идеологический плюрализм, убежденность в принципах свободы.

Истокисоциал-демократии коренятся в эпохе ранней промышленной революции, когда оформилась концепция утопического социализма. Когда стало ясно, что необходимо предпринять некоторые изменения, чтобы успокоить недовольство масс, правительства, до недавнего времени полностью поощрявшие буржуазию, начали делать уступки, чтобы предотвратить народные волнения, способные перерасти в социальную революцию. Среди этих уступок основными были: 5-дневная рабочая неделя и 8-часовой рабочий день, сверхурочная плата и улучшенные условия труда.

Со временем, многие страны развили систему государства всеобщего благосостояния, само название которой свидетельствует о том, что она предусматривала повышение благосостояния каждого отдельно взятого гражданина. Такая концепция чаще всего снабжает население базисными потребностями типа всеобщего образования, здравоохранения и пособия по безработице.в годы «Великой депрессии» многие государства обратились за помощью к социал-демократическим партиям, которые с помощью государственного регулирования быстро справлялись с кризисной ситуацией. Примером тому является Швеция, где первое полностью социалистическое правительство Ханссона смогло стабилизировать ситуацию всего за два года, и после этого шведские избиратели в большинстве своём голосуют за Социал-демократическую партию Швеции практически на всех выборах.

Недавний крах восточноевропейских социалистических государств привёл социалистов во всём мире к пересмотру части их доктрин, включая централизованное планирование и национализацию промышленности. Политика некоторых социал-демократических лидеров, например, «третий путь» Тони Блэра или Герхарда Шрёдера, подобно либерализму делающий опору на «средний класс», подвергалась острой критике левого крыла их партий, поскольку она поддерживает интересы скорее не трудящихся, а средней буржуазии.

Несмотря на определенную потерю политического влияния и кризис в социал-демократическом движении, идеи демократического социализма продолжают быть весьма популярными

В целом, социал-демократы поддерживают принципы справедливости, свободы, равенства и братства.

· Защиту прав человека.Принцип равных прав и возможностей (а не только равных возможностей, как в консерватизме).Политический и идеологический плюрализм.Социально ориентированную рыночную экономику в противовес абсолютизированному свободному рынку.Ограниченное государственное регулирование экономики.Создание эффективных регулятивных механизмов в предпринимательстве в интересах рабочих и мелкого предпринимательства.Принцип справедливой торговли.Равноправие и защиту всех форм собственности.Создание мощного государственного сектора в экономике, конкурирующего на равных с частным.Национализацию стратегически важных предприятий, особенно в военной, аэрокосмической, металлургической, нефтеообрабатывающей промышленности и энергетике.Социальное партнерство между трудящимися и работодателямиСотрудничество с профсоюзами.Сокращение разрыва между богатыми и бедными.Поддержку неимущих слоев населения Создание «государства всеобщего благосостояния».Систему защиты экономических прав рабочих, предусматривающую: Ограничение рабочей недели (до 35-40 часов)Улучшение условий труда рабочих.Эффективную систему социального обеспечения, предусматривающую: Всеобщее бесплатное образование, равный доступ к которому имеет все население страны.Государственную систему всеобщего бесплатного здравоохранения для всех граждан страны.Государственную помощь в форме пенсий и пособий по инвалидности и безработице.Государственную помощь для ухода за детьми.

· Средний или высокий уровень налогообложения, необходимый для финансирования государственных затрат.

· Введение новых законов по охране природы и окружающей среды (хотя и не настолько радикальных, как проекты «Зелёных»).Снятие ограничений с иммиграции и мирное сосуществование культур и цивилизаций.


48. Неолиберализм в политике и экономике.

направление политической экономики и философии, возникшее в 1930-е годы и достигшее своего расцвета в конце 1980-х — 1990-е. Неолиберализм, в отличие от либерализма, не отрицает полностью государственное регулирование экономики, рассматривая свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего на основе экономического роста, который измеряется валовым внутренним продуктом. Возникновение неолиберализма связывается с наступлением «второй эры глобализации» (не путать с новым либерализмом). Неолиберализм сформировался в качестве оппозиции развитию в середине XX века идей социал-либерализма, предполагавшего социальное сотрудничество и защиту, сочетания конкуренции с государственным регулированием и социальными программами.

Экономическая политика неолиберализма заключается прежде всего в полном отрицании протекционизма, который рассматривается как главная причина неэффективности экономики. Необходимым считается обеспечение полной открытости рынков и ориентация их на экспорт, для развивающихся стран это требование является категорическим. Эта идея обосновывается, во-первых, потребностями наднационального глобального распространения передовых технологий и, во-вторых, принципиальной неспособностью правительств регулировать действия крупных национальных и транснациональных корпораций. Политическая экономия неолиберализма лежит в основе принципов деятельности Международного валютного фонда, Всемирного банка и Всемирной торговой организации.

Социальная концепция неолиберализма основана на рыночной интерпретации всех типов общественных связей: каждый человек рассматривается как свободный предприниматель, организующий собственную жизнь как предприятие, а каждое социальное взаимодействие — как контракт (акт купли-продажи). Все формы отношений, в том числе взаимоотношения работников одной компании или членов семьи, рассматриваются как виды суб-рыночной конкуренции. Согласно теории неолиберализма, нации и государства тоже на мировом рынке также выступают в роли предприятий. С точки зрения философии неолиберализма, существование и функционирование рынка обладает самоценностью, независимо от его воздействия на производство товаров и услуг, а законы функционирования рыночных структур составляют фундаментальное основание этики. Соответственно, в неолиберализме не существует различия между рыночной экономикой и рыночным обществом, а его этическая концепция возвращается к меркантилизму.Критика неолиберализма и глобализма указывают на пагубность неолиберальной экономической политики для разрешения проблем кризисных экономик, поддержания социальной справедливости, существенное снижение стандартов в сфере труда, нарастающий ущерб окружающей среде. Эта критика особенно усилилась после крупных неудач политики неолиберализма в Аргентине, Восточной Европе, Юго-Восточной Азии и в Северной Африке.

Наши рекомендации