ВОПОС 2. История развития Д.Ф. и современное состояние
Перечень вопросов к экзамену по дисциплине
«дифференциальная психология»
1. Дифференциальная психология как наука: определение, цель, задачи, структура, пересечение с другими науками.
2. История становления дифференциальной психологии как науки и ее современное состояние.
3. Методы дифференциальной психологии.
4. Метод «близнецов» и его разновидности.
5. Понятие психологической нормы.
6. Современное понимание среды и наследственности. Взаимодействие среды и наследственности.
7. Гуморальная теория темперамента Гиппократа-Галена
8. Конституциональные теории темперамента Э. Кречмера, У. Шелдона
9. Факторные теории темперамента (Г. Хейманс и Э. Вирсма, Дж. Гилфорд, Л. Терстон, К. Юнг)
10. Изучение темперамента в отечественной психологии (И.П. Павлов).
11. Изучение темперамента в отечественной психологии (В.П.Симонов).
12. Сравнительный анализ теорий темперамента
13. Темперамент, как совокупность психических свойств (В.С. Мерлин)
14. Функциональная асимметрия больших полушарий мозга, как задатки специальных способностей.
15. Методы и методики определения ведущего полушария.
16. Соотношение понятий: индивид, личность индивидуальность.
17. Структура индивидуальности в подходе Б.Г.Ананьева.
18. Структура индивидуальности в подходе В.С. Мерлина.
19. Структура индивидуальности в подходе Э.А. Голубевой
20. Понятие о способностях и их природе.
21. Теории происхождения способностей.
22. Структура специальных способностей.
23. Интеллектуальные способности
24. Понятие одаренности и гениальности.
25. Определение характера. История изучения характера. Место характера в структуре индивидуальности.
26. Типологии характеров (Э. Фром, К. Леонгард, А.Е. Личко).
27. Психология характера в работах А.Ф.Лазурского
28. Пол в структуре индивидуальности.
29. Методы и методики изучения индивидных свойств, свойств личности и индивидуальности человека.
ВОПРОС 1. Предмет и задачи дифференциальной психологии.
Д.Ф - отрасль науки, изучающая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий. Это наука о закономерностях психического варьирования.
Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики. Количественно оценивает индивидуальные различия в разных сферах.
Диапазон исследуемых особенностей: от свойств нервной системы до социальных установок и интересов.
Цель Д.Ф.:
познание индивидуальных особенностей и научное изучение механизмов становления и развития человеческой индивидуальности
Задачи:
- Изучение различных источников вариабельности среди измеряемых признаков (насколько мы разные)
- Исследование взаимоотношений между измеряемыми признаками (ищем корреляции)
- Анализ группового распределения признаков.
- разработка теоретической основы психодиагностических исследований
Структура Д.Ф.:
Индивидуальные различия
Типологические различия
Групповые различия (пол, регион)
Пересечение с другими науками
Д.Ф.связана с общей психологией, с возрастной, педагогической, социальной, с психодиагностикой, психоконсультированием, с психологией семьи, с социологией, философией, психофизиологией.
ВОПОС 2. История развития Д.Ф. и современное состояние
В своем развитии наука проходит три этапа: донаучного знания, естественнонаучной парадигмы познания и гуманитарной парадигмы.
Донаучное - метод наблюдения, накопление житейских знаний, невысокий уровень обобщения
Естественнонаучная - установление причинно-следственных закономерностей, при опоре на эксперимент, обобщение закономерностей. (Номотетический подход отражает общие свойства явлений („номос" - закономерность).
Гуманитарная - сосредоточена на уникальности рассматриваемого явления. Идеографический подход - основная ценность - индивидуальные особенности явления. „Идиографический" происходит от греч. слова „идиос" означает „являющийся чьей-то собственностью", „принадлежащий кому-то". Цель идиографического подхода описание неповторимого сочетания, психологических особенностей конкретного человека. Господство гуманитарной парадигмы - зрелость научной дисциплины.
из донаучного знания на становление Д.Ф. повлияли:
характерология - сводила различия между людьми к типам (классификации анатомофизиологические, психологические) И. Кант
психогностика - отношения между движениями, анатомическими характеристиками и свойствами характера (основал Ж. Лаватер)
френология - особенности чел. по форме черепа (развивал австрийский анатом Ф.Галл)
графология - о почерке (аббат И. Мишон).
В 1796 г. в Гринвиче был уволен сотрудник обсерватории за грубую ошибку (почти в секунду) в определении местоположения звезды. Применявшийся в то время метод решения этой задачи (метод Бредли) состоял в следующем. Нужно было регулировать моменты прохождения звезды по координатной сетке телескопа, отсчитывая при этом секунды и отмечая (высчитывая) положение звезды секундой раньше и секундой позже ее прохождения. Астроном из Кенигсберга Бессель пришел к выводу, что ошибка сотрудника не была следствием небрежности. В 1816 г. он опубликовал результаты своих 10-летних наблюдений за временем реакции человека. Оказалось, что время двигательной реакции является весьма изменчивой характеристикой, и различия между людьми равны примерно 1 секунде. Так, из разъяснений досадной "ошибки", связанной с особенностями организма конкретного человека, возникла дифференциальная психология, изучающая и измеряющая индивидуальные различия людей.
Сам термин "дифференциальная психология" был введен немецким психологом Уильямом Штерном в 1900 году в своей работе «Психология индивидуальных различий».
Он собрал современные ему представления о различиях между людьми и на основе этого разработал целую концепцию, а затем добавил к индивидуальным различиям вопросы, связанные с групповыми различиями и обозначил эту область, как “дифференциальная психология”. В.Штерн (1911/1994) первым назвал дифференциальную психологию "наукой о существенных различиях в психических функциях и свойствах".
Первые крупные представители Д.Ф.:
А. Бине, Дж. Кеттелл, Ф. Гальтон, В. Штерн, а в России - Лазурский А.Ф.
Предпосылки оформления Д.Ф. в отдельную науку:
1.Внедрение в психологию экспериментального метода . 1879 В. Вунд - первая лаборатория и их распространения в Европе и Америке. Отмечая удивительную плодовитость Вундта, исследователи подсчитали, что за 68 лет он написал 53 735 страниц, т.е. писал приблизительно 2,2 страницы в день.
2. использование методов статистического анализа (дисперсионный анализ, корреляционный анализ, факторный анализ)
3. использование данных психогенетики.
Индивидуальные отличия психики и поведения людей на качественном уровне были выявлены еще античными исследователями, а на количественном уровне эти отличия были зафиксированы в первых экспериментальных исследованиях психических процессов в лаборатории В. Вундта.
Описание отличий по количественному уровню и можно считать началом дифференциальной психологии.
Вторая половина XIX в. - это время зарождения психологического тестирования, и в этот период психология индивидуальных различий не отделима от психодиагностики. Английский исследователь, антрополог и психолог,Сэр Фрэнсис Гальтон(1822-1911), являющийся родоначальником исследования индивидуальных различий и отцом психодиагностики.
Начиная с 1869 года, он публикует серию работ, в которых обосновывает свой тезис о наследственной передаче способностей от родителям к детям. Анализирует семьи великих людей и описывает результаты своего анализа в книге, „Наследственный гений", рассылает анкеты крупным английским ученым и опять утверждает, что выдающиеся достижения являются результатом хорошей наследственности „Люди английской науки: их природа и воспитание". Он писал о необходимости улучшения британской расы - повышения умственных способностей путем селективного отбора. В 1883 году эти идеи получают названия евгеники.
В границах истории психологии считается, что основатель дифференц. психологии -Френсис Гальтон. Он в 1894 году организовал Королевскую лабораторию для измерения индивидуальных отличий людей на уровне сенсорной чувствительности протестировав более 9 тысяч испытуемых.
«Исследование человеческих способностей и их развитие", в которой описал основы психологического тестирования. В своих исследованиях применял экспериментальные методы и методы математической обработки. Изобрел ряд приборов и экспериментальных процедур ("метод близнецов", метод анализа образной памяти, ассоциативный метод). Разработал принцип факторного анализа. Автор многочисленных докладов по вопросам феноменологии восприятия, способности к визуализации представлений, ассоциативных способностей, свободной воли, гениальности и пр.
Д.Ф. возникла в границах экспериментальной психологии.