Основные разновидности политической идеологии.-ВОПРОС 35

42. Трансформация политической культуры при переходе от тоталитаризма к демократии.
43. Особенности политического сознания современного российского общества.

На современном этапе российское общество столкнулось с радикальными изменениями во всех областях социального бытия, что не могло не отразиться на массовом политическом сознании. Институциональные основы действовавших до переходных процессов идеологических ориентиров и мировоззренческих ценностей либо трансформировались, либо исчезли. С распадом СССР некогда могущественная коммунистическая идеология, имевшая статус государственной, перестала определять приоритеты в массовом сознании. Так, в длительном кризисе находятся чрезвычайно важные и традиционные для российского сознания представления о патриотизме. Государственнический патриотизм советского образца сегодня имеет мало приверженцев из-за того, что в нем доминировал диктат государства, а не идеал свободы, самостоятельности и ответственности граждан. Одна из важных особенностей политического сознания россиян состоит в том, что им предлагается соединить государственность и идеи патриотизма с идеями индивидуальной свободы и гражданственности. Изучение массового политического сознания в России свидетельствует о том, что в нем есть ряд идей, которые принимаются большинством населения. Это - "идеи самоценности человеческой жизни, личного достоинства, свободы, равенства всех граждан перед законом, священности и неприкосновенности собственности" (Т. Кутковец, И. Клямкин). Установки тоталитарного общества "подчинять личное общественному", по мнению некоторых исследователей, начинают уступать свое место новым жизненным ценностям. Но это еще не означает, что сегодняшний россиянин становится на позиции убежденного антигосударственника, не принимающего государственной опеки, патронажа, в первую очередь в социально-экономической сфере. В сознании постсоветского человека сильна позиция традиционности. В закрытом советском обществе планово-командной экономики с исторически сложившимся антисобственническим, антирыночным менталитетом населения, с социально-иждивенческой, уравнительной психологией бедность рассматривалась как добродетель, а эгалитаризм - как ключевое звено в построении справедливого общества. Эгалитаризм исходит из естественного стремления людей к равенству и социальной справедливости. Однако проблема равенства в политическом контексте решается по-разному. Существо этих различий показал А. де Токвиль, дав либеральное понимание равенства как "равенства условий существования" в противоположность "равенству в результатах" в его социалистической трактовке. В российском массовом политическом сознании такие ценности, как коллективизм, справедливость, духовность, терпеливость воспринимаются в качестве основных проявлений духовной самобытности России, как ее главное достояние.


44. Особенности процесса формирования национально-государственной идеи в современной России.

национальная идея способна гармонизировать весь спектр политических отношений и в ряде случаев придать им смысл или даже изменить их. В.В.Путин на одной из встреч в 2004 г. заявил, что национальной идеей для страны должна стать ее конкурентоспособность. «Национальная идея в политическом дискурсе России». Суть ее заключается в том, что «первая составляющая понятия – “национальная” – определяет его сущностные основания, вторая – “идея” – функциональное наполнение». Понятие «идея» тесно связано понятием «идеал», то есть, национальная идея – это социокультурная целостность, возникающая благодаря продуцированию системы базовых идеалов базовой национальной культуры.

Сегодня зачастую определение национальной идеи сводится к оптимальному поведению человека на пользу себе и обществу. В России же национальная идея всегда была чем-то метафизическим, имевшим связь с Небесами, и фактическое выражение при этом было излишним, как излишни для православного человека попытки раскрытия тайны Святой Троицы, например. Русская национальная идея существовала в свое время в известной концепции «Москва – Третий Рим» и получила свое выражение в формуле «Православие – Самодержавие – Народность».

Особая роль отводится государственной идеологии, своеобразному «фильтру», который в идеале должен регулировать все то многообразие тенденций, которые поступают из внешнего, по отношению к нации, мира, и адаптировать национальную идею к современным реалиям.В современной России речь не идет о признании религии государственной, а о принятии ее основ за базовые постулаты национальной идеи. В своих попытках интеграции в мировое сообщество Российская Федерация следует основным принципам, которые принимаются за основу западными государствами в современном мире.Разумеется, религиозная свобода для них – это одна из основных свобод человека, и ссылка на идеалы любой религии в национальной идее многоконфессиональной России будет означать, по представлению Запада, очередное нарушение прав человека.


45. Политический менталитет: факторы формирования и проблема единства и устойчивости.

единая, синкретическая форма осознания социально-политической системы, которая формируется в результате осмысления политического опыта индивидуальным и коллективным политическим сознанием и выражает актуальные для данного политического коллектива ценности.Ментальное осознание, в отличие от рационального, не имеет четко выраженных границ; способ его формирования, зачастую, погружен в бессознательное. Создателем его можно считать народ, представление которого осуществляется анонимно в мифологическом сознании, и элиту, осмысливающую политический опыт в форме идеалов, символов, ценностей, стереотипов, и других феноменов политического сознания. Актуальное ментальное сознание возвращается в <народ>, приобретая догматическую укорененность.ПМ-т всегда прост и доступен для понимания, если он вырастает на фундаменте естественной культуры. Он погружен в традиции, естествен для понимания, постоянно реализуется в политической практике. Ментальное сознание складывается начиная с рождения человека и формируется всю жизнь. Воспитание, образование, политическая и общественная социализация, политические культура и участие, электоральное поведение, политическая элитаризация - все эти моменты воздействуют на формирование политического менталитета. Входят в менталитет и заимствования из иных политических культур. Подобные заимствования по-разному модифицируют господствующую ментальность.В этом отношении можно говорить о дифференциации ментальности, которая в своей реальности воспроизводит структуру политической культуры. Элитные субкультуры могут иметь ментальность, далекую от материковой. В этом случае политическая ментальность будет основана на заимствованиях. Превращенная ментальность свойственна и для политических маргиналов, ее особенность может быть самой удивительной, воспроизводя социокультурную феноменологию той или иной маргинальности. В обществе, где осуществляется политическое и социальное конструирование, в особенности в эпоху кризисного воспроизводства, менталитет неустойчив, носит внешний характер, дезориентирует людей. Старые привычные ценности разрушаются, новые ценности находятся либо в стадии становления, либо иллюзорны.Состояние российского менталитета к концу XX в. можно считать трагичным, парадоксальным и кризисным. За семьдесят лет Советской власти возникла новая ментальность, затем она была разрушена. Новые ценности являются предметом спекуляции. Народ дезориентирован. Ясность внесет реальная жизнь.Полученные знания, ориентации, ценности и установки в совокупности образуют политический менталитет

Наши рекомендации