Понятие Политическое поведение, мотивы, настроение, установки и убеждения

политическое поведение качественно неоднородно. Выделяют наиболее значимые формы:

1. реакция, когда действия людей в политике слу­жат ответами на внешнее воздействие, источником ак­тивности в этом случае служат другие люди или инсти­туты;

2. периодическое участие, связанное с делегирова­нием полномочий во всякого рода выборах, политиче­ских кампаниях;

3. деятельность в политических организациях, движениях, партиях;

4. выполнение политических функций в рамках го­сударственных органов: служба в армии, органах госу­дарственного управления и охраны правопорядка, при­влечение к осуществлению всякого рода контроля обще­ственности за их деятельностью;

5. посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в полити­ческих дискуссиях;

6. прямое действие — непосредственное влияние на функционирование и изменение политических инсти­тутов через такие формы политической активности, как митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, кампа­нии неповиновения или бойкоты;

7. воздействие на ход политических процессов че­рез обращения и письма, встречи с политическими лидерами, представителями государственных и политиче­ских организаций, движений...

Весьма разнородными являются не только сами ви­ды политического поведения, но и те основания, кото­рые побуждают участвовать в нем:

1. интересы;

2. мотивы

3. роль, принимаемая участником политического действия или которая ему отводится обстоятельствами или другими участниками;

4. политический статус;

5. принадлежность к группе;

6. участие в организации и др.

Основные участники политического поведения: 1 лидеры; 2 активисты; 3 последователи; 4 лидеры мне­ния.

Виды негативного политического поведения:

1. политическая иммобильность;

2. аномия

3. абсентеизм

Факторы регуляции политического поведения:

1. роль лидера;

2. характер аргументации, призыва, обращенного к массовому участнику

3. закрепление норм политического поведения В принципах политической организации;

4. уровень информированности уча­стников;

5. политическое образование;

6. степень групповой идентификации;

7. политизация деятельности

8. увеличение степени риска в политике (способствует консолидации участников;

9. усиление влияния пaртий на ход политических процессов.

20. Полит.участие, сущность, формы, типы, уровни. Полит участие - это действия, посредством к-рых рядовые члены об-ва влияют или пытаются оказать влияние на функционирование полит. сист, формирование полит. институтов и процесс выработки полит. решений.Осн. формы полит. участия: 1) активные (руководство гос-ными и партийными учреждениями, деят-сть кандидатов на выборные должности в представительных органах власти, организация предвыборных кампаний и т.д.), 2) промежуточные (участие в полит. собраниях, поддержка партий денежными пожертвованиями, контакты с официальными лицами и полит.лидерами и т.д.), 3) наблюдательную (ношение на демонстрациях транспарантов, попытки вовлечь друг граждан в процесс голосования или полит дискуссии и т.д.), а также “апатич-ное” отношение граждан к политике. Типы: 1)Автономное участие - это свободная, добровольная деят-сть индивидов, преследующ личные и групповые интересы. 2)Мобилизационное участие-носит принуди-тельный, вынужденный хар-р. Стимулами полит активности становятся страх, административное принуждение и угроза применения санкций. 




21. В политологии сложился термин «правящая элита». Она выделяет из своей среды небольшую, но активную группу, которая разрабатывает государственные решения, принимает их и непосредственно управляет обществом. Это и есть элита .Этот термин вошел в общественные науки в конце XIX в., а в США – лишь в 30-е гг. Элита обычно – это ограниченный круг лиц, отличающийся от других привилегиями, влиянием, престижем и крепким внутренними связями Элита при благоприятных условиях может иметь максимальное, и даже монопольное влияние. Правящая элита неоднородна – есть высший и низший слои. Высший состоит из тех, кто принимает решения, правителей, а более многочисленный низший – опора для высшего и связующее звено между ним и массами. Это посредник между правителями и управляемыми.Элита- это неотъемлемый элемент любого общества. Его существование обусловлено неравенством способностей людей, что приводит к выдвижению тех, кто может выполнять свою работу лучше других. Руководящая элита – это те, кто принимает решения и влияет на функционирование всего общества. А полит.элита входит в руководящую элиту, это – часть соц. группы или нации, наиболее активно определяющая способы реализации интересов всей соц. группы или всей нации. Полит.элита выполняет также, кроме функции выражения интересов группы, функции интеграции управления, ищет компромиссные решения, регулирует конфликты между соц. группами. лидер – это тот, кто содействует, помогает, а не тот, кто отдает приказы. В наших словарях лидер – это глава политической организации, партии, профсоюза. Лидером может быть только личность, отличающаяся самостоятельностью мышления, способностью генерировать идеи, выражать настроения масс. К политическим лидерам обычно относили руководителей государств, партий, организаций и движений. Во-первых лидер благодаря авторитету и влиянию, выдвигается стихийно, а руководитель либо назначается, либо избирается. Во-вторых, лидер – непременно личность, продукт «естественного отбора». Лидерство нестабильно, его все время надо подтверждать. В-третьих, лидер не имеет четко обозначенных полномочий и обязанностей, а вот руководитель ими располагает.




22. Лидерство– один из механизмов объединения групповой деятельности, когда индивид объединяет и направляет деятельность всей группы, принимающей и поддерживающей его действия. Лидер может завоевать авторитет при наличии следующих условий:если у него есть четкая программа деятельности, соответствующая тенденции развития общества;если его отличает знание проблем, связанных с реализацией программы, и готовность нести личную ответственность за ее воплощение в жизнь;если он способен создать систему политического руководства, обеспечивающую возможность вести за собой последователей на реализацию принятой программы;если он может создать морально-психологический климат, обеспечивающий наиболее благоприятные условия политической жизни.Лидером может быть только личность, отличающаяся самостоятельностью мышления, способностью генерировать идеи, выражать настроения масс. К политическим лидерам обычно относили руководителей государств, партий, организаций и движений. Лидер благодаря авторитету и влиянию, выдвигается стихийно,лидер – непременно личность, продукт «естественного отбора»..Функции политического лидера:1) четкая формулировка целей, нахождение и принятие оптимальных политических решений;2) объединение общества. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединить граждан вокруг общих целей и ценностей;3) социальный арбитраж и защита общества от беззакония, поддержание порядка и законности 4)мобилизация общества на реализацию политических целей. Лидер должен обеспечивать прогресс и сохранение традиций, вселять в людей веру в идеалы и ценности;5)коммуникация власти и масс, упрочнение политической и эмоциональной связи выступают СМИ встречи с избирателями и т.д.Роль политического лидера в осуществлении власти следует рассматривать в контексте влияния конфликтной ситуации в обществе на власть. Авторитет лидера – это результат его политики. И если эта политика противоречит объективным интересам соц. групп, то авторитет лидера рушиться. И никакие прошлые заслуги не спасут его от краха.

23.Роль выборов в политической системе современного общества.

Выборы – это процедура, при которой определенная группа людей выделяет из своей среды одного или нескольких представителей для исполнения каких-либо общественных функций.

С выборами тесно связано избирательное право, регулирующее условия и порядок проведения выборов. Различают активное и пассивное избирательное право. Активное – это право граждан участников в избирании членов выборных государственных органов, а также в референдумах.Пассивное – это право избираться, т.е. быть зарегистрированным в качестве кандидата и избранным в представительную структуру.

Принципами избирательного праваявл принципы всеобщего, равного избирательного права, тайного голосования, прямых или косвенных выборов.

1) Принцип всеобщего избирательного права предполагает, что все граждане государства, независимо от пола, расы, национальности, положении в обществе, доходов, политических взглядов и религиозных убеждений, имеют право участвовать в выборах.

Осуществление активного избирательного права может быть прямым (прямые выборы) или косвенным (непрямые и многоступенчатые выборы). Прямое голосование является наиболее распространенным и демократичным, т.к. избиратели сами избирают своих представителей в выборные органы.

Косвенное (непрямое) голосование означает, что избиратель голосует за своих представителей, а уже те будут голосовать от их имени.

2) Следующий принцип избирательного права – принцип равных выборов. Здесь должны соблюдаться следующие условия:

а) каждый избиратель имеет одинаковое число голосов

б) все избиратели голосуют на равных условиях. Иногда существует голосование по куриям. У нас были выборы от обществ ветеранов и инвалидов;

в) каждый депутат дожжен представлять равное число избирателей, т. е. избирательные округа должны быть равными по численности населения. Иногда здесь имели место махинации.

3) Еще один принцип – тайного голосования. Он означает, что контроль за голосование недопустим. Избиратель заполняет бюллетень в изолированном помещении и лично опускает его в урну. Тайно е голосование действует почти везде сейчас.

Таким образом, выборы являются важнейшей формой политической борьбы – борьбой за голоса избирателей.


Наши рекомендации