Социально-политические идеи Беларуси в XVI – XIX вв
В процедуре укрепления феодального порядка в ВКЛ появляется опубликованные на древне-белорусском языке правовые акты. Большой интерес представляет первый – 1529, второй – 1566, третий –1588 статуты ВКЛ. Они представляют собой полный свод законов, благодаря которым общественная жизнь была заключена в четкие правовые рамки. Это своеобразная феодальная конституция, согласно которой права и обязанности разных сословий отличались друг от друга, но зависели не от чьей-либо личной воли, а только от закона. Как в Зап. Европе, так и в Беларуси в 15-16 веках возникло идейно-политическое течение, связанное с общеевропейским гуманизмом, реформацией и возрождением. У истоков гуманистического видения стоял Ф. Скорина 1490-1541. Он оставил богатейшее философское и литературное наследие, кот. содержит суждения о политике. Основной интерес он проявлял к праву и закону. Законы он дели на 2 категории: естественные и написанные на бумаге. Естественные законы возникли из естественных ПЧ. Они заложены в самой его природе. Законы, написанные на бумаге, появлялись тогда, когда люди преступали естественные законы и начинали безобразничать. Закон призван положить этому конец. Он настаивал на том, что перед законом все равны. Законность и правопорядок стали бы нормой общества. Гуманизм Скорины отличался демократичностью. В своих произведениях он обращался к простым людям, считая их полноправными гражданами. Как один из лучших представителей гуманизма эпохи Возрождения, Скорина являлся сторонником идеи «вечного мира».
В 16 веке в Беларуси множество гуманистов. Многие из них имеют умеренные политические взгляды, выступали лишь за совершенствование и реформирование демократического общества. Они: Гусовский, Будный, Сапега и другие. Часть выступала за радикальные изменения существующего государственного строя, за уничтожение крепостного права, за превращение городских плебеев и ремесленников в свободных собственников и равноправных граждан. С резкой критикой католической церкви, наиболее безобразное проявление крепостничества выступалБудный (1530-1593). В предисловии к Катехизису осудил взяточничество, аморальность, невежество католических священников. В своем главном политическом произведении «О светской власти» (1583) он выступил с критикой феодализма. Он требовал ограничения шляхецкого произвола, равенства всех сословий перед законом. В этом труде он обосновал свой политический идеал – монархию, во главе с просвященным монархом. Он выдвигал положения о божественном происхождении власти и воля Бога обязательна для всех. Власть бывает несправедлива, т.к. люди используют ее в корыстных целях. Будный сформулировал основную доктрину, обусловленную необходимостью власти. К ним он относил установление порядков в государстве, охрану интересов личности и государства.
Гусовский наряду с проблемой взаимоотношений человека и общества с природой в своих опубликованных работах излагал и полит взглды. Особое место отводилось идеальному правителю. Он ищет эти черты не в библейск сюжетах а в реальной жизни.В качестве такого он выделил Витовта, который отличался мудростью, справедливостью и воинской доблестью.Гусовский ярый противник воин.
А. Волан помимо писательского труда занимался полит деятельностью.Он довольно основательно разработал концепцию правового общества и правового гос-ва.(«О полит или гражданской свободе). Законы по Волану должны использоваться и в борьбе с пьянством, прелюбодеянием, обжорством и др излишествами.Т акая bltz носила утопический хар-р.Приемлимой властью счит монархию, которая правит народом с помощью законов.
Лев Сапега за единое и независимое гос-во. Выражал прежде всего интересы шляхты, но и отстаивал права управляемых.
Казимир Лыщинский «Трактат о не существовании Бога». Изложены оригинальные атеистические, общ.-политические идеи. Сторонник идеи утопического социализма в Беларуси. В своей утопии высказывал идей имущественной революции, всеобщности труда, справедливого деления материальных богатств, осуждал войны.
После трагического финала восстания 1930-1930 в Беларуси начало формироваться революционно-демократическое выступал за освобождения крестьян от крепостничества через вооруженное восстание. За право направление общественной мысли. Нужны были народные массы.
Франц Савич – создал «демократическое общество» (тайная революционная организация), каждого народа на национальную самостоятельность, за дружбу между народами Беларуси, России, Польши, Украины.
Калиновский – взгляды:
критика феодально-крепостнических отношений;
идеал справедливого общественного строя, в котором созданы все условия для счастья человека труда;
пути осуществления этого идеала.
Развивая идеи русских революционных демократов он вскрыл сущность крепостной эксплуатации во всех ее формах, показал паразитизм помещиков, исключительно тяжелое положение крестьян. Критиковал абсолютизм, его громадный бюрократический аппарат управления, систему взяточничества, сравнивал чиновников с саранчой. Новое общество д. быть обществом трудящихся. Он был защитником бел. крестьян, выразителем их стремлений к соц. реформаторству, мечтал раздать землю крестьянам. Осуществление всех проектов связывал с крестьянской революцией.
В 70-80е идеи народничества поддерживали Богушевич, Лучина, Богданович.. Многие из них были связаны с организацией «Народная воля». Выступали против крепостничества и самодержавия, отстаивали интересы крестьян. Высткпали за самостоятельность Беларуси.