Политология как наука, ее предмет, задачи и роль в

Политология как наука, ее предмет, задачи и роль в

Функции и методы политологии

Политология выполняет ряд функций:

- Прагматическая – направлена на достижение необходимых полит целей путём предварительной проверки выбранного курса с тем, чтобы избежать ошибок.

- Объяснительная – изъясняет причины принимаемых решений и пути их осуществления.

- Прогностическая – позволяет предположить наиболее вероятное развитие событий.

- Оценочная – даёт оценку полит строю, его институтам, событиям, поведению и т.д.

- Рационализации полит жизни – направлена на совершенствование

- Экспериментальная – призвана дат ответ на вопрос, что необходимо сделать, какое принять решения, чтобы получить желаемый результат.

- Воспитательная – формирует определённые полит культуры, гражданственности, обеспечение полит социализации общества и личности

Методы и категории политологии.

Политология использует все методы, которые существуют в общественных науках. Методы – это приёмы изучения конкретной информации.

Среди частных: сравнит, бихевиоральн, соц, инстит.

Общенаучн: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование.

· Сравнительный метод. Его суть: этот метод путём сопоставления однотипных полит явлений позволяет выявить наиболее целесообразные пути развития общества, найти действенное средство для решения стоящих перед ней задач.

· Системный метод. Обеспеч. возможн. исследовать то или иное полит явление как нечто целое, посредством последовательного изучения составляющих его эл-тов.

· Бихевиоральный (поведенческий) метод. Он исходит из того, что определёнными мотивами полит поведения людей явл психологический мотив. Его суть в изучении полит процессов путём анализа поведения и настроения людей посредством анкетирования, опросов, проведения избирательных компаний, референдумов и т.д.

· Социологический метод. Связан с выяснением зависимости политики от состояния общества, экономич. отношений, соц. структуры, идеологии, культуры и т.д.

· Институциональный метод. Направлен на изучение роли гос-ва, полит партий, организаций, движения и др. институтов, с помощью которых осуществляется полит деятельность в обществе.

Исторический метод

Политическая система: понятие, структура, функции, типология. СМИ в политической системе.

полит система—совокупность раз­личных политических институтов, социально-политиче­ских общностей, форм взаимодействий и взаимоотноше­ний между ними, в которых реализуется политическая власть.

Основные элементы политической системы обще­ства:

1. полит организац общ-ва(гос, партии, общ организации)

2. соц-полит нормы(законы, традиции)

3. полит отношения

4. полит сознание(полит идеалогия и психология)

5. полит ку-ра

Функции политической системы общества:

1. Определение целей и задач развития общества, выработка программы его жизнедеятельности.

2. Мобилизация ресурсов общества на достижение поставленных целей.

3. Интеграция всех элементов общества, поддержа­ние его целостности и стабильности, гармонизация ин­тересов.

4. Обязательное для всех граждан распределение де­фицитных ценностей.

5. Политическая социология.

6. Нормотворчество и др.

7. Легитимация

8. Формиров полит сознания

9. Обеспечен безоп-ти

Модификации типов политических систем

в зависимости:

1. От хар и СП-ба взаимоотн вл-ти:

Демокр

Авторит

Тоталит

2.по изменениям обществ строя

Консервативн

Трансформирующиеся

3. по характеру взаимодействия со средой:

открытые;

закрытые;

4.по призн участия в полит процессеангло-американская;

Либеральная демократия

Коммунист демокр

В чистом виде тот или иной тип политической сис­темы общества не существует.

Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации.

Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют серъёзное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его.

СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют ещё четвёртой властью.

Выражая и формируя общественное мнение, СМИ, с одной стороны, аккумулируют опыт и волю миллионов, с другой - воздействуют не только на сознание, но и на поступки, коллективные действия людей.

Основные направления деятельности СМИ

1.удовлетворение информационных интересов общества;

2.обеспечение гласности;

3.изучение и формирование общественного мнения;

4.организация обсуждения, дискуссий по важным проблемам жизни общества;

5.поддержка или критика программ и деятельности государства, партий, общественных организаций и движений, отдельных лидеров;

6.воспитание политической культуры, морали и др. качеств у граждан.

Особо следует сказать об участии СМИ в формировании и реализации государственной внешней политики. Уходит в прошлое политика конфронтации, усилились международные контакты людей. В связи с эти изменились сама сущность и тон освещения СМИ взаимоотношений между странами и народами:

1.информация стала более объективной и достоверной.

2.в СМИ появилось множество материалов, несущих положительный опыт работы зарубежных фирм, предприятий, организаций медицинского обслуживания. Таким образом, в процессе обновления нашего общества, изменения политической системы принципиально изменяются место и роль СМИ. Из безоговорочно подчиняющихся партийно-бюрократическому аппарату они превратились в активную влиятельную составную часть нашей политической системы, общественного судью, народного стража общественного порядка и справедливости, в неотъемлемый элемент формирующегося правового государства.

Статус Президента

Права, обязанности и статус Президента Республики Беларусь закреплены в Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах. Ниже приведены выдержки из этого документа, которые дают полное представление о характере и особенностях должности Президента Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь является главой государства. Президент избирается сроком на 5 лет на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президент Республики Беларусь наделен широкими полномочиями:

¾ определяет внутреннюю и внешнюю политику Республики Беларусь;

¾ создает органы исполнительной власти, определяет содержание и основные направления деятельности;

¾ с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;

¾ формирует Правительство Республики Беларусь, назначает и освобождает заместителей Премьер-министра, министров, принимает решение об отставке Правительства;

¾ вправе отменять акты Правительства Республики Беларусь и приостанавливать действие актов исполнительной власти;

¾ формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь, формирует Администрацию Президента;

¾ является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил.

Президент, Администрация Президента, советы и службы, состоящие при них, образуют самостоятельный орган управления — президентуру. Администрация Президента, возглавляемая Президентом Республики Беларусь, в настоящее время является органом государственного управления и юридическим лицом. На нее возлагаются следующие обязанности:

¾ подготовка планов работы Президента и обеспечение их реализации;

¾ проведение систематического анализа социально-политической и экономической ситуации в республике;

¾ доведение декретов, указов, распоряжений и других документов Президента до государственных органов;

¾ обеспечение общего руководства деятельностью министерств, других республиканских органов управления, местных исполнительных и распорядительных структур;

¾ организация приема граждан;

¾ контроль за учебными программами, аттестацией и аккредитацией учебных заведений.

Функции политической партии

1. Представительство интересов класса, социальной группы, общества в целом.

2. Стремление к завоеванию и использованию вла­сти в интересах той или иной группы населения на ос­нове реализации собственной программы, решения внут­ренних и международных проблем.

3. Идеологическая (формирование идеологии).

4. Обеспечение связи масс с государственными структурами,

5. Углубление связей и отношений между различны­ми ветвями власти, местными и центральными органами государственного управления, разнообразными полити­ческими институтами.

6. Интеграционная или объединяющая (сглаживание конфликтов, согласование интересов борющихся сил, политическая стабилизация, выдвижение программ ре­формирования) .

7. Идейно-политическая (борьба с оппозиционными партиями и политическими движениями).

8. Отбор и рекрутирование кадров политических лидеров и элит для всех уровней политической системы.

9. Участие (прямое или посредническое) в разра­ботке, формировании и осуществлении внутри- и внеш­неполитического курса государства.

10. Формирование политического сознания и обще­ственного мнения.

Типология политических партий:

1. отношение к сущ строю:

5. революционные;

6. реформистские.

7. консервативные

8. реакционные

2. по организационной структуре и характеру член­ства:

9. открытые (свободное членство);

закрытые (элитарные);

10. централизованные;

децентрализо­ванные;

11. парламентские;

лейбористские;

аван­гардные(беспрекосл подчинение);

12. общегосударственные;

региональные;

13. с сильной;

со слабой структурой.

3. по идеологической ориентации:

14. доктринальные (руководствуются определенными идеологическими принципами);

15. прагматические (не имеют идеологиче­ской программы, цель — победа на выборах);

16. хариз­матические.

4. по месту и роли в системе власти:

17. легальные и нелегальные;

18. правящие и оппозиционные;

5. по социальному основанию (партия рабочего класса, крестьянская, партия труда и т. п.).

6. по религиозному основанию (светские, антикле­рикальные или религиозные).

7. по идеологическому основанию (либеральные, консервативные, социалистические, коммунистические, фашистские и т. п.).

8. по политическому основанию: (прогрессивные, демократические, революционные, радикальные, респуб­ликанские, монархические и т. п.).

9. по отношению к политическому режиму:

19. де­мократические;

20. авторитарные;

21. тоталитарные.

Партийная система— общность взаимозависимых политических партий, стремящихся к установлению, удержанию и осуществлению власти.

Классификация партийных систем:

1. однопартий­ные (неконкурентные);

2. двух (бипартийные); 2 сильные парии. Проигравшая становится аппозиционной(СШАи Великобр).

3. мно­гопартийные.(Италия, Голландия)

4. Кооперированные, конкуриров партий ведетя только во вр подготовеик выборам, а потом они сотрудничают

5. доминирующие, одна партия осущ вл долго(Япония)

6. система двух с половиной или две плюс одна, рядом с двумя сильными появл 3-я менее влиятельная, но оказывающая влияние на исход борьбы за власть. Пример: Герм где лидирующ партииХДС\ХСС и СДПГ смогли сформ-ть правит-во вступив в блок с свободными демократами.

обществ объедин – добровольн форм-ия гр-н для для реал. общ. интересов. они, за исключ полит парт, не преслед завоеван вл, а ишь стрем-ся влиять на нее, добиваясь реализац св целей.

Типы о.о :по демогр(молодежн, детск, женск, пенсион), по соц призн(рабоч, крестьянск, интеллигент), по сф деят-ти( эконом, писат, ученые), по мет дейст( насильствен, ненасильств), по целям(экологич, антивоенн,правозащитн)

Функции о.о.1) защ интер соц гр2)реш отдельн соц проблемы3)связь межд гр-ми и гос4)рекрут

Обществ движ - относительно массов объединен гр-н стремящихся к реализац общ интересов.

Стадии разв обществ дв:1)стад разработки2)ст агитации3)реализац целей4)ст затухания

Общ организац – присущ массовость, добровольность, общ интерес. в отлич от общ дв предст соб стабильн центр образов, им устав, управленч аппарат,постоянн членство с упл взносов.

Лобби – отн-но немногочисл общ объед, добив осущ с винт-ов по средствам давл на гос орг.Они располог рес-ми и связ с политиками, что позв им добив выгодн гос реш. они действ за кулисами и не несут никакой ответственности.

2008 г в Б насчит15 парт 4-х типов: партии левого толка(ПКБ, КПБ)(ориент на социальн путь разв, постр бесклассов общ-ва, утв соц справедл-ти, за рег роль гос в ък, КПБ за през, ПКБнет), парт левого центра(аграрн и либ-демокр направл-ть – дем гражд общ-во, правов гос-во, рын эк со всеми ф собств), парт прав центра(бел соц дем грамада, бел соц дем парт,Нар грамада,бел христ демокр союз ),правые партии(БНФ,объедин гражд партия, бел крест парти). На 1 янв 2006г в РБ было зарегестр 41 профсоюз, 2247 обществ объединений(239 межнар, 724 республ, 1284 местных). А так же 16 союзовобщ объедин.В числе общ др объд:500спортивных примерно, благотв 360,около300 просветительск хар-ра, молод 160. Ветер 140, научно-техн 112, творч 42, жен 38, нац-культ около 100,. Наиб массов профессиональн движение(более 4 млн членов).

Революция -

качественное изменениев развитииприроды, общества и познания(напр революция геологическая, научно-техническая, культурная, социальная). соц револ предполагает коренной переворот во вех сферах жизни общества. Она может совершаться в мирных и немирных формах. Завоевание властиглавный вопрос любой революции.

3) контрреволюция –реакция свергаемого или свергнутого класса на соц революцию, борьбу за подавление новой власти и реставрацию старого строя. поскольку господствующие (или господствовавшие) классы добровольно не отдают власть, контрреволюционное сопротивление в той или иной форме сопровождает всякую революцию.

4) вооруженное восстание –форма открытой борьбы субъектов политики с оружием в руках за утверждение власти.

5) заговор –тайное соглашение нескольких лиц о совместных действиях против кого-либо для достижения определенных политических целей.

6)путч – заговор небольшой группы лиц для захвата гос власти

7) гос переворот –вооруженное выступление группы заговорщиков, в котором не участвуют широкие слои общества, с целью завоевания гос власти.

8)террор(страх) –политические действия, осуществляемые с использованием военных средств(взрывчатки, хим средств идр)с целью нагнетания страха в обществе и дестабилизации политического и государственного порядка, др политических целей. Особую опасность представляет международный терроризм.

В соответствии с Конституцией РБ любые действия по изменению конституционного строя и достижению гос власти насильственными методами наказывается согласно закону

Органы гос-ва и др субъекты политики, оказывая воздействие на взаимоотношения разл соц групп. ИСПОЛЬЗ РАЗНООБР ВИДЫ РЕГУЛЯТИВН ДЕЯТ-ТИ: ПРАВОВУЮ, УПРАВЛЕНЧЕСКУЮ, ОРГАНИЗАЦИОННУЮ, ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ, АГИТАЦИОННУЮ. Они ПРИМЕНЯЮТ ПРИ ЭТОМ РАЗЛ СР-ВА ПОЛИТ ВОЗДЕЙСТВИЯ: СМИ И ПРОПОГАНДУ, ПОЛИТ НАУКИ, СИ-МЫ ПОЛИТ ОБРАЗОВАНИЯ, ЛИТ-РУ И ИСКУССТВО, ПАРТИИ И ОБЩЕСТВ ОРГАНИЗАЦИИ, А ТАКЖЕ СУДЕБН СИ-МУ, ОРГАНЫ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВ ПОРЯДКА И ГОСБЕЗОПАСНОСТИ, АРМИЮ И ДР.

Политическое участие.

Политическое участие- действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на гос политику или на выбор полит лидеров. Полит участие бывает постоянным и эпизодическим, организованным и неорганизованным.

Формы полит участия на Западе и в нашей стране разнообразны:

1. осуществ влати и противодействие ей

2. деят-ть формальн обществ организаций

3. деят-ть неформальн организаций

4. выборы и проведение референдумов.

5. Публичн манифестации

6. Чтение полит литературы, просмотр полит передач. Такая форма явл переходной от откр к закрытому участию.

Полит бездействие может проявляться в :

1 неучастии в полит деятельности, обусловл низ кур-нем обществ развития

2 полит выключенности из-зи заорганизованности полит си-мы, низк эффективности полит деят-ти, разочарования в ней

3полит апатии как форме неприятия полит си-мы

4полимт бойкоте как выражен враждебности к полит си-ме

Мотивы участия:стремление послужить Родине, улучшить жизнь свою и сограждан, реализовать корпоративные интересы; карьеристские побуждения; удовлетворение властных потребностей; снятие психологической напряженности; поиск поддержки, стремление восполнить дефицит общения.

Факторы, влияющие на политическую активность:

желание, политический режим(при демократ полит участие добровольное, в недем-м - принудительное),членство в партии или др. объедитнении, возраст, семейное положение, наличие свободного времени.

Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной) и опосредованной (представительной). Прямое участие имеет место в рамках небольших политических общин, где массы на собраниях принимают решения большинством голосов. Оно характерно для местного управления и самоуправления, осуществляемого гражданами через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. При опосредованном участии массы выбирают своих представителей для осуществления политической власти.

Полит апатии способствуют утрата соц оптимизма и полит ориентиров, сомнение в успехе начатых реформ, неразвитость демократических традиций, коррумпированность гос чиновников, их всевластие и произвол в отношении рядовых граждан, бессилие простых люд перед властью, невозм-ть защищать свои интересы.

Теория элит Гаэтано Моски

В любом обществе действует тенденция к образованию "наследственных каст" правящего класса.. Этому препятствует возникновение новых источников богатства, знаний, религиозных идей, порож­дающее периодические конфликты элиты с определенными час­тями нижних слоев.

Геополитика

Геополитика- научное направление, изучающее зависимость внешней политики гос-в и внешнего хар-ра междунар отношений от си-мы политических, экономических и военных стратегий, обусловленных географическим положением и рядом природно-географических фа-в. Цель геополитики-разработка геостратегий гос-ва, т.е. обоснование направлений и механизмов его внешнеполитической деятельности.

Геополитика как наука установила, что преимущество получает то гос-во. которое контролирует геостратегически ключевые точки пространства. Было показано. что потери контроля над пространством одним геополитическим субъектом всегда означает его приобретение другим.

Среди отцов-основателей геополитики следует назвать Ратцеля, Челлена, Михеля, Маккиндера, Хаусхофера, Спайкмена.

Введение в научный оборот самого термина геополитика связывают с именем шведского исследователя Челлена(1846-1922). он изучал пути создания сильного гос-ва, а также его географические основы. Геополитику Челлен называл наукой, которая рассматривает гос-во в кач-ве географического организма, ФЕНОМЕНА ПРОСТРАНСТВА.

Хотя Челлен ввел слов геополитика в научн оборот, отцом геополитики называют нем ученого Ратцеля. Ратцель рассматривал термин политическая география. Ратцель рассматривал земной шар как единое целое, неотъемлимойчастью которого является человек. Человек должен приспосабливаться к окружающей среде. Сущностные характеристики гос-ва определяются территорией и местонахождением гос-ва, его благополучие зависит от приспособления к среде. Гос-во – это живой, пространственно ускоренный организм. Оно подобно живому существу , рождается, растет и умирает.

Ратцель прдложил определение мировой державы: у больших стран есть тенденция к максимальной географической экспансии, постепенно выходящей на планитарный у3ровень; море- источник могущества народов.

Англ ученый Маккиндер(1861-1947) изложил новое видение истории и географии.С планетарной точки зрения самое выгодное положение занимает Евразийский континент – сердце мира. Евразию окружает окраинный полумесяц или пояс, совпадающий с береговыми пространствами евразийского континента. “nj зона наиболее интенсивного развития цивилизации. Внешнийкруг или островскной полумесяц составляют Америка, Африка, Австралияю

Формула Маккиндера: тот, кто контролирует Восточн Европу, тот доминирует над Евразией.

Альфред Мэхен(1840-1914) – адмирал американск флота – утверждал, что морская мощь во многом опредеоляет исторические5 судьбы народов. Основн критерии геополитического статуса гос-ва: геогр положение страны, протяженность сухопутных и морских границ, конфигурация морскимх побережий, способность контролировать стратегически важные регоныЮ нац характер как способность торговать, полит хар-р правления. Он предложил формулу морского могущества: военный флот+морской флот+ военно-морские базы. Он обосновал пути превращенияСША в миров державу , указывая, что главная опасность для морской цивилизации – континентальные гос-ва(Россия, Китай, Германия)

Хаусхофер –нем геополитик -, профессиональный военный, а затем профессор Мюнхенского университ. Ключевым для него был вопрос о положении Германии в системе европейск и миров держав. Он вывел картину планетарного дуализма: морские силы против континентальных. Хаусхофер разграничивал власть посредством моря и власть посредством суши. Он был был сторонником национальной идеи и стремился определить меасто Германии в системе планетарного дуализма сухопутн и морск сил. Он считал, что геогр положение германии в центре Европы делает ее естественным противником морских держав – англии, Франуии, США. Хаусхофер предлагал создать Евразийский альянс(континентальный геополит блок) по оси Берлин_Москва_Токио.

Спайкмен рассматривал геополитику как инструмент конкретной внешней политики гос-ва, как аналитический метод, позволяющий выработать эффективную стратегию гос-ва. Форму маккиндера Спайукмен меняет: кто доминирует над внешним полумесяцем Евразии, тот доминирует над Европой, кто доминирует над Европой – тот держит судьбу мира всвоих руках. Он выделял три центра мировой мощи: побережье Сев Америки, Европейское побережье, Дальний Восток Евразии.Для США особое значение имеют европейские регионы с выходом на Атлантик. Спайкмен предвосхитил создание НАТО.

В сфере внешней политики.

Глава государства последовательно и планомерно проводит в жизнь миролюбивую политику добрососедства, избегая шагов, которые могут втянуть страну к участию в международных конфликтах. В то же время проводится создание современной армии, способной надежно защитить отечество от любой угрозы

Несмотря на имеющиеся сложности во взаимоотношениях со странами НАТО, руководство страны считает, что с ним можно и нужно налаживать нормальные отношения, конструктивно решать имеющиеся европейские и мировые проблемы, особенно в области борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, транснациональной преступностью.

Планомерность и постепенность государственной политики заключается в том, чтобы свести к минимуму негативные последствия расширения Евросоюза, восстановить полноценный политический диалог, обеспечить дальнейшее наращивание усилий по развитию всего комплекса отношений.

Одним из приоритетных принципов внешней политики белорусского государства является планомерное строительство Союзного государства России и Беларуси.

Республика Беларусь неизменно проводит многовекторную внешнюю политику, выступает за укрепление Содружества Независимых Государств, что обусловлено общностью наших совместных интересов. Отношение со странами, членами Содружества Независимых Государств, выявили как сложности процесса интеграции, так и его потенциальные возможности. Страны Содружества - важнейший торгово-экономический партнер Республики Беларусь. Беларусь выступает за скорейшее формирование Единого экономического пространства в рамках Содружества.

Последовательность внешней политики проявляется в отношениях с государствами «пояса добрососедства». Выступая на втором Всебелорусском народном собрании, Президент Беларуси А.Г. Лукашенко подчеркнул: «Польша, Украина, Литва, Латвия - это наши соседи, а их, как известно, не выбирают. Они Богом даны». Логично, что формирование «пояса добрососедства», развитие отношений с Украиной является одной из основных задач внешней политики белорусского государства. Белорусская сторона нацелена на динамичное развитие всего комплекса двусторонних отношений с Киевом. Уже немало сделано для достижения поставленной цели, в то же время потенциал белорусско-украинских связей пока использован далеко не в полной мере.

Возросший объем международных связей, задачи интеграции белорусской экономики в систему современных мирохозяйственных связей и эффективного использования имеющегося отечественного научно-технического потенциала, настоятельно требуют обновления основных производственных фондов, внедрения новейших зарубежных технолог



[1] Круглова Г.А. Политология: Учеб. пособие. – Мн.: ЗАО “ВЕДЫ”, 1997. – с. 236.

[2] Политология: Курс лекций / В.А. Бобков, И.Н. Браим, А.Н. Егоров и др.; Под ред. В.А. Бобкова и И.Н. Браима. – Мн.: НКФ “Экоперспектива”, 1995. – с. 181.

[3] Политология: Курс лекций. – с. 340-341.

Политология как наука, ее предмет, задачи и роль в

Наши рекомендации