Политология как наука, ее предмет и основные категории.

Политология как наука, ее предмет и основные категории.

Как самост наука политология стала склад-ся в сер 19 в. отец – аристотель – выделил как особый предмет для изучения. Родонач-к современ полит – макиавелли – определил предмет. Полит выдел-ся из философии. До наст времени единого понимания предмета нет. При широком толковании предмета полит вкл-ет в себя все политическое знание, весь комплекс политол дисциплин. Предмет – св-ва хар-ки объекта науки, кот изучает данная дисциплина. Узкая трактовка предмета политологии предполагает, что сущ особая наука о политики, и политология первая изучает политику не в ряду др объектов, а как единств осн объект, изучает не отдельные стороны в политике, а рассматривает полит как системный объект, выделяет фундамент политики – власть.

Предмет закл-ся в изучении закономер процесса становления, функционирования распределения власти в полит сообществе, осущ через взаимодействие власти, общества, личности. Предмет – власть.

Категории – основные понятия и термины.

Политическая власть, ее сущность, структура и отличительные признаки.

Власть проявляется в любых формах соц отношений. Власть – это форма соц отношений, отличающихся способностью одной стороны влиять на хар-тер деят-ти др стороны с помощью эк-ких, соц, правовых и др мех-мов, а также с пом авторитета, традиции и насилия. Типологии власти:

- по сферам проявления – эк-кая, военная, духовная, политическая.

- по широте распространения – мегауровень, макроуровень, мезоуровень, микроуровень.

- по видам ресурсов – эк-кая, социальная, принудительная.

Особенности политической власти:

- легальность использования силы в пределах гос-ва

- верховенство – обязательность решения для всего общества

- публичность – всеобщность и безличность власти

- моноцентричность – наличие единого центра принятия решений.

- многообразие ср-в.

Структура власти:

Понятие структуры – понятие системного подхода. Структура – состав. Вкл-ет 3 осн компонента – субъект, объект и ресурсы.

Субъект – активное направляющее начало. В кач-ве суб политич власти мож выступать гос-во и отдельные его должностные лица, народ, партии, группы интересов, отдельные люди (политические лидеры). В сер 20 в в америке обсуждалось соотношение формального субъекта и реального носителя власти, полномочий. Источник власти в демократии – народ, кот явл-ся лишь формально, на самом деле – это политическая элита.

Объект – те, на кого направл воздействие субъекта власти. Власть невозможна без объекта и его подчинения. Мотивы подчинения объекта – страх, привычка к подчинению, заинтересованность, убежденность в необходимости подчинения, авторитет.

Ресурсы – ср-ва, использование которых обеспечивает влияние суб на об. Виды: эк-кие – любые матер ценности; социальные – возможность повышения/понижения соц статуса объекта; силовые – ср-ва физ воздействия; институты физич принуждения; культурно-информационные – любая инфо, кот оказ влияние на объект.

Понятие политической элиты. Типология элит и системы рекрутирования.

Элита – (от фр лучший) – это относит-но небольш группа людей, заним властные позиции в обществе и/или влияющие на процесс принятия властных решений. Элитарность общества – факт неоспоримый. Борьба с элитарностью – безрезультатна. На соц результативность элиты влияет существующая система рекрутирования элиты – системы отбора:

- система гильдий (закрытость – отбор из состава самой элиты; большое число формальных требований к претенденту; небольшой круг селектората тенденция к воспроизводству существующего типа элиты. Достоинство – стабильность, предсказ-ть, уравнов-ть полит курса, недостаток – бюрократизация. Пример – номенклатур система ссср.

- система антрепренерская – относительная открытость; небольш число формальных требований; широкий круг селектората. Достоинства – возможность новваций, динамика. Недостатки – вер-ть риска в политике, слабая предсказ-ть политического курса.

Типология: по отношению к власти – правящая и неправящая (контрэлита); по методам управления – этита лис (исп-ся хитрость для реализации власти) и элита львов (исп-ся насилие, жесткие методы управления). (Парето)

Политическое лидерство, его сущность и характеристика. Современные теории

Политического лидерства.

Лидер –авторитетн член гр или орг, общ-ва, личностное влияние кот позволяет ему играть существ роль в соц процессах. Особенности – взаимодействие общества и полит лидеров опосредованно партиями, СМИ, через кот осущ влияние; многолико; требует формализации; в большинстве – мужчины. Полит лидерство – постоянное и легитимное влияние индивида, занимающ властные позиции на гр, орг, общ-во в целом. Теории:

- теория черт – лидерами стан-ся те, кто обладает определ кач-вами

- теор определяющей роли последователей – лидером делают человека его сторонники

- ситуативная теория – лидер – продукт опред ситуации

- синтетическая теория – для формир-ния лидерства важны все политические факторы

Попытки их типологизации лидерства вызваны желанием спрогнозировать поведение лидеров. Одна из первых типологий была предложена М. Вебе­ром. Классификационный признак - основания легитимности власти лиц. 3 типа лидерства:

- Традиционное опирается на обычаи и традиции, силу привычки. Тип авторитета, которым пользовался вождь племени, глава рода, монарх. Этот тип лидерства до сих пор сохраняется в ряде стран Персидского залива (Хомейни в Иране).

- Рационально-легальное лидерствоопирается на общепризнан­ный правовой порядок. В соврем демократических гос-вах избирательная кампания - основной пyть становления поли­т лидеров. Пример: Г. Шрёдер, Б. Клинтон, Ж. Ширак, Т. Блэр.

- Харuзматическоеосновано на вере в экстраорди­нарные качества индивида, дарованные ему свыше. Черта - эмоционально окрашенная преданность лидеру его последователей. Харизм лид-во недолговечно, с течением времени трансформируется либо в рационально-­легальный тип, либо в традиционный. Прояв­л-ся в переходные периоды жизни общ-ва: в пери­од модернизации или преодоления общенационального кризиса. Пример - И. Сталин (СССР), Мао Цзэдун (Китай), С. Хусейн (Ирак).

3 типа лидеров:

Консерваторы- за сохране­ние сущ-щих форм общественной жизни. Как чистый тип встречаются редко, эта направ­ленность проявляется в какой-либо из сфер деятельности. Пример - У.Черчилль, отказавшись от заключения союза с нацистской Германией в 1936 Г., т.к. на протяжении 400 лет внешняя политика Англии состояла в противостоянии самой агрессивной державе на континенте.

Реформаторыстремятся к преобразованию сложившейся социальной ситуации с пом проведения реформирования, прежде всего властных структур. Пример - Дэн Сяопин, инициатор китайских реформ.

Революционерытрактуют ситуа­цию как непоправимую никакими реформами, что оставляет одно решение - фундаментальное переустройство об­щественной сис-мы. Это К.Маркс «Мани­фест Коммунистич партии» - проrpамма такого переустройства.

Другой типологией лидеров явля­ется схема М. Дж. Херманна, которая вьделяет 4 типа полит лидеров на основе учета характера лидера; способов взаимосвязи лидера и его последователей; ситуации, в кот осущ-ся лидерство. Это знаменосец (имеет собственное видение действительности и знание средств его достижения - В. Ленин); служитель (достигает признания через выражение интересов своих приверженцев - Г. Коль (Германия), торговец (продает избирателям свои идеи, программу в обмен на их поддержку - Р. Рейган (США); пожарный (быстрая реак­ция на. насущные требования момента, сформулированные сторонниками, способен эффективно действовать в экстре­мальных условиях)

По отн к власти: - Эгоцентрический тип - ориентирует власть на себя, видя в ней источник личного преуспевания, обогащения, влия­ния, получения привилегий. - Социоцентрический тип- смысл деят-ти видит в служении обществу, выполнении общественного долга.

Ф-ции: - аналитическая – глубокий анализ ситуации, изучение объективных и субъективных факторов полит жизни, разработка программы действий.

- Организаторская- мобилизация масс на реали­зацию политич программ и целей, сплочение сторонни­ков, объединение усилий населения, форми­р-ние команды помощников, планир-ние политических действий, контроль за ходом преобразований.

- Интегративная- объединение и согласование социальных интересов на основе общих целей, цен­ностей и идеалов.

- Новаторская – внесение новых, конструктивных идей

- Коммунuкативная - обеспечение устойчивой связи м/у властью и соц группами.

-Функция гаранта справедливости, законности и порядка .

Типы избирательных систем.

Выборы – процедура формир-я представит органов власти путем голосования. Избират инстит власти в рф:

Уровни выборов Законодат власть Исполнительная Судебная
Федеральные госдума президент -
Региональные Законодат орг власти субъекта рф - -
Муниципальные Представительн орг муницип образов Главы муниципал образов -

Избирательная система в шир смысле – целостн совок-ть политическ суб, институтов, норм, принципов, технологий, составляющих мех-м орг и проведения выборов. В структуре избират систем вход 2 компонента – субъекты выборов и избирательное право.

Субъекты выборов – избиратели; полит партии; кандидаты на выборные должности; избират органы; наблюдатели; сми; гос-во.

Избират право в шир смысле – нац правов акты; региональные правов акты; муницип правов акты; международные док-ты

Избират право в узк смысле – активное право; пассивное право.

Избиратели – граждане, имеющие право голоса (в рф – граж-не от 18 лет)

Полит партии – в любой полит системе основ коллектин участник выборов. В рф деят-ть партии регламентируется с 2001 г. В рф – избират объединение – полит партия явл избират объединением на любых выборах. До 2005 г полит партии имели право создавать избирательные блоки.

Кандидаты на выборные должности. В рф перечень выб должностей соотств избираемым институтам.

Избират право в шир смысле – сов-ть юрид норм обеспеч и регулирующих проведение выборов. Осн закон – фед закон об осн гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдумах граждан россии. Избират право в узком смысле – право граждан в формир выборн институтов власти. Активное право – право граждан избирать; пассивное – право граждан избираться.

Основные принципы избират права:

- всеобщности – право всех дееспособных граждан участвовать в выборах. Избират цензы- ограничения избират прав - возрастной ценз, ценз гражданства, пола, оседлости.

- принцип равенства ( обеспечение равн условий всех граждан для участия в выборах)

- принцип прямых выборов – непоср голосование за кондидатов на выборн должности. Отклонение от этих принципов хар-ся через косвен выборы

- принцип тайного голосования

- любая система функционирует

Типы избирательных систем.В узком смысле слова – способ определения рез-тов выборов – электоральная формула.

Мажоритарная сис-ма – голосование за отдельных кандидатов – образуется одномандатный или единый округ; принцип большинства – а) сис-ма отн большинства – для победы на выборах нужно набрать голосов больше других кандидатов – Канада, британия, индия. Б) абсолютного больш-ва – для победы – 50% + голос – если ни один из кандидатов не набирает, то проводят 2 тур. Участвуют, как правило 2 кандидата. Недостаток – голоса значит части избирателей могут пропасть.

Пропорциональная система – голосование за списки кандидатов, выдвин партиями. Выборы проводятся по единым округам. Принцип пропорциональности. При использовании этой формулы имеет место заградительный барьер. Опред-ся мин число голосов избирателей в %, кот д. набрать партия (3-5%), чтобы принять участие в распределении мандатов. Определение кандидатов из списка, кот получат мандат: принцип очередности, принцип преференциальности, т.е. избиратель указ-ет свои предпочтения (швейцария, австрия, бельгия), в списке еще указывает место кандидатов. Достоинства – проп-ть, макс учит предпочтения избирателей. Недостатки – ослаб-ся связ м/у избирателем и кандидатом, избиратели в опред степени голосуют «в темную».

Смешанная сис-ма – соедин принципы 2-х систем. В рф до 2007 г 225 мест распред по одномандат окр – мажоритарн; и 225 по пропорц – германия, италия.

Социалистическая идеология.

Либеральная идеология.Гл цель и ценность — свобода личности. Классич либерализм исходил из автономии индивид свободы и разума, свободы собс-сти и частного предпринимательства, ограничения властного произвола и вмешательства гос-ва в эк-ку. Современный либерализм (неолиберализм) - одна из наиболее влиятельных в западном мире идеологий.

По характеру - правоумеренная, праворадикальная. Радикальный либерализм с негативным убеждением относится к гос-ву, недооценивает гос регулирование эк-ки и др неполит сфер деят-ти, преувелич-ет значение рыноч мех-мов в осущ-нии общественной свободы, а также меру независимости личности от общ-ва. Либерализация цен - освобождение их от гос регулир-ния - пример радикально-либерального мышления. Умеренный либерализм более лоялен к гос-ву и гос регулированию, осознавая их роль в кач-ве необх-мых гарантов свободы личности.

В основу политики либерализации положены интересы элиты крупных частных собственников. Ставят задачи стимулирования ср и мелкого частного бизнеса, создания “среднего класса” как важнейшей соц базы либеральной демократии. При этом, для наиболее радикальной части либералов цель ускоренного перехода к рыночной системе хоз-ва оправдывает любые ср-ва и важнее самих ценностей либерализма.

Консервативная идеология. Сейчас близка идеологии либерализма. Фактически это 2 стороны одной идеологии. По хар-ру - умеренная и радикальная. Базовые ценности - частная собств-ть, рыночные мех-мы развития эк-ки, правовое гос-во, эволюц-ть обществ-ого прогресса. Это сближает ее с либерализмом. Консерваторы больший крен делают в ст элитизма, поддержки аристокр и богатых слоев населения, исходя из признания нерав-ва людей и иерархичности общ-ных отношений. В эк политике консервативную позицию отличает ставка на крупный капитал. Во властных отношениях — концепция “демократич-го господства элит”, в соотв с кот демократия пред собой власть мен-ва в интересах обществ-го блага.

С позиций элитизма рассматр-ся и проблемы безопасности, междунар отношений - идеи нерав-ва наций, борьбы за власть в межгос-ных отношениях, поддержания военно-силового превосходства стран, составл мировую элиту.

Социал-демократическая (социалистич) идеология. По хар-ру - левоумеренная, т.к. исходит из эволюционности общ-ного развития, отказа от революц-ного насилия. Во многих гос-вах они представлены правящими партиями, участвуют в коалиционных правит-вах, имеют значительные парлам-кие фракции. Базовые ценности - свобода, справедл-ть, солидарность. Они неосуществимы без мех-ма демократии (полит, эк, соц, междунар). Демократия, в поним социалистов, не столько цель, сколько необх-мое ср-во реализации базовых ценностей.

Полит демократия осущ-ся в рамках свободных выборов и означает “возможность смены правит-ва мирным путем на осн законного волеизъявления народа”, с “гарантиями соблюдения прав личности и меньш-ва”. Гл инструмент - правовое гос-во. Эк демократия - идея рав-ва различ форм собств-ти и необх-ти смешанной эк-ки. Рыноч мех-мы должны дополняться гос регулир-нием рынка в интересах всех гр-н, принятием антимонопольных мер, ограничением крупного частного капитала. Соц демократия - создание достойных чел-ка усл труда и жизни, справедливое перераспред-ние доходов в пользу нетрудосп-ных слоев, соц помощь нуждающимся. Междунар демократия - преодоление нерав-ва в международном масштабе, устранением тоталитарных режимов и дисбалансов в соотнош военно-пол сил и вооружений, укреплением глоб и коллект-ной безоп-ти.

Политология как наука, ее предмет и основные категории.

Как самост наука политология стала склад-ся в сер 19 в. отец – аристотель – выделил как особый предмет для изучения. Родонач-к современ полит – макиавелли – определил предмет. Полит выдел-ся из философии. До наст времени единого понимания предмета нет. При широком толковании предмета полит вкл-ет в себя все политическое знание, весь комплекс политол дисциплин. Предмет – св-ва хар-ки объекта науки, кот изучает данная дисциплина. Узкая трактовка предмета политологии предполагает, что сущ особая наука о политики, и политология первая изучает политику не в ряду др объектов, а как единств осн объект, изучает не отдельные стороны в политике, а рассматривает полит как системный объект, выделяет фундамент политики – власть.

Предмет закл-ся в изучении закономер процесса становления, функционирования распределения власти в полит сообществе, осущ через взаимодействие власти, общества, личности. Предмет – власть.

Категории – основные понятия и термины.

Наши рекомендации