Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Предмет и задачи курса. Развитие представлений о будущем на ранних стадиях существования человечества. Религиозные, утопические и философско-исторические корни теории прогнозирования. Социальное прогнозирование на рубеже 19-го и 20-го вв. Исторические, политические и экономические условия формирования парадигмы технологического прогнозирования. Методология технологического прогнозирования. Актуальность проблемы прогнозирования глобальных процессов в современном мире.
В последнее время в центре внимания интеллектуальной и политической элиты находится феномен глобального мира. Политологи, экономисты, культурологи заняты осмыслением всех тех последствий, которые вытекают из современного процесса глобализации. Но в тени остается самое главное: историческая динамика глобального мира, долговременные последствия процесса глобализации. Между тем именно с этими последствиями в значительной степени связана будущая судьба человечества, грядущие отношения Востока и Запада, Севера и Юга.
Однако ни в научной, ни в популярной литературе до сих пор не предпринято ни единой попытки выстраивания долгосрочного прогноза глобализации. Хотя последняя превращается в специальную отрасль обществоведческого знания и заслуживает того, чтобы быть представленной в учебных курсах высшей школы, наше научное сообщество медлит с ответом на этот новый запрос времени.
Лучше дело обстоит с прогнозированием в управленческой деятельности. Одной из функций (точнее сказать, этапом) социального управления является прогнозирование, поскольку это способствует повышению степени обоснованности принимаемых управленческих решений. Можно напомнить также триаду научного мышления: анализ, диагноз, прогноз.
Так вот, в процессе принятия решения происходит выбор именно того варианта, негативные последствия от которого в будущем ожидаются минимальными. Отсюда – важная роль прогнозирования социальных последствий принимаемых решений во всех областях человеческой деятельности.
Предметом данного курса является прогнозирование как элемент социального управления, как составная часть процесса принятия решения, выявление и предупреждение негативных последствий протекания социальных процессов, в том числе и процессов глобализации.
Задачикурса:
1. изучение и освоение теоретических основ прогнозирования.
2. освоение методологических принципов прогнозирования.
3. овладение навыками прогнозирования конкретных социальных процессов.
Социальное прогнозирование (или прогностика), как видим, является системой научных знаний о способах, методах, принципах исследования будущего. По сути, речь идет об управлении будущим. В условиях увеличения нестабильности протекающих социальных процессов важно повысить степень их предсказуемости, в том числе и во избежание глобальных катастроф. Мы видим, как мир стремительно глобализируется, а человеческое сообщество опаздывает с выработкой оптимальных решений. (вспомним угрозы, стоящие сейчас перед человечеством: ядерная, экологическая, террористическая и т.д.).
Рассмотрим развитие представлений о будущем, чтобы понять смысл и суть процесса прогнозирования.
На ранних стадиях развития общества проблема изменений во времени не рассматривалась, т.е. отсутствовало четкое представление в различении прошлого, настоящего, будущего. По сути, существовало только одно - настоящее. Затем добавилось другое (не прошлое или настоящее). Так возникла мифология. Сказывался своеобразный презентизм первобытного мышления: прошлое и будущее мыслилось подобными настоящему. Именно поэтому можно было легко предсказывать будущее и даже воздействовать на него с помощью магии.
Рецидивы презентизма можно наблюдать и до сих пор, особенно в обыденном сознании, иногда в прогнозах специалистов по прогнозам. (Здесь имеет место феномен различных фобий). Во времена нестабильности, кризисов можно видеть всплеск интереса к астрологии, магии и т.д. В этой связи надо понимать причину появления фобий: сказывается психологический эффект, заключающейся в том, что психика раздражительно реагирует на картинку будущего (прошлого также), существенно отличающуюся от настоящего. Эти особенности психики необходимо иметь в виду при опросе экспертов, а также населения при составлении прогнозов.
Можно выделить ряд этапов развития представлений о будущем
Этап религиозной эсхатологии.(Эсхатология – учение о конце света).
Начало: несколько тысяч лет назад. Характеризуется: пророческой деятельностью древних жрецов, волхвов, оракулов и современных колдунов на базе сочетания знаний науки, астрологии и способностей к богатому зрительному воображению в состоянии измененного сознания, которое достигается путем самовнушения (заклинаниями, молитвами, музыкой) одновременно с принятием химических веществ. Эсхатология ничуть не уступает по своему влиянию на умы людей научным, художественным концепциям будущего, а иногда и превосходит их.
Среди религиозных концепций будущего выделяются две:
1) индуистско-буддистско-джайнистская. История представляется здесь в виде постоянной смены циклов регресса – от золотого века к концу света, сотворения нового мира, вновь регресс и так без конца. Выделяется понятие «нирвана», которое является целью человека. Такие взгляды характерны для современной религиозной идеологии региона Юго-восточной Азии.
2) Менее развитая иудаистско-христианско-исламская концепция, согласно которой история (будущее) представляется в виде прихода мессии-спасителя, установлении царства божьего, наступления конца света. Также как и в первой концепции в будущем человечество ожидает состояние вечного блаженства после страшного суда.
Эти религиозные концепции оказали влияние на эволюцию утопизма.
Этап утопизма.Характеризуется появлением утопических концепций. Они в отличие от религиозных концепций рассматривают будущее человечества, которое определяется не сверхъестественными силами, а самими людьми. Исторические предпосылки утопий можно наблюдать еще в древности, но заметным явлением становятся в средние века и получают развитие в новое и новейшее время. (Марксизм, ленинизм, маоизм и т.д. – примеры утопий в новейшее время).
Развитие религиозных и утопических представлений о будущем сопровождалось представлением об истории как процессе, обладающем определенными закономерностями. К сер. 1-го тысяч. до н.э. эти представления приобрели характер философско-исторических концепций будущего. Постепенно стали выделяться 3 основные концепции, существующие до сих пор: 1) регресс от золотого века в древности к гибели культуры; 2) бесконечные циклы подъемов и падения культуры в круговороте одних и тех же стадий развития; 3) прогресс от низшего к высшему. Эти концепции, а также так называемые размышления о будущем, появившееся во второй пол. 19 века (Г. Уэллс, К. Циолковский и др.), которые еще относят к этапу ранней футурологии), явились предпосылками создания собственно теории прогнозирования.
Этап технологического прогнозирования.Его предыстория охватывает вторую четверть 20 в. и означена именами В.А. Базарова (1928 г.), Д. Бернала (1946 г.), Н. Винера (1950 г.) и Р. Юнгка (1952 г.).
В 1924-1928 гг. выдающийся русский экономист В.А. Базаров-Руднев, один из плеяды блестящих русских умов первой трети 20 в. наряду с А. Богдановым, К. Циолковским, Чижевским и др. сформулировал принципиально новый подход к будущему. В то время он был научным сотрудником Госплана СССР, и ему пришлось участвовать в предплановых разработках первой советской пятилетки (1928-1932). Ему первому пришла идея, сделавшаяся после его смерти одним из значительных научных открытий 20 в. Ему надо было сделать прогноз-предсказание (иного подхода тогда не знали), как будет выглядеть Россия через 10-20 лет. И его одолели сомнения: если он дает такую картину будущего, то тогда к чему планирование? Ведь достаточно просто ориентироваться на маяк. И наоборот, если разрабатывается план – к чему какие-то предсказание?
В итоге он сделал предложение: заменить прогноз-предсказание качественно новыми типами прогнозов – генетическим (ставшего впоследствии поисковым), суть которого в выявлении назревающих проблем путем логического продолжения в будущем тенденций, закономерности которых в прошлом и настоящем хорошо известны; телеологическим (впоследствии нормативным), суть – выявление оптимальных путей решения перспективных проблем на основе заранее заданных критериев.
Работы Базарова не были поняты современниками, остались неизвестными на Западе и были введены в оборот только в 80-е годы 20 в. Но спустя 30 лет в точно такой же ситуации оказались американские эксперты (Т. Гордон, О.Гелмер и др.), которым поручили разрабатывать прогноз-предсказание: какими станут США и мир через 15 лет после реализации программы «Аполлон», разрабатывающейся в конце 50-х-нач.60-х гг. (посадка на Луну), а фактически закладывающей основу превосходства ракетного потенциала США в космосе, что и привело в конечном итоге к выигрышу США в гонке вооружений, составившей суть холодной войны и капитуляции СССР в 1989 г. Американские ученые, не имевшие понятия о трудах Базарова, тоже разбирались с диалектикой соотношения предвидения (прогноза) и управления (плана, программы, проекта). И пришли к тому же выводу, что и Базаров: предложили концепцию поискового и нормативного прогнозирования.
Но, разумеется технологическое прогнозирование создавалось не на пустом месте. Заторможенное Второй мировой войной развитие концепций будущего постепенно вновь набирало силу и развернулось с к. 40-х и на протяжении 50-х гг.
3 фактора (в отношении стран Запада) способствовали этому: 1) появление концепции НТР и ее далеко идущих социально-экономических последствий, сформулированных в трудах Д. Бернала, Н. Винера, а затем в работах австрийского публициста Р. Юнгка «Будущее уже началось» (1952 г.); 2) разработка техники поискового и нормативного прогнозирования, которое поставило прогностику на службу управления; 3) становление соответствующей философской базы как основы новых концепций будущего (индустриализм, экзистенциализм, структурализм, неопозитивизм, социал-реформизм, тейярдизм, теория конвергенции и т.д.).
И, наконец, этап социального прогнозирования.Он ознаменовался появлением в 1970 г. книги «Футурошок» А. Тоффлера, в которой он показал на основе логических суждений, что НТР принесет в будущем множество негативных социальных последствий. В 1971 г. ученый в области гидродинамики Д. Форестер по заказу Римского клуба (Римский клуб – международное сообщество крупнейших экономистов, специалистов по теории управления, социологов, политологов и политиков, основанное в 1968 г. итальянским экономистом А. Печчеи для разработки глобальных прогнозных моделей) сообщил удуручающие результаты системного моделирования ЭВМ будущего землян на период до 2100 г. Впоследствии под руководством Д. Медоуза (аспиранта Форрестера) был сделан доклад и выпущена книга «Пределы роста». Суть: если рост мирового народонаселения, рост промышленного производства, истощение природных ресурсов и загрязнение окружающей среды будут и дальше продолжаться прежними темпами, то человечество ждет катастрофа уже до конца первого столетия, т.е. 2100 г. Это стало основой идеи и концепции «золотого миллиарда», считающейся масонской.
В нашей стране основоположником научного социального прогнозирования следует считать И.В. Бестужева-Ладу, который в 1975 г. опубликовал книгу «Социальное прогнозирование», где изложены основные понятия, принципы и методы социального прогнозирования.
Подводя итоги первой темы, можно сделать краткий вывод: с развитием кибернетики прогнозирование стало развиваться как прикладная научная деятельность. С конца 60-х гг. 20 в. его важнейшим направлением становится оценка глобальных перспектив человечества. И эта направленность во многом сформировалась под влиянием докладов Римского клуба.