Тема 1: Предмет и задачи курса политологии

Дисциплина: ПОЛИТОЛОГИЯ

Тема 1: Предмет и задачи курса политологии

Автор:Ф.И.О., студентка____________________________БГПУ им. М.Акмуллы

Обязательно к изучению на направлении: ЕГФ, ИИиПО, ИП, ИФОМК, СГФ, ФП.

Дисциплина по выбору студента на направлении: ФФК, ХГФ.

ПЛАН ЛЕКЦИИ Стр.
СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
1. Предмет и задачи курса «Политологии»  
1.1. Политология – определение понятия.
1.2. Объект и предмет политологии
2. Структура политологии
3. Методы и направления исследования политологии
4. Функции политологии  
4.1. Функции политологии как науки и как учебной дисциплины
4.2. Познавательные функции
4.3. Прикладные функции
ГЛОССАРИЙ

СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1) Политология: учебник / Н.Н. Гусев, А.И. Сацута и др.- М.: Юнити-Дана, 2012.- Режим доступа: http: //www. biblioclub.ru

2) Кравченко А.И. Политология: учеб. / Альберт Иванович ; А. И. Кравченко ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : Проспект, 2011. - 448 с.

3) Гаджиев, К. С. Политология [Текст] : базовый курс : учеб. для бакалавров / Камалудин Серажудинович ; К. С. Гаджиев. - 3-е изд. ; перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013.

4) Политология [Текст] : учеб. / под ред. А. Ю. Мельвиля. - М. : Проспект, 2013.

5) Политология [Текст]: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова и В. А. Гуторова. - М. : Высшее образование, 2009. - 692 с.

Дополнительная литература:

1) Бочаров В.В. Российская власть в политико-антропологической перспективе. // Полис. №6, 2011.

2) История политических и правовых учений [Текст] / Ин-т государства и права РАН, Акад. правовой ун-т ; под общ. ред. В. С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2009. - 352 с.

3) Политология [Текст]: учебно-методический модуль / Федеральное агентство по образованию, РГГУ, Ист.-арх. ин-т. - М. : [Калллиграф], 2007. - 304 с.

4) Садриев М.М. Политическая система России и ее особенности. – Уфа, 2003. – 245с.

5)Садриев М.М., Иксанова Ф.А. Краткий курс лекций по Политологии: для студентов высшей школы. – Уфа, 2003.

6) Сморгунов Л.В., Семенов В.С. Политология. Учебное пособие. - СПб., 1996

ВВЕДЕНИЕ.

Вот уже более 20 лет в отечественных вузах преподается политология-дисциплина о мире политики, имеющая глубокие интеллектуальные истоки и опирающаяся на обширную интеллектуальную традицию. К ней можно отнести античную философию Платона и Аристотеля, учения о государстве и праве римских юристов, «реализм» Н. Макиавелли, теорию суверенитета Ж. Бодена, учение о разделении властей Ш. Монтескье, политическую мысль классической немецкой философии и многое другое.

Цель данного курса заключается не только в том, чтобы сформировать систематические знания о мире политики, но и в выработке гражданской позиции, обучении политическому мышлению, умению самостоятельно ориентироваться в сложных проблемах политики, чётко формулировать и отстаивать свои социальные и политические интересы.

Особенно актуальна роль и значение изучения политологии в переломные исторические периоды, когда радикальной трансформации подвергаются сами основы жизнеустройства людей, их идеалы, ценности, мировоззренческие установки, ориентации. Именно такой период переживает сегодня Россия и именно поэтому политология занимает важное место в системе обществоведческих дисциплин, преподаваемых в российских вузах.

Так что же такое «Политология»…?

Структура политологии

В 1948 г. международный коллоквиум по проблемам политической науки утвердил в качестве структурных компонентов предмета политической науки следующие:

политическая теория (политическая теория и история идей);

теория публичной (государственной) политики, т.е. политические институты (конституция, центральное управление, региональное и местное управление, публичная администрация, экономические и социальные функции управления, сравнительный анализ политических институтов);

теория политического участия или давления граждан (политические партии, группы и ассоциации, участие граждан в управлении и администрации, общественное мнение);

международные отношения (международная политика, политика и международные организации, международное право).

В целом политология – это открытая система знаний, способная совершенствоваться и перестраиваться по мере возникновения новых исследовательских проблем, определяемых запросами политической практики.

В современной политической науке существуют два основных уровня исследования: теоретический и прикладной.

Теоретическая политология занимается разработкой общих (функциональных) методов исследования политической сферы общества. Но при этом все теоретические разработки так или иначе направлены на решение практических задач.

Прикладная политология исследует конкретные политические ситуации с целью получения необходимой информации, разработки политических прогнозов, практических советов, рекомендаций и решения возникающих политических и социальных проблем.

Добавить структуру больше и шире.

Функции политологии

3.1. Функции политологии как науки и как учебной дисциплины

Функции политологии как науки и как учебной дисциплины имеют немало общего, но есть и определенные различия. Рассмотрим отдельно каждый из видов функций политологии.

Политология как наука является необходимой теоретической базой для дальнейшего развития политических исследований и для внедрения научных разработок в реальную политику.

Политология исследует реально существующие политические системы, способы организации общества и государства, типы политических режимов, формы государственного устройства, деятельность политических партий и общественных организаций, состояние политического сознания и политической культуры, образцы политического поведения, проблемы эффективности и легитимности политического руководства, способы формирования институтов власти и многое другое.

Политические исследования создают определенную теоретическую и научно-методическую базу, необходимую для развития самой политологии и для совершенствования политической сферы общества. Научные знания в области политики позволяют прогнозировать и конструировать политическую реальность, отслеживать позитивные и негативные тенденции в развитии политических процессов и, в случае необходимости, вносить необходимые коррективы.

Функции политологии как науки и как учебной дисциплины

Задача политологии как учебной дисциплины состоит в том, чтобы помочь людям разобраться во всех хитросплетениях политики, научить их правильно осознавать (воспринимать) существующий общественный и политический строй, адекватно реагировать на складывающуюся политическую ситуацию.

В самом общем виде функции политологии можно сгруппировать в 2 группы: познавательные и прикладные, соответствующие фундаментальному и прикладному уровням политического анализа.

3.2. Познавательные функции политологии:

Познавательная - определенный способ познания социально-политической реальности и выявления закономерностей ее развития;
Методологическая - заключается в выработке способов и приемов анализа политических процессов и явлений.

Теоретическая - связана с выработкой политической теории – системного знания о связях и закономерностях политики.

Объяснительная - дает ответ на вопросы политической жизни, раскрывает причины тех или иных явлений.

Описательная - обеспечивает изучение, накопление, систематизацию сведений о явлениях политической жизни, служащих материалом для построения и проверки исследовательских гипотез и теорий.

3.3. Прикладные функции политологии:

Инструментальная – помогает получить ответ на вопросы практической политики, определить действия, необходимые для достижения желаемого политического результата. совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования политической реальности;

Прогностическая - позволяет выявить тенденции развития политических процессов, предсказать варианты будущего в политике, оценить диапазон возможностей тех или иных субъектов политики, оценить различные стратегии политических действий, выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях (перспективах) развития политических процессов

Мировоззренческая - позволяет понять какое место в представлениях человека об обществе, в мире в целом занимают политические явления, дает человеку возможность определиться со своим местом в политической жизни общества.

Идеологическая - состоит в выработке, обосновании и защите политических идеалов, превращении политических идей в действия, использование политических исследований в пропаганде своих идей и критики других.

Аналитическая - оценка состояния политической системы и результативности деятельности различных политических факторов в политическом процессе;
Управленческая - использование результатов политических исследований для разработки и принятия управленческих решений;
Функция политической социализации - подготовка и интеграция (вхождение) индивида, социальных групп в политическую жизнь общества;

Здесь следующим пунктом пустить категории политологии.

Бихевиористический метод

Бихевиористический метод основывается на эмпирических наблюдениях за социальным поведением индивидов и групп. При этом приоритет отдается изучению индивидуальных характеристик. Этот метод способствовал изучению электорального поведения избирателей и разработке предвыборных технологий. Бихевиоризм внес значительный вклад в развитие эмпирических методов исследования в политике, способствовал становлению и развитию прикладной политологии.

К недостаткам бихевиоризма можно отнести то, что он отдает приоритет исследованию оторванных (атомизированных) от общей социальной структуры и социокультурной среды индивидов и групп, отвергает исторические традиции народов и моральные принципы в угоду «голой» рациональности. По мнению Л. С. Панарина, бихевиоризм является наиболее приемлемым для американского общества — общества, лишенного естественных исторических корней. «Бихевиористский индивид-атом знает только внешние ограничения, связанные с давлением других атомов. В этой роли он не чувствует себя связанным ни традициями, ни моралью, ни какими-либо ценностями. Он чувствует себясвободным игроком, которому важно обставить всех остальных».

Теория социального действия

В классической социологии исследователи выделяют два основных подхода, две точки зрения на мотивацию социального действия. Первый подход содержится в работах Э. Дюркгейма, второй — М. Вебера.

По мнению Э. Дюркгейма, деятельность и поведение человека жестко детерминированы внешними объективными факторами (социальной структурой, социальными отношениями, культурой и др.). М. Вебер, напротив, придавал субъективный смысл социальному действию. Он считал, что в любых социальных условиях человек имеет определенную возможность для проявления своей индивидуальности.

Начало нового этапа в развитии теории социального действия связан с трудами известного французского социолога А. Турена. По его мнению, классическая социология рассматривала общество как единое целое. Однако в условиях индустриального и постиндустриального общества различные социальные движения создают проблемные поля и социальные конфликты и сами делают свою историю. Если раньше противники могли апеллировать к «представителю метасоциального порядка» — к справедливости священника или короля, то «теперь не только это священное исчезло, оно оказалось захвачено фундаментальными конфликтами, вместо высшего мира единства создается центральное место социальных конфликтов».

Основными субъектами социального (политического) конфликта становятся не классы и партии, аобщественные движения. При этом они не нуждаются в посредниках в лице политических партий и других политических институтов. В условиях быстрого развития средств информации и коммуникации роль посредников существенно снижается. Социальные действия общественных движений приобретают политический характер и направлены против государства (политической системы) как главного политического оппонента. По мнению А. Турена, в современном политическом конфликте преобладающая роль принадлежит реальнымсубъектам политического действия.

Антропологический метод

Антропологический метод анализирует политические явления исходя из природной коллективистской сущности человека. Еще Аристотель говорил, что человек по своей природе — существо политическое и не может жить обособленно. В ходе эволюционного развития люди совершенствуют свою социальную организацию и на определенном этапе переходят к политической организации общества.

Психологический метод

Психологический метод предполагает изучение психологических механизмов психологического поведения и мотивации. В качестве научного направления он возник в XIX в., хотя в его основе лежат многие значимые идеи античных мыслителей (Конфуция, Аристотеля, Сенеки) и ученых Нового времени (Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо).

Значительное место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработал 3. Фрейд. С помощью психоанализа исследуются бессознательные психические процессы и мотивации, которые способны оказывать активное воздействие на политическое поведение.

Структурно-функциональный подход. В соответствии с ним политическая сфера, как и общество в целом, представляет собой сложную систему (структуру), состоящую из множества взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную, свойственную лишь ему функцию. Основы структурно-функциональной парадигмы были заложены еще Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом, которые сравнивали структуру общества с живым организмом, а отдельные подсистемы с определенными органами. Значительный вклад в становление и развитие этого направления в социологии внесли американские ученые-социо- логи Р. Мертон и Т. Парсонс.

Конфликтологическая парадигма - противоположность функ- ционалистическим теориям, предполагающая консснсусное взаимодействие различных подсистем (социальных слоев, классов) общества. Конфликтологический подход исходит из того, что общественное развитие происходит через борьбу различных социальных групп.

Конфликтологическая парадигма немарксистской ориентации начала формироваться в 50-60-е гг. XX в. в работах таких ученых, как Р. Дарендорф, Р. Миллс, Л. Козер, Р. Мур, К. Болдинг и др. Так, по мнению немецкого социолога Р. Да- рендорфа, конфликт есть оборотная сторона всякой интеграции и потому он неизбежен. Но в отличие от К. Маркса, Р. Дарендорф считает, что в современных условиях классовый конфликт не ведет к разрушению социально-политической системы общества.

Кроме перечисленных методов в политических исследованиях существуют и другие: метод экспертных оценок, моделирование политических процессов, онтологический подход, исторический подход и т. д.

Подсократить последний блок методы.

Дисциплина: ПОЛИТОЛОГИЯ

Тема 1: Предмет и задачи курса политологии

Автор:Ф.И.О., студентка____________________________БГПУ им. М.Акмуллы

Обязательно к изучению на направлении: ЕГФ, ИИиПО, ИП, ИФОМК, СГФ, ФП.

Дисциплина по выбору студента на направлении: ФФК, ХГФ.

ПЛАН ЛЕКЦИИ Стр.
СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
1. Предмет и задачи курса «Политологии»  
1.1. Политология – определение понятия.
1.2. Объект и предмет политологии
2. Структура политологии
3. Методы и направления исследования политологии
4. Функции политологии  
4.1. Функции политологии как науки и как учебной дисциплины
4.2. Познавательные функции
4.3. Прикладные функции
ГЛОССАРИЙ

Наши рекомендации