Вопрос 44 Этические принципы профессиональной деятельности государственных служащих

Практика государственной службы свидетельствует, что служебное поведение государственных служащих должно основываться на прочных нравственных принципах. Под нравственными принципами государственной службы понимается совокупность норм, выражающих требования государства и общества к нравственной сущности служащего, к характеру его взаимоотношений с государством. Это система ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения государственных служащих между собой с целью создания надлежащего морально-психологического климата в коллективе и повышения эффективности государственной службы.

Следует отметить, что нравственные принципы и нормы служебной деятельности государственных служащих пока не нашли у нас нормативного установления.

– Принцип служения государству и обществу, требующий бескорыстной и безупречной службы на благо государства и гражданского общества.

– Принцип законности, обязывающий всех государственных служащих неукоснительно соблюдать букву и дух законов. Важно, чтобы в законе право и мораль соответствовали друг другу. Этот принцип требует верховенства Конституции РФ, федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, положениями и инструкциями. Для чиновников должно стать правилом, что неисполнение, попрание закона не только противоправно, но и глубоко аморально. К сожалению, у нас весьма распространены правовой нигилизм, скептическое отношение к праву. Отсюда проистекают правовая противоречивость и слабость государственной власти, двойные стандарты в правоприменительной практике, безнаказанность, правовая безграмотность ряда служащих.

– Принцип гуманизма, предписывающий признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Он требует от чиновника уважать каждого человека, признавать суверенитет личности и ее достоинство, быть вежливым, тактичным, толерантным. Это должно стать внутренним императивом чиновника. Данный принцип показывает то, что чиновник существует и действует для человека, а не человек для чиновника.

– Принцип ответственности, обязывающий служащих нести не только юридическую, но и нравственную ответственность за принимаемые решения. Такой подход не в традициях российской ментальности. Но его надо использовать, брать на вооружение.

– Принцип справедливости, требующий разумного использования властных полномочий, защиты прав и законных интересов граждан. Удовлетворение потребности в справедливости властей – самое важное из моральных ожиданий общества. Любая несправедливость, допускаемая чиновником, наносит моральный ущерб авторитету власти.

– Принцип лояльности, означающий осознанное, добровольное соблюдение государственными служащими правил, норм служебного поведения. Он предполагает верность службе, уважение и корректность по отношению к государственным и общественным институтам. Он требует, чтобы служащий не наносил вред имиджу государства, всячески способствовал укреплению его авторитета. Чиновник обязан проявлять лояльность по отношению к государству, строю, политическому большинству, находящемуся у власти, ко всем ветвям власти, к государственным институтам, к обществу, населению.

– Принцип политической нейтральности требует, чтобы государственная служба были вне политики. Проявление политико-идеологических пристрастий, ориентация на политические группировки в системе государственной службы неуместны и вредны. Вместе с тем, государственно-служебные отношения не могут не носить политический характер, т.к. государственная служба – это институт государства. Вопрос заключается в степени политизации государственной службы. Индикатором политизации можно считать уровень вовлечения аппарата и отдельных служащих в политику. Поэтому нельзя нарушать меру допустимости политизации государственного аппарата.

Демократическая система государственной власти требует построения департизированной и деполитизированной государственной службы. Исторический опыт и современная практика доказывают, что для эффективного государственного управления необходима полностью департизированная и относительно деполитизированная государственная служба. При этом, силовые государственные структуры и судебная власть должны быть абсолютно департизированы и деполитизированы. Полное слияние политики и государственной службы недопустимо, в том числе и по соображениям морального характера. Но абсолютно разделить государственную службу и политику невозможно – это из области утопии. Гражданскому обществу и политикам, контролирующим и регулирующим государственную службу, это нужно иметь в виду.

– Принцип честности и неподкупности, требующий категорического неприятия таких явлений, как коррупция и бюрократизм. Нынешняя организация госаппарата и его непрозрачность способствуют коррупции. По сути, любые административные барьеры преодолеваются взятками. Коррупция и бюрократизм властей создают угрозу демократическим ценностям, разрушают веру людей в государство.

Признаками коррумпированности государственного служащего являются: незаконность получаемых служащим материальных и нематериальных выгод; злоупотребление властью, использование служебного положения вопреки интересам службы; умышленное использование служебного положения для личного обогащения; наличие личной корысти. Коррупция – это системное явление, требующее не только уголовно-правовых мер борьбы, но и целенаправленной кадровой работы, нравственного воздействия.

Бюрократизм – внутреннее свойство любой управленческой структуры. Но оно должно быть минимизировано. Он представляет собой нравственно отрицательную форму реализации государственно-властных полномочий. Отличительная черта бюрократической ментальности чиновника – стереотипность, безразличие и безответственность, что превращает бюрократию в корпорацию эгоистических интересов. В бюрократической среде преобладают такие ценности, как чинопочитание, карьеризм, канцелярщина, зависть, подобострастное отношение к богатству и власти. Только демократизация и открытость власти, оптимизация аппарата, расширение социальной базы кадрового корпуса государственной службы, отделение его от бизнеса и собственности могут лишить бюрократизм благоприятной среды обитания.

Основные принципы служебного поведения государственных служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной службе.

Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов, так и государственных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;

з) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;

р) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

т) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

Таким образом, нравственные принципы государственной службы понимаются как совокупность норм, выражающих требования государства и общества к нравственной сущности государственной службы, к кадровой политике.

45. Требования к служебному поведению гражданского служащего:

1)исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне

2)исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности

3)осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках компетенции государственного органа

4)не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам

5)не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей

6)соблюдать ограничения, установленные для гражданских служащих

7)соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций

8)не совершать поступки, порочащие честь и достоинство

9)проявлять корректность в обращении с гражданами

10)проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов России

11)учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий

12)способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию

13)не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа

14)соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Административная этика

Особенности административной этики.

Административ­ная или служебная этика — это правила и принципы нравствен­ного поведения руководителя или лиц, участвующих в управле­нии. Административная структура предполагает достаточно без­различные к индивидуальным характеристикам людей межлич­ностные отношения. Однако не учитывать их нельзя. Чрезмер­но строгое соблюдение служебной дистанции приводит к форма­лизации деловых отношений и, как следствие, отрицательно ска­зывается на процессе производства. Недооценка необходимости соблюдения служебной иерархии затрудняет распределение про­изводственных поручений и контроль за их выполнением — в конечном итоге возможно стирание специфики деловых отно­шений (панибратство).

(Реальная власть руководителя имеет два основных источни­ка: государственно-правовой статус и завоеванный обществен­ный авторитет, которые могут находиться в разных соотноше­ниях. Руководитель может обладать правовым статусом (быть назначенным), но не иметь необходимого авторитета для того, чтобы быть способным подчинить людей своим директивам (ука­заниям). Неугодный коллективу руководитель может столкнуть­ся по меньшей мере с игнорированием, саботажем, опротестовыванием своей деятельности. Таким образом, для осуществле­ния полноты своей власти в рамках фирмы руководитель дол­жен завоевать доверие коллектива. Кроме проявления положительных личных качеств, авторитетность достигается различ­ными формальными методами, как-то: реклама различного со­держания (телевизионные ролики, газетные и журнальные ста­тьи, социальные жесты, характеризующие потенциального ру­ководителя с выгодной стороны), социальная демагогия (разда­ча обещаний, отвечающих интересам коллектива; проявление своей солидарности с подчиненными; демонстрация заинтересо­ванности в решении существующих производственных и соци­альных проблем), финансовая поддержка (достаточное количе­ство средств позволяет совершать деяния, влияющие на рост авторитета). А известный философ эпохи Возрождения Н. Мак-киавелли советовал продуманно создавать себе врага для укреп­ления своей власти.

Руководитель обладает относительной самостоятельностью, специфическими правами и обязанностями. Хороший руково­дитель не только пользуется своими правами, но и не пренебре­гает своими обязанностями.

Наши рекомендации