Марксистский взгляд на бюрократию (отрицательные черты)
Бюрократия по Марксу это негативное явление. Он, по существу, отождествлял бюрократию, определенного рода организацию и аппарат, необходимые для осуществления функции управления с бюрократизмом – косностью, волокитой, канцелярщиной, пренебрежением к существу дела ради соблюдения формальностей.
Бюрократия в его описании выглядит абсолютным злом. Даже простой перечень марксистских пунктов критики бюрократии выглядит весьма впечатляюще:
Ø Подмена общественного интереса частным, то есть интересом власти и конкретного чиновника – «присвоение государства» чиновником;
Ø Органическая неспособность бюрократии решать подлинные проблемы;
Ø Отсутствие у бюрократии государственного разума;
Ø Извращенное восприятие действительности, отрыв от нее;
Ø Предвзятость, произвол, возрастающий по мере продвижения к вершине бюрократической иерархии;
Ø Корпоративность, своекорыстие этой иерархии, и карьеризм как образ ее жизни, и ее притязания на монопольную компетентность, и формализм.
Как мы можем здесь увидеть Карл Маркс придерживался диаметрально противоположных взглядов, чем Макс Вебер.
№ 28. Понятие и отличительные признаки правового государства
Любое государство в своей деятельности использует юридические нормы. И в этом смысле является правовым, однако конституционный принцип правового государства выражает не данную объективную взаимосвязь государства и права. В конституционном понимании правовым является государство, в котором правовые акты соблюдаются всеми субъектами: самим государством, его органами и должностными лицами, индивидами, общественными объединениями, предприятиями, организациями, учреждениями.
В статье 1 Республика Беларусь названа правовым государством. Сущность принципа правового государства раскрывается в статье 7, согласно которой в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Если право трактовать в позитивистском ключе, то в понятие права можно включать нормативные и индивидуальные-правовые акты, однако нормативный или индивидуальный акт, чтобы считаться правовым, должен соответствовать целому ряду критериев:
1.Он должен быть принят в надлежащей форме. То есть в виде такого акта (закона, указа и т. д.), полномочия на принятие которого есть у государственного органа.
2.В правовом акте могут отражаться только те вопросы, которые входят в компетенцию органа, принявшего данный акт.
3.Акт должен соответствовать правовым актам большей юридической силы.
4.Акт должен готовиться и приниматься с соблюдением установленной процедуры.
Очень важным элементом процедуры является опубликование акта. Согласно статье 7 Конституции Республики Беларусь нормативные акты подлежат обязательному опубликованию иди доведению до общего сведения иным предусмотренным законом способом. Что касается индивидуально-правовых актов, то не все их них подлежат обязательному обнародованию.
Все названные требования, по сути, отражены статье 7 Конституции, часть 3 которой гласит: «правовые акты, которые признаны неконституционными, должны утратить свою силу». Нормативные акты могут быть признаны неконституционными только одним судебным органом – Конституционным судом. Индивидуально-правовые акты признаются неконституционными общими и хозяйственными судами.
Наиболее сложным в реализации принципа правового государства является подчинение праву самого государства, его органов и должностных лиц, поскольку они располагают значительными властными возможностями. Среди государственных органов есть вышестоящиеи нижестоящие,но как первые, так и вторые, являются нижестоящими по отношению к праву. Гарантии правового государства, обеспечивающие подчинение властных субъектов праву, впринципе аналогичны гарантиям демократии. Обязанность именно государства, его органов и должностных лиц соблюдать право отражена в статье 7 Конституции Республики Беларусь. Об аналогичной обязанности других субъектов там не сказано, но она предусмотрена иными статьями Конституции или вытекает из них:
Ø для индивидов – статья 52;
Ø для общественных объединений – статья 5;
Ø для предприятий, организаций, учреждений – статья 125.
Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.
Теория «правового государства» заложена Дж. Локком, Ш. Монтескье, Т. Джефферсоном, И. Кантом.
Термин «правовое государство» утвердился в 19 в. в трудах немецких юристов Клауса Т. Велькера, Рихарда фон Моля.
Признаки правового государства:
Ø верховенство закона;
Ø всеобщность права;
Ø связанность правом самого государства и его органов;
Ø разделение властей;
Ø взаимная ответственность государства и личности;
Ø незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства;
Ø наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан.
№ 29. Сущность и основные принципы организации гражданского общества
В тоталитарном обществе гражданского общества нет.
В авторитарном обществе гражданское общество есть, но слабое.
В демократическом государстве гражданское общество реально и влияет на жизнь граждан.
Гражданское общество – это экономическое, социальное, культурное пространство, где взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие свой выбор.
Правовое государство возможно лишь на основе гражданского общества.
В античное время государство и гражданское общество не разграничивались (Платон)
В новое время: когда не было государства, это было естественно, а потом появляется государство и появляется гражданское общество (Гоббс, Спиноза).
Монтескье разграничивал гражданское общество и государство. Политические законы определяют взаимоотношение граждан с государством, а гражданские вопросы определяют интересы с сфере собственности и семьи.
Кант считал, что в правовом государстве каждый человек свободен, равенство всех, самостоятельность человека как гражданина.
Гегель разграничил и полно описал данную концепцию. Гражданское общество – сфера частных интересов. В гражданском обществе возможны конфликты, но без гражданского общества государство будет деградировать. Свободы в гражданском обществе нет, оно конфликтно. Государство должно стоять над всем, оно воплощает единство, поэтому должно быть основано на праве, законе. Государство – шествие Бога в мире. Развивал этатизм: государство выше и прежде всего.
Бердяев считал, что только вечная борьба позволяет удержать общество в равновесии
Основы гражданского общества:
1. экономическая – рыночная экономика;
2. социальная – средний класс (5.000 долларов на человека в месяц в России);
3. духовная – плюрализм идей, идеологий, свобода печати, слова, совести
Институты гражданского общества:
· семья;
· партии;
· церковь;
· открытые общества и т. д.
Гражданское общество – это частная сфера интересов граждан.
При всей важности государства в жизни общества нельзя сводить к нему все богатство социально-политических отношений. Важное место при характеристике социума занимает категория «гражданского общества», под которым понимается сфера жизни, неконтролируемая государством, т. е. сфера реализации частных интересов отдельных личностей. Важнейшим элементом гражданского общества выступает построение и эффективное функционирование правового государства. В качестве основных его признаков называют следующие:
Ø господство права;
Ø разделение властей;
Ø неотчуждаемость прав и свобод личности;
Ø ответственность не только личности перед государством, но и государства перед личностью;
Ø наличие эффективных форм контроля за государственной властью.
В своей совокупности эти признаки свидетельствуют о том, что государственная власть должна быть ограничена правом. С учетом этого правовое государство можно определить в самом общем виде как государство, где господствует право.
№30. Политический процесс, структура, стадии, основные характеристики
Процесс (лат. processus, продвижение) – 1) это последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-либо; 2) совокупность действия для достижения какого-либо результата.
Процессы: естественные, природные, биологические, химические.
Политический процесс часто определяют как естественный ход событий, обусловленных различными обстоятельствами. Если один из участников этих событий является субъектом политики, то такой процесс называется политическим.