Положительные и отрицательные черты избирательных систем

Пропорциональной

Главным недостатком этой системы считается невозможность для рядового избирателя повлиять на распределение мандатов внутри списка кандидатов и как результат - слабая связь депутатов, избранных по спискам, с избирателями.

Понятие и виды источников избирательного права

Под источниками избирательного права понимаются формы внешнего выражения его норм. В современных условиях система источников российского избирательного права представлена общепризнанными нормами (принципами) международного права, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами различного вида и уровня, решениями Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Федерации.

К источникам данного ряда можно отнести Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. с Протоколами к ней, Европейскую хартию местного самоуправления 1985 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Декларацию о критериях свободных и справедливых выборов, принятую на 154-й сессии Совета Межпарламентского союза 26 марта 1994 г., и др. С учетом участия России в СНГ к источникам избирательного права следует отнести Конвенцию СНГ о правах и основных обязанностях человека от 25 мая 1995 г., Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках СНГ от 7 октября 2002 г. Значение международных договоров в качестве источников российского избирательного права многогранно. Во-первых, в них закрепляются общепризнанные стандарты периодических и обязательных, открытых и гласных, свободных и справедливых, подлинных и нефальсифицированных выборов. Во-вторых, они возлагают на Российскую Федерацию обязательства по предоставлению гражданам оговоренных в них избирательных прав и свобод и недопущению незаконных ограничений и посягательств на данные права и свободы. В-третьих, они имеют приоритет при возникновении коллизий (разночтений) с нормативными правовыми актами Российской Федерации, предполагающий безусловное исполнение международных договоров.

Акты Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и их роль в организации избирательного процесса

Правовые акты ЦИК России (за некоторым исключением) являются формой, в которой принимаются решения Комиссии по вопросам её компетенции. Большинство актов Комиссии именуются постановлениями. Комиссия, как и другие федеральные государственные органы, принимает подзаконные акты.

По характеру предписаний правовые акты Комиссии подразделяются на нормативные и ненормативные (правоприменительные). По сфере регулирования и характеру регулируемых правоотношений их можно подразделить на три группы (1) акты, принимаемые в рамках избирательного процесса, (2) акты по вопросам подготовки и проведения референдума, (3) иные акты, а акты избирательного процесса классифицировать по стадиям избирательного процесса и регулируемым правоотношениям. Существуют и другие основания классификации актов Комиссии: по наличию прямого указания (отсылки) в федеральном законе; по полномочиям Комиссии, лежащим в основе их принятия; по процедуре принятия и по другим основаниям[5].

Правовой статус избирателя

Правовой статус избирателя - это закрепленное нормами избирательного права положение избирателя как участника избирательного процесса. В правовой статус избирателя включаются следующие элементы: принципы свободного и добровольного участия избирателей в выборах на основе всеобщего и равного избирательного права; права избирателей, связанные с их участием в предусмотренных законом избирательных действиях; гарантии реализации избирателями своих прав.

Основу правового статуса избирателя составляют права избирателя, связанные с участием в предусмотренных законодательством избирательных действиях. Полномочия избирателя целесообразно рассматривать применительно к стадиям избирательного процесса. В этой связи можно выделить следующие полномочия избирателей, связанные с:

  1. их регистрацией (учетом) и составлением списков избирателей;
  2. участием в формировании избирательных комиссий;
  3. выдвижением и регистрацией кандидатов (списков кандидатов);
  4. созданием избирательных фондов кандидатами, избирательными объединениями;
  5. информационным обеспечением избирательной кампании и предвыборной агитацией;
  6. организацией и порядком голосования, подсчетом голосов избирателей, установлением результатов выборов и их опубликованием.

Согласно ст. 16 Федерального закона об основных гарантиях все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, подлежат регистрации (учету). Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право

знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию.

На основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей соответствующими избирательными комиссиями составляются списки избирателей. Каждый избиратель имеет право на включение его в список избирателей на конкретном избирательном участке, если место его жительства находится на территории этого участка, что устанавливается органами регистрационного учета граждан. Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Избиратель вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Федеральный закон об основных гарантиях предоставляет избирателям возможность принимать участие в формировании избирательных комиссий. В соответствии с законом формирование комиссий муниципальных образований, территориальных, окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления осуществляется в том числе на основе предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Формирование участковых избирательных комиссий на любых выборах осуществляется также на основе предложений собраний избирателей.

Наши рекомендации