Политический процесс – 1) это взаимодействие и деятельность всех субъектов политических отношений; 2) это способ функционирования политически организованного общества.

Результатом является формирование политической системы и формирование мнений. Политический процесс – это то, что происходит здесь-и-сейчас, вчера – это уже история.

Структура политического процесса:

1. Субъект (носитель власти):

a.официальный (учреждения, лица, наделенные властными полномочиями: группы интересов, партии, движения отдельные граждане которые и могут играть определяющую роль в политике, но не обладают властными полномочиями);

b.неофициальный.

2. Объект. (то, что должно быть достигнуто как цель процесса);

3. Средства, методы, ресурсы (знание, наука, деньги, настроение масс, идеология), исполнители.

3 уровня политического процесса:

1. Микрополитика (группы, индивиды, их действия, которые направлены на поддержку структур);

2. Подсистемный (частные виды политики: жилищная политика, коммунальное хозяйство, политика в области здравоохранения, образования);

3. Макрополитка (политика высших должностных лиц: Парламент, Правительство).

Среда может как сдерживать политические процессы, так и ускорять их.

· Среда – географическое положение, наличие полезных ископаемых;

· Демография – возраст, национальный состав населения, уровень квалификации населения;

· Экономика – уровень благосостояния, безработица, какие формы собственности;

· Социальные факторы;

· Духовные факторы.

Уровни политического процесса:

Ø Центральные;

Ø Региональные;

Ø Местные.

Функционирование органов:

Ø законодательные

Ø административные и т. д.

По значимости для общества:

Ø базовые (граждане включаются в отношения с государством и их интересы превращаются в политические решения);

Ø перереферийные (касаются отдельных партий, местного самоуправления, то, что не оказывает влияния большого на систему).

Фазы политического процесса:

1. Формулирование или вызревание политической проблемы. Всякий процесс начинается с четкого формулирования проблемы. Формулирование политики связано с формированием политического курса. Вырабатывают партии, СМИ, государственные служащие, советники, исследовательские центры.

2. Выдвижение (включение) проблемы на повестку дня. Если вопрос не включен в повестку дня, то считается, что его нет. Кто пытается выявить: разные социальные группы, группы интересов, партии, СМИ, избирательные кампании.

3. Принятие политического решения. Надо по данной проблеме выработать решение: положительное/отрицательное, решение либо программу, целое направление в государственной политике.

4. Исполнение принятых решений. Надо изыскать ресурсы на то, кто будет выполнять решение.

5. Оценка эффективности исполнения, значимости принятых решений. Получаем результаты и можем сказать, что программа выполнена. Можем оценить результаты. Оцениваем по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП). Беларусь сейчас на 68 месте (высший уровень – 53). (Программа развития ООН – ПРО
ОН).

Программа по уровню развития страны ПРООН, 3 показателя:

· средняя продолжительность жизни при рождении;

· уровень образования;

· ВВП на душу населения/уровень материального достатка (покупательная способность).

Классификация субъектов политического процесса:

Субъект политики – конкретный носитель политической деятельности, способный участвовать в политическом процессе.

Субъекты политики Субъекты власти
Те силы, личности, которые направлены на завоевание, защиту, использование власти. Они могут и не дойти до власти. Те группы, элиты, индивиды, которые реализуют властные полномочия.

Классификация субъектов:

ü Личность – потенциальный субъект. Чтобы стать реальным, надо участвовать. По Веберу политики;

§ по случаю (когда сходим на выборы);

§ по совместительству;

§ по профессии.

ü Социальные общности – народ, группы, классы, страты, нации, элиты. Представляют совокупный субъект политики. Когда группа осознает свои интересы, то она становится политической группой.

ü Политический институты (Институт – 1. учебное заведение 2) совокупность норм, которые регулируют определенную сферу отношений) – учреждения, системы учреждения (государство, партии, группы интересов, группы давления). Институт парламентаризма, институт исполнительной власти, главы государства, политических партий, избирательного права. Когда возникают институты, это означает, что система развита и закрепила и формализовала правила.

§ формальные

§ неформальные

Марксистская классификация:

ü Народные массы – главный субъект;

ü Первичные институт – классы;

ü Вторичные институты – партии.

Бихевиористские классификация:

ü Первичный субъект – личность.

№32. Полит. Дей. Политическое поведение. Субъекты полит. Дей.

Политическое поведение – это совокупность реакций социальных общностей, личностей на деятельность политической системы.

Политическая реакция – это совокупность действий субъектов, акторов, которые реализуют свои внутренние установки, внутренние позиции.

Политическое поведение:

1. Политическое участие:

Это вовлеченность членов определенной общности на разной основе (на индивидуальной или классовой, этнической, религиозной) в процесс политико-властных отношений. Участие осуществляется по-разному (идет на митинг). Если он нечаянно оказался там, это не участие. Это всегда сознательная деятельность. Разработали бихевиористы. Главным является определенный человек.

ü прямая/непосредственная форма;

ü представительная.

Типы по Маршу:

1. Ортодоксальное политическое участие (обеспечивает стабильность и устойчивость политической системы: разрешенные властями мероприятия);

2. Неортодоксальное политическое участие (несанкционированное поведения, протесты);

3. Политические преступления (деятельность с использование нелегитимного насилия: захват заложников, политические убийства, революции).

Также выделяют:

Ø автономное политическое участие (добровольность действий);

Ø мобилизационное политическое участие (квазиучастие) (имеет принудительный характер: стимулы страх и принуждение – потеря работы. Направлен на демонстрацию всенародного одобрения. Как в СССР).

Протестные формы – негативное проявление к политической системе (в целом или на конкретные действия властей).

ü митинги;

ü демонстрации;

ü шествия.

Протесты начинаются не тогда, когда люди живут плохо, а когда люди начинают жить лучше и хотят быстрее (революция ожиданий).

Две формы политического протеста:

1. конвенциональная (разрешенная властями);

2. неконвенциональная (запрещенные действия). Крайняя форма – политический терроризм (ужас). Ядро террористический организаций – лица от 20 до 30 лет.

Система, основанная на участии – где активистский тип участия народа, а элита ценит, что ее выбрали, и действует на благо народа.

Политическое действие – это вмешательство отдельного человека или группы в отношения власти в данной системе с целью приспособить ее к своим интересам, целям, идеалам, ценностям.

Понятие формировалась в рамках марксистской политологии, где главным является не определенный человек, а классы. Их действия зависят от идеологии участников. В каждой системе есть правила игры. Основное Правило – Конституция. Правила игры обязаны все соблюдать. В нестабильных обществах часто меняются правила игры.

Политическое действие:

ü позитивное (делать что-то);

ü негативное (прекратить что-то);

ü рациональное (обдумываем способы);

ü иррациональное;

ü стихийные (импульсивные, действия масс);

ü организованные (действия элит).

По радиусу воздействия на общество:

Ø Революция. Свержение прежней элиты и преобразование общества в целом, отмена прежней Конституции. Это следствие серьезных противоречий в обществе. Главная причина – потеря властями легитимности (поддержки народа). Для революции всегда характерно насилие. Революции происходят в обществе, в котором не проводятся реформы.

· мирным путем;

· немирным путем.

Революции пожирают своих детей.

Жак де Местр

Ø Контрреволюция. Политическое движение, которое возглавляется теми, кто потерял власть в ходе революции и тех, кто отказался от революции. Цель: свергнуть новую элиту и вернуть себе власть.

Ø Реформа. Частичное изменение, самая лучшая политика. Она меняет общество, не затрагивая его основ. Классический пример: реформы капитализма в развитых странах в 20 веке (реформы Рузвельта: либеральная политика без отмены частной собственности). Активной силой были не рабочие, а капиталисты, им было что терять. Самое разумное действие, альтернатив пока нет. Надо чтобы в обществе было согласие по базовым ценностям.

Ø Бунт. Участие масс, которые недовольны местной властью. Зачастую они перерастают в погромы.

Ø Переворот. Направлены на перемены в сфере власти, на персональные перестановки во власти, конкретных личностей.

· Государственный переворот делает представитель власти;

· Путч – тот, кто оказался оторванным от власти;

· Мятеж – связан с военными.

Ø Мятеж. В основном связан с военными. Близок к перевороту.

Ø Восстание.

Ø Выборы и проведение избирательных кампаний. Должны быть периодическими и нефальсифицированными.

Ø Популизм. Деятельность, которая направлена на то, чтобы обеспечить популярность ценой пустых обещаний, демагогических лозунгов, заигрывания. Характерен для не очень развитой политической системы. В современной политике считается негативным явлением.

Любое действие содержит как рациональнее, так и иррациональные элементы.

Политический абстенционизм

Абстенционизм – непрепятствование событиям идти своим чередом, апатия, пофигизм.

Если вы не занимаетесь политикой, то политика занимается вами. На практике укрепляет определенную линию политики.

Он может быть:

Ø изнутри (внутренний) политической системы (люди отказываются от участия: моя хата с краю);

Ø извне (внешний) политической системы (поддержание нейтралитета).

Абсентеизм – отказ от участия в выборах. .

№34. Политическое участие

Политическое участие:

Это вовлеченность членов определенной общности на разной основе (на индивидуальной или классовой, этнической, религиозной) в процесс политико-властных отношений. Участие осуществляется по-разному (идет на митинг). Если он нечаянно оказался там, это не участие. Это всегда сознательная деятельность. Разработали бихевиористы. Главным является определенный человек.

ü прямая/непосредственная форма;

ü представительная.

Типы по Маршу:

4. Ортодоксальное политическое участие (обеспечивает стабильность и устойчивость политической системы: разрешенные властями мероприятия);

5. Неортодоксальное политическое участие (несанкционированное поведения, протесты);

6. Политические преступления (деятельность с использование нелегитимного насилия: захват заложников, политические убийства, революции).

Также выделяют:

Ø автономное политическое участие (добровольность действий);

Ø мобилизационное политическое участие (квазиучастие) (имеет принудительный характер: стимулы страх и принуждение – потеря работы. Направлен на демонстрацию всенародного одобрения. Как в СССР).

Протестные формы – негативное проявление к политической системе (в целом или на конкретные действия властей).

ü митинги;

ü демонстрации;

ü шествия.

Протесты начинаются не тогда, когда люди живут плохо, а когда люди начинают жить лучше и хотят быстрее (революция ожиданий).

Две формы политического протеста:

3. конвенциональная (разрешенная властями);

4. неконвенциональная (запрещенные действия). Крайняя форма – политический терроризм (ужас). Ядро террористический организаций – лица от 20 до 30 лет.

Система, основанная на участии – где активистский тип участия народа, а элита ценит, что ее выбрали, и действует на благо народа.

№ 35. Политические изменения. Теория модернизации. Противоречия полит. модернизации

Модернизация – это переход общества от традиционного (аграрного) к современному индустриальному, а затем к постиндустриальному обществу.

Теория модернизации начала развиваться в 50-60-е годы 20 века в связи с тем, что многие колониальные страны (страны 3-го мира) освободились от власти метрополий и получили независимость. Стал вопрос: как развиваться? Этот вопрос рассматривали Хантингтон, Айзенштат, Верба, Даль и др.

Теория модернизации сложилась в рамках философии Нового времени.

Развились новые теории развития. Они связаны с социологией развития (работы Вебера, Парсонса).

С точки зрения модернизации выделяется 2 типа обществ:

1.Традиционные;

2.Современные.

Теоретики не рассматривают общество с позиции «–изма». Они признают факт неравномерного общественного развития. Необходимо преобразовывать отставшие страны. Критерием, образцом и показателем выступают западные страны.

В начале 20 века западное общество воспринималось многими как антигуманное (человек человеку волк), оно исторически изжило себя.

Со второй половины 20 века на западе возникла социально ориентированная рыночная экономика и укрепилась либеральная демократия. Многие страны хотели достичь такого развития. Процесс в западных странах шел стихийно, страны сами породили эти процессы (спонтанная, органичная, первичная модернизация). Государства, которые пошли по примеру – (отраженная, неорганичная, вторичная модернизация).

В социальной сфере:

Ø Формируется социальная структура индустриального общества (люди живут в одном месте, работают в другом – спальные районы), место жительства и место работы отделены друг от друга;

Ø Отношения личной зависимости исчезают;

Ø Появляется личная автономия.

В экономике:

Ø Индустриализация (новая техника, знания);

Ø Формирование рыночной экономики.

В политике:

Ø Образование наций и централизованного государства;

Ø Широкие массы включаются в политический процесс;

Ø Становление и развитие гражданского общества и правового государства.

В духовной сфере:

Ø Современное образование;

Ø Знание иностранного языка;

Ø Идеологический плюрализм;

Ø Приобщение крупных групп населения к достижению мировой культуры;

Ø Развитие СМИ;

Ø Секуляризация (освобождение различных сфер жизни от влияния церкви и религии; раньше была, сейчас закончилась) сознания;

Ø Свобода совести;

Ø Отделение церкви от государства.

Главный элемент успеха модернизации – социокультурный фактор. Если не будут изменены ценности людей, широких масс, то модернизация будет порождать кризисы и массовое недовольство. Должны быть изменены ценности.

Этапы развития модернизации:

1. 50-60-е годы 20 века. Модернизация – вестернизация. Копирование западных образцов во всех сферах. Люди могли возвращаться к сожительству в семье, кланах. Успешно прошла в Индии, Японии.

2. 70-90-е годы 20 века. Пересмотрена связь между модернизацией и развитием. Модернизация стала рассматриваться не как условие развития, а как его функция. Целью стали изменения социально-экономические, политические, которые могли проводиться вне западной модели.

Типология модернизации:

1. Первичная. Западная Европа, США, Канада (от промышленной революции и по сей день). Вначале идут перемены в духовной и идеологических сферах (Возрождение, Реформация). Люди получили разрешение на богатство. Потом пошло просвещение. Затем пошла реформация в экономической сфере.

2. Вторичная. Россия, Бразилия, Турция, Япония. Начиналась, как правило, с экономики. Часто сравнивают с квадратным колесом: смешаны и традиции и новаторство.

По технологическому способу производства:

1. Доиндустриальная индустриализация. Олицетворяет мануфактура;

2. Ранняя индустриализация. Переход от мануфактуры к фабрикам и заводам;

3. Поздняя индустриализация. Переход от фабрично-заводского к конвейерному производству;

4. Постиндустриализация. Переход к компьютерным технологиям.

Политическая модернизация

Политическая модернизация – это изменение политической системы, которое предполагает повышение участия граждан в политическом процессе.

ü Разделение властей;

ü Многопартийность;

ü Формирование новых политических институтов;

ü Демократизация политического сознания, системы и общества.

Процесс должен контролироваться элитой.

Типы модернизационных элит:

1.

Негативно относятся к либерализму
Традиционная;

2.Авторитарная;

3.Леворадикальная;

4.Либеральная.

№ 36. Либеральный и консервативный подходы к оценке политической модернизации.

2 подхода к преобразованиям:

1. Либеральный (Даль, Алмонд). Главное насколько население участвует в представительной демократии, насколько открыты элиты. Отрицательно относятся к авторитаризму.

a.Может быть демократизация общества;

b.При росте конкуренции элит и низкой активности людей складываются предпосылки к авторитарному режиму, замедление преобразований;

c.Если массы очень активны, а соревнование элит небольшое, то это ведет к замедлению преобразованиям, провоцирует диктатуру. Массам нужен поводырь!

2. Консервативный (Хантингтон). Конфликт между участием населения и тем насколько есть структуры для выражения их интересов. Нет нужных институтов. Модернизированность общества связана не столько с уровнем демократизации, сколько с организованностью институтов. Авторитарный режим может обеспечить переход к рынку и национальному единству. Они видят потенциальный режим.

a.Компетенция;

b.Выделение этапов реформ;

c.Точный выбор применения реформ.

Надо укрепить стабильность и авторитарный режим возможен, если он обеспечивает экономический рост. Переход к демократии должен идти постепенно. Главное для элиты – обеспечить равновесие между изменениями.

Выделил 3 волны демократизации:

1.Начало 19 века и до окончания Первой Мировой войны (1918 год) 1801-1918 гг.;

2.Началась после Второй Мировой войны и до середины 60-х годов 20 века 1945-1965 гг.;

3.1974 (падение режима Салазара в Португалии) 1974-по сей день.

1972 год – 40 демократических стран в мире;

1992 год –72 демократических стран в мире.

№ 39. Понятие политической элиты, ее функции. Х. Ортега-и-Гассет: элиты и массы в политике

Власть не бывает безликой, она кому-то принадлежит, в основном элитам и лидерам.

Элита в переводе с французского – лучшие, отборные. Использовалось для обозначения высоких качеств предмета, а затем стало использоваться для обозначения лучших, избранных людей.

Политическая элита – это социальная группа, которая занимает наиболее высокие позиции в обществе, обладающая максимальными полномочиями, чтобы влиять на общество, те, кто обладает ресурсами влияния.

Элита – это всегда сплоченное меньшинство. Реальная власть находится в руках элиты. Роль элиты во все времена была определяющей. Элита ведет за собой большинство. Народы живут плохо, если они плохо управляемы, если элита некачественна. Такие общества могут служить источником хаоса, беспорядка. Но может быть и наоборот.

Теория элит сложилась на рубеже 19-20 веков, хотя истоки были в древности. Считается, что классиками были итальянские мыслители В. Парето и Г. Моска. Также можно выделить Р. Михельса, М. Вебера.

Функции политической элиты:

Ø Представительство групповых интересов;

Ø Выражение и защита интересов определенного класса или слоя;

Ø Выработка и реализация государственной политики в важнейших сферах жизни общества;

Ø Продуцирование политических ценностей;

Ø Достижение консенсуса на основе принятия и утверждения общих ценностей и принципов функционирования политической системы.

№ 41. Х. Ортега-и-Гассет: элиты и массы в политике
Человек массы никогда не признает над собой чужого авторитета, пока обстоятельства его не принудят. Поскольку обстоятельства не принуждают, этот упорный человек, верный своей натуре, не ищет постороннего авторитета и чувствует себя полным хозяином положения. Наоборот, человек элиты, т.е. человек выдающийся, всегда чувствует внутреннюю потребность обращаться вверх, к авторитету или принципу, которому он свободно и добровольно служит. Напомним, что в начале этой книги мы так установили различие между человеком элиты и человеком массы: первый предъявляет к себе строгие требования; второй – всегда доволен собой, более того, восхищен [К массе духовно принадлежит тот, кто в каждом вопросе довольствуется готовой мыслью, уже сидящей в его голове. Наоборот, человек элиты не ценит готовых мнений, взятых без проверки, без труда, он ценит лишь то, что до сих пор было недоступно, что приходится добывать усилием. – Прим. автора]. Вопреки обычному мнению, именно человек элиты, а вовсе не человек массы, проводит жизнь в служении. Жизнь не имеет для него интереса, если он не может посвятить ее чему-то высшему. Его служение – не внешнее принуждение, не гнет, а внутренняя потребность. Когда возможность служения исчезает, он ощущает беспокойство, ищет нового задания, более трудного, более сурового и ответственного. Это жизнь, подчиненная самодисциплине – достойная, благородная жизнь. Отличительная черта благородства – не права, не привилегии, а обязанности, требования к самому себе. Noblesse oblige. "Жить в свое удовольствие – удел плебея; благородный стремится к порядку и закону" (Гете). Дворянские привилегии по происхождению были не пожалованиями, не милостями, а завоеваниями. Их признавали, ибо данное лицо всегда могло собственной силой отстоять их от покушений. Частные права или привилегии – не косная собственность, но результат усилий владельца. И наоборот, общие права, например, "права человека и гражданина", бесплатны, это щедрый дар судьбы, который каждый получает без усилий владельца. Поэтому я сказал бы, что личные права требуют личной поддержки, а безличные могут существовать и без нее. К сожалению, богатое по смыслу слово "благородство" подверглось в обычной речи безжалостному искажению. Большинство стало понимать его как наследственную, кровную аристократию; и оно превратилось в нечто пассивное, безличное, подобное "всеобщим правам", которые не требуют личных усилий и заслуг, их получают автоматически. Пусть читатель не удивляется этому отступлению. Чтобы дать определение нового человека массы, который, оставаясь массой, хочет занять место элиты, необходимо было показать в чистом виде оба типа, в нем смешанные, – нормального человека массы и подлинного человека элиты, или человека энергии. Теперь мы можем быстрее продвигаться вперед; ключ к решению – психологическая формула господствующего в наши дни человека – у нас в руках. Все дальнейшее логически вытекает из основного положения, которое можно резюмировать так: XIX век автоматически создал новый вид "простого человека", в котором заложены огромные вожделения и которому сейчас предоставлен богатый набор средств, чтобы удовлетворить их во всех областях, – экономика, медицина, право, техника и т.д. – словом, огромное количество прикладных наук и всяких возможностей, какие прежде среднему человеку не были доступны. Снабдив человека массы всеми этими возможностями, XIX век предоставил его самому себе, и он, верный своей природной косности, замкнулся в себе самом. Таким образом, теперь у нас массы более сильные, чем когда-либо прежде, но отличающиеся от обычных тем, что они герметически замкнуты в самих себе, самодовольны, самонадеянно, не желают никому и ничему подчиняться, одним словом – непокорны. Если так пойдет и дальше, то в скором времени не только в Европе, но и во всем мире окажется, что массами больше нельзя управлять ни в одной области. Правда, в бурные и тяжелые времена, стоящие перед нашим поколением, может случиться, что под суровыми ударами бедствий массы внезапно пойдут на уступки и подчинятся квалифицированной элите. Но это будет попыткой с негодными средствами, ибо основные черты психики масс – это инертность, замкнутость в себе и упрямая неподатливость; массы от природы лишены способности постигать то, что находится вне их узкого круга – и людей, и события. Они захотят иметь вождя – и не смогут идти за ним; они захотят слушать, и убедятся, что глухи. С другой стороны, нельзя тешить себя иллюзиями, что человек массы окажется способным – как ни поднялся его уровень в наше время – управлять ходом всей нашей цивилизации (не говоря уже о прогрессе ее). Самое поддержание современной цивилизации чрезвычайно сложно, требует бесчисленных знаний и опыта. Человек массы научился владеть ее механизмом, но абсолютно незнаком с ее основными принципами. Человек массы считает себя совершенным. Человек элиты ощущает что-то подобное, только если он исключительно тщеславен, да и то вера в свое совершенство не соприродна ему, не истина, она порождена суетой, и даже сам он в ней не уверен. Поэтому тщеславный нуждается в других, чтобы они подтвердили мнение, какое он хочет иметь. Даже и в таком патологическом случае, даже ослепленный тщеславием, человек элиты не уверен в своем совершенстве. Наоборот, современный человек массы, этот новый Адам, никогда не сомневается в своем совершенстве; его вера в себя поистине подобна райской вере. Замкнутость души лишает его возможности познать свое несовершенство, так как единственный путь к этому познанию – сравнение себя с другими; но тогда он должен хоть на миг выйти за свои пределы, переселиться в своего ближнего. Душа заурядного человека неспособна к таким упражнениям. Мы стоим здесь перед тем самым различием, которое испокон веков отделяет глупцов от мудрецов. Умный знает, как легко сделать глупость, он всегда настороже, и в этом его ум. Глупый не сомневается в себе; он считает себя хитрейшим из людей, отсюда завидное спокойствие, с каким он пребывает в глупости. Подобно насекомым, которых никак не выкурить из щелей, глупца нельзя освободить от глупости, вывести хоть на минуту из ослепления, сделать так, чтобы он сравнил свои убогие шаблоны со взглядами других людей. Глупость пожизненна и неизлечима. Вот почему Анатоль Франс сказал, что глупец гораздо хуже мерзавца. Мерзавец иногда отдыхает, глупец – никогда [Я часто спрашивал себя вот о чем: несомненно, многим людям труднее и горше всего общаться, сталкиваться с глупостью ближних. Как же случилось, что никто не попытался изучить ее, написать "Опыт о глупости"? (Мне кажется, что не пытались). – Прим автора ]. Человек массы совсем неглуп. Наоборот, сегодня он гораздо умнее, гораздо способнее, чем все его предки. Но эти способности ему не впрок: сознавая, что он обладает ими, он еще больше замкнулся в себе и не пользуется ими. Он раз и навсегда усвоил набор общих мест, предрассудков, обрывков мыслей и пустых слов, случайно нагроможденных в памяти, и с развязностью, которую можно оправдать только наивностью, пользуется этим мусором всегда и везде. Это я и назвал в первой главе "знамением нашего времени": не в том беда, что заурядный человек считает себя незаурядным и даже выше других, а в том, что он провозглашает и утверждает право на заурядность и самое заурядность возводит в право.

№ 40. Теории элит

Классические теории элит:

С точки зрения марксизма роль элит ничтожна. Для марксизма главный субъект истории – народные массы.
В. Парето. Ввел само понятие «элита» и сформулировал концепцию циркуляции элит. Есть работа «Подъем и падение элит». Он развивал ценностный (меритократический meritos – заслуга) подход. Он считал, что то, как развивается общество, зависит от правящего меньшинства. Дело не в народе, дело в элите. Выделил две тенденции в пополнении элит: 1. Открытая циркуляция элит; 2. Закрытая циркуляция элит. Считал, что люди, обладающие элитарными качествами, получают их по наследству («остатки», резидуи – остаточные качества). Лучший успех у людей со знаниями и психологией. Не все люди с элитарными качествами добиваются руководствующих мест. Элитарные люди, которые не попали в элиту, создают контрэлиту. Процесс замыкания элиты приводит к ее свержению. Это явление получило название закона циркуляции элит. Причина: противоречия психики людей и социальной структуры общества, нет доступа к должностям. Поделил лидеров на лис и львов.
Г. Моска. Написал работу «Основы политической науки». Правящее меньшинство Моска называет политическим классом. Критерии отбора в правящий класс: ü организаторские способности; ü знание национального характера, ментальности; ü интеллектуальное и моральное превосходство. Этот подход называют организационным. Элита – это меньшинство, которое может управлять и имеет превосходство.   2 тенденции рекрутирования: 1. Аристократическая. Элита пополняется из своего круга. 2. Демократическая. В элиту входят представители разных социальных групп.   Каждая элита имеет тенденцию превращаться в закрытую группу. Это путь вырождения элиты. Демократическая тенденция предпочтительней, когда люди с элитарными качествами приходят из разных слоев общества.
Р. Михельс. Обосновал железный закон олигархии. Он писал, что любая человеческая организация порождает элитарность. Элита отдаляется от народа. У него был организационный подход.
М. Вебер. Предложил модель демократического элитизма. Не признавал широкого демократического участия. Должен быть баланс между руководством, элитой и обществом. На этот баланс надо пойти без уступки народу.

Современные теории элит:

Современные теории основаны на классических теориях.

1. Меритократический подход. Ортего-и-Гассет, Карл Мангейм. Элита – это наиболее сильные, энергичные, способные. Это личные способности человека. Элита – это лучший человеческий материал.
2. Организационный (институциональный, властный) подход. Лассуэл, Михельс, Моска. Элита – это меньшинство, которое лучше организовано. Источники власти: военная сила, богатство. Внес большой вклад Р. Мильс. Написал работу «Властвующая элита». Говорит, что элита – это группа важных статусов и ролей. Элита получает места через власть, богатство, известность. Элиту надо изучать в качестве экономической и социальной структуры. Чтобы войти в элиту, необязательны интеллект и моральные качества, достаточно занять место.
3. Технократический подход. Развивали также Бернхем, Дж. Гелбрейт. Власть переходит из рук собственников в руки профессионалов-менеджеров. Формируется структура – анонимные группы экспертов. Они обрабатывают информацию внутри, оглашая общественности конечный результат.
4. Плюралистическая теория элит. Во власти несколько элитарных группировок и у каждой своя сфера влияния, каждая выражает интересы определенной группы, каждая страта начинает формировать свою элиту. Элита называется стратархией.

Вывод: Для элиты характерна высокая степень сплоченности, у нее есть общая воля, у нее есть мнение, что она незаменима, исключительна. Главное в этом убедить других. Политическая элита – это властная доминанта, центральное звено государственного управления.

Бердяев вывел коэффициент элиты:

Политический процесс – 1) это взаимодействие и деятельность всех субъектов политических отношений; 2) это способ функционирования политически организованного общества. - student2.ru

Показатель > 5% свидетельствует о высоком потенциале развития страны;

Показатель < 1 % свидетельствует о застое и возможных потрясениях.

№ 42. Понятие и функции политического лидерства. Типология лидерства

Политическое лидерство – это тип властных отношений, характеризующийся продолжительным влиянием на группу.

Лидерство есть там, где власть.

Габриэль Тард -- основоположник теории социализации. В основе социализации лежит подражание лидеру. Источник прогресса – это те открытия, которые делаются великими людьми. Масса не способна на воображение. Люди в массе испытывают острую необходимость подчиниться авторитету.

Лидер – это статус, должность, влияние на других людей.

Политический лидер продолжительно влияет на людей и люди признают его. Выделяют формальное и неформальное лидерство.

Лидерство Руководство
Лидер неформален, он выдвигается стихийно. Он опирается на авторитет, за ним идут до тех пор, пока у него есть авторитет. Полномочия его четко не определены. Лидерство носит длительный характер. Основано на личных качествах человека. Руководитель формален. Опирается на должность. Он может уволить кого-то. Полномочия определяются законам, должностным инструкциям.  

2 тенденции в развитии лидерства:

1. Профессионализация;

2. Институционализация. Лидер становится формальным, его функции четко очерчены рамками права.

Функции лидерства:

1. Диагностическая. Четко определить характер ситуации;

2. Директивная. Принятие решений;

3. Интегративная. Объединить вокруг себя последователей;

4. Мобилизационная. Мобилизовать ресурсы для исполнения принятых решений.

№ 43. Концепции лидерства

Наши рекомендации