Группы интереса и группы давления в политике.

Наиболее массовым организованным субъектом политического рынка выступают группы интересов и группы давления. Под этим понятием имеются в виду организации самого разного типа, члены которых, не претендуя на высшуюполитическую властьв системе, пытаются влиять на нее для обеспечения своих специфических интересов. В этом их принципиальное отличие от политических партий.

В число таких групп входят:

§ профсоюзы рабочих и служащих;

§ фермерские (крестьянские) организации и союзы;

§ профессиональные ассоциации предпринимателей;

§ феминистские, экологические, правозащитные, пацифистские и т.п. движения;

§ союзы ветеранов;

§ философские клубы и общества и др.

Существуют различные классификации групп давления. Они могут быть:

§ широкого и специализированного профиля;

§ представляющие преимущественно материальные интересы и ставящие на первое место идеологические ценности иморальные принципы;

§ массовые и кадровые;

§ частные и общественные.

В качестве приоритетных группы давления выполняют следующие две функции:

§ во-первых, это селекция, обобщение, формулирование и артикуляция основных интересов своих членов;

§ во-вторых, целенаправленное воздействие на институты публичной власти с целью удовлетворения особо значимых интересов.

При этом объектами этого воздействия выступают все ветви власти, но прежде всего законодательная и исполнительная, а также партии, которые эту власть контролируют. Существенное значение придается апелляции к общественному мнению и его мобилизации.

Направления воздействия групп давленияна власть и ее окружение:

1. Воздействие на саму власть.

2. Воздействие на партии, контролирующие власть.

3. Воздействие на общественное мнение, влияющее на власть.

Группы давления оказывают обществу хорошую услугу, направляя в соответствующие каналы его чаяния, которые без этого часто принимают неорганизованную и насильственную форму. Но, вместе с тем, группы давления могут приводить и к дезорганизации общества.

Обычно выделяют четыре типа возможных дисфункциональных последствий деятельности групп давления:

§ общественный протекционизм, т.е. тенденция групп требовать сохранения достигнутых позиций и прав;

§ управленческий застой, когда действия и инициативы правительства блокируются;

§ отрицание коллективной дисциплины, т.е. каждая группа стремится переложить на других бремя национальных расходов;

§ изменение в соотношении сил, т.е. равновесие между различными интересами может быть нарушено, так как каждая группа обладает неравными средствами влияния.

С понятием групп давления тесно связано понятие «лоббизм», или «лобби». В самом широком смысле оба эти понятия чаще всего употребляются в качестве синонимов. Как специализированный вид деятельности «лобби» — это воздействие любого юридического или физического лица, предпринимающееся чаще всего за плату, на процессы принятия административных и законодательных решений в пользу другого юридического или физического лица.

В качестве легальных лоббистская деятельность принимает формы:

§ выступлений на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;

§ представления проектов законов и других нормативных актов, результатов научных исследований и экспертиз;

§ проведения пропагандистских кампаний в печати и других органах СМИ;

§ организации демонстраций, маршей, пикетирования и т.д.

К нелегальным (уголовно наказуемым) действиям относятся:

§ взятка как разовый акт или подкуп законодателя либо чиновника на длительный срок;

§ шантаж, тиражирование заведомо ложной или искаженной информации и др.

В западных странах лоббистская деятельность регулируется специальным законодательством, что придает ей характер легальной деятельности, вытекающей из конституционного права граждан обращаться с петициями в органы власти. В России пока доминирует так называемый «дикий лоббизм», в основе которого лежит такое явление, как политическая коррупция.

Коррупция—крайний метод скрытого давления на власть. Причем индивидуальная коррупция становится все более редкой в мировой практике, особенно в прямой форме. Чаще существует угроза коллективной коррупции путем финансирования партий и избирательных кампаний. В то же время в западных странах используется целый комплекс мер по ее предотвращению. В отношении избирательной кампании — это гласность расходов на ее проведение, установление их потолка и финансирование за счет государства. В отношении лоббирования — практика регистрации лоббистов и жесткий правовой контроль их деятельности и др.



Наши рекомендации