Группы интересов (давления) в политике

Понятие «группы давления» пришло из американской политологии. В отличие от политических партий, они не преследуют цель осуществления власти. ограничиваются лишь оказанием влияния на власть, стремлением подвергнуть ее давлению, оставаясь при этом все же вне ее.

Группы интересов – это добровольные организации, созданные для выражения и представления интересов входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций.
Отдельные индивидуумы и группы предъявляют различные требования лицам, принимающим политические решения. Этот процесс называется артикуляцией интересов. Следующей функцией групп интересов является агрегация интересов, то есть согласование посредством дискуссий множества частных требований и установление между ними определенной иерархии. Третья функция – интеграция, то есть приближение интересов, которые различные группировки представляют вовне, к мнениям их рядовых членов. Наконец, четвертая функция групп интересов – это информирование органов, принимающих политические и административные решения.
Существуют разные типы групп интересов. Первый из них – неорганизованные группы. Их отличает низкий уровень взаимосвязей, отсутствие регулярной деятельности от имени группы.
Характерными чертами таких групп являются:
• нерегулярность артикуляции интересов
• отсутствие организованных действий и средств артикуляции
• недостаток преемственности во внутренней структуре

Второй тип групп интересов – это организованные группы. Они составлены из профессионально подобранных кадров, с четко обозначенными политическими или социальными функциями. Эти группы формируются в рамках таких организаций, как политические партии, законодательные органы, административный аппарат, церковь и т.д.
К третьему типу относятся специализированные структуры для артикулирования интересов: профсоюзы, этнические объединения, ассоциации, сформированные из религиозных и гражданских групп. Наиболее влиятельными из этих групп являются профсоюзы.
Особую роль в либерально-демократических странах играют институциональные группы. Они включают в себя политические партии, законодательные органы, армию, бюрократию, церковь.

Группы интересов удовлетворяют следующие общественные потребности:
1. Передают настроения и требования определенных общественных слоев правительству.
2. Влияют на законодательный процесс, разрабатывают законопроекты и представляют их на рассмотрение правительств.
3. Выполняют важную роль при подборе экспертов и специалистов на министерские должности, открывая доступ на государственные посты лицам с соответствующим опытом и окружением.
4. Оказывают поддержку и мобилизуют людей в реализации правительственных программ.
5. Осуществляют контакт с правительством и способствуют выработке современных и эффективных законов.

Одной из влиятельнейших общественных групп являются профсоюзы. Они созданы на длительную перспективу как объединения лиц наемного труда с целью защиты и улучшения своего экономического и социального положения. С середины XIX века профсоюзы возникали при существовавших в доиндустриальную эпоху объединениях или как вновь образовавшиеся организации. По мере смягчения репрессий со стороны государства они основывались во все более широком масштабе. Так как профсоюзы рассчитаны на длительную перспективу, то в организационном отношении они приближаются к форме бюрократической организации.
Эти организации основываются на индивидуальном членстве и должны решать проблему привлечения новых членов и получения от них взносов и поддержки. В качестве союзов, объединяющих лиц наемного труда, они должны определить интересы в процессе внутренней жизни союза.
Как организации, являющиеся составной частью изменяющегося общества, профсоюзы должны приспосабливаться к его изменениям. Они могут частично воздействовать и сами на эти изменения с помощью своей политики.

33. Политическое сознание

В наиболее общем смысле политическое сознание - это совокупность всех существующих в данную эпоху теоретических и стихийно возникающих у людей политических представлений и установок.

Политическое сознание — это идеи субъектов политики об использовании ресурсов сообщества для её безопасного развития.

Содержание политическою сознания составляют политические нормы, ценности, убеждения и представления. Это содержание группируется на следующих трех уровнях:

Теоретический уровень представлен специально созданными концепциями, идеями и принципами построения политической жизни;

Эмпирический уровень выступает в форме идей, накопленных политическими деятелями в процессе практической политической жизни. Не всегда политические идеи четко сформулированы в теоретических положениях манифестов или партийных программ. Некоторые важные идеи находят выражение в речах государственных, политических и общественных деятелей, публикациях средств массовой информации. Некоторые элементы этого уровня могут быть обобщены и использованы в определенных политических технологиях, а также для построения политических теорий;

Обыденный уровень политического сознания — повседневное состояние общественного мнения по поводу политической жизни. Другое название этого уровня — «общественная психология».

Виды политического сознания

В зависимости от субъекта политики типами политического сознания выступают:

индивидуальное (содержит систему информационных, мотивационных и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики и участие в ней);

групповое (обобщает установки и мотивы политического поведения конкретных классов, слоев, элит);

массовое (выражает общественное мнение, настроение и действие масс).

Индивидуальное политическое сознание формируйся в процессе политической социализации и выражает способность личности оценивать политику и характер установки на проявление активности в ней.

Носителями группового сознаниявыступают политические партии и другие организации. Здесь сознание представлено в виде программы деятельности этих организаций.

Массовое политическое сознание выражает характер знаний общества о политической действительности и представлено общественным мнением.

С ролевой точки зрения политическое сознание выполняет следующие функции:

регулятивную (дает ориентиры с помощью идей, представлений, убеждений и т.п. относительно политического участия);

оценочную (способствует выработке отношений к политической жизни, к конкретным политическим событиям);

интегрирующую (содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок);

познавательную (помогает людям усвоить политическую информацию, анализировать окружающую политическую действительность);

прогностическую (создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях);

мобилизующую (побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественно-политической жизни ради отстаивания своих интересов, к объединению со своими единомышленниками в партии, движения, другие объединения).

Вопрос 34

скорее это как НАУКА ОБ ИДЕЯХ. 1ым использовал Антуан де Траси. но потом Наполеон стал негативно отзываться об "идеологии"-теперь "идеология" стала как ложная идея!! потом Маркс и Энгельс : идеология-тип мыслительного процесса,новая идея,рождённая ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ.экономическими мотивами!!,поэтому идеология ложна.у кого какие предпочтения экономические-тот такую идею и придумывает. потом появилась идея,что идеологии создаются историческими,социальными факторами-МАНГЕЙМ. противопоставил идеологию и утопию.идеология-совокупность идей,обосновывающих существующий статус-кво в обществе.утопия-идеи с критической социальной функцией,направлены на свержение данного общественного строя.ЦЕЛЬ ИДЕОЛОГИИ-СТАБИЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ.идеология стремиться к сохранению или репродуцированию существующего образа жизни. утопия-уничтожает "структуру бытия".
потом идеология становится оправданием поведения властей (СССР)
+одни и те же по основному смыслу мысли могут входить в состав разных идеологий.-выполнять неодинаковые соц.функции.
Сейчас к "идеологии" относятся как к "ложной "форме сознания! но Карл Фридрих говорит,что "идеологии неразрывно связаны с полит. процессом,ибо без идеи не бывает никаких полит.действий."также сам полит.процесс влияет на идеологию!!!идеология либо со временем развивается,либо помирает.

Функции идеологии:
1.когнитивная(познавательная) представляет обществу возможность ориентации в мире политики.
2.Легитимизирующая(оправдывающая) идеология стремиться дать оправдание тому или иному полит.режиму.
3.нормативная.идеология задаёт систему полит ориентаций,принятых в данном общественном строе.идеология очерчивает ЦЕННОСТИ, КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ПОЛИТ. СОБЫТИЙ,действий.
4.Интеграционная. идеологии объединяют народ,политически социализирует.
!5.Мобилизационная.объединяет народ.побуждает к полит.действиям. Белл "перевод идей в социальное действие"!
Во всех идеологиях всегда есть:
"ядро"
"отцы основатели"
Манифесты,лозунги и т.п.
идеология либо совершенствуется,либо вырождается.

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ СПЕКТР: левые-правые. слева те кто ХОЧЕТ РЕФОРМ, справа те кто НЕ ХОЧЕТ РЕФОРМ. и они слева на право идут: РАДИКАЛЫ(больше всех хотят реформ)
ЛИБЕРАЛЫ(развитие должно идти путём поступательных реформ)
УМЕРЕННЫЕ(российская оппозиция!!-все те кто против Путина на выборах выступал,но нихрена не сделал видят проблему ,но лениво решают-едва соглашаются с возможностью даже незначительных перемен)
КОНСЕРВАТОРЫ(стабильность,традиции!!)
РЕАКЦИОНЕРЫ(принять старую полит систему. развиваться ОБРАТНО-обратный ход истории)

вопрос 35

Важность феномена лидерства для функционирования общества осознавалась уже в глубокой древности. Проблема “идеального правителя” занимала одно из центральных мест в истории политической мысли, начиная с эпохи античности. Еще Аристотельсчитал что, люди с минуты рождения судьбой предназначены к тому, чтобы одним повелевать, а другим повиноваться. В этой традиции речь идет о чисто личностных качествах лидера, которые проявляются у тех людей, что представляют собой тип «избранников судьбы». Глубокое влияние на современные подходы к пониманию лидерства в эпоху нового времени оказали труды Ф. Ницше, З. Фрейда, Г. Тарда, Г. Лебона и др.

Среди современных теорий и концепций политического лидерства особого внимания заслуживают следующие[55].

Теория черт (Э. Богардус),в которой природа лидерства объясняется выдающимися качествами отдельных личностей. Сторонники этой теории представляют возникновение лидерства как результат срабатывания личных качеств, способностей руководителя, проявляющихся независимо от ситуации и настроения массы людей, которую они берутся возглавить. Среди черт присущих лидеру называют ум, твердую волю, целеустремленность, организаторские способности, компетентность. Ордуэй Тид выделял следующие черты: физическая и эмоциональная выносливость; понимание назначения организации и направления ее деятельности, лидер должен иметь цели и воодушевлять других на их достижение, энтузиазм. дружелюбие и привязанность, порядочность.

Ситуационная концепция (В. Дилл, Т. Хилтон) отстаивает идею зависимости лидерства от определенных внешних социальных условий. Лидер рассматривается как функция ситуации, детерминирующая роль отводится обстоятельствам. Авторы не отрицают определенное значение личных качеств лидера, но они рассматриваются как вторичные по отношению к факторам внешней среды. Лидеры используют “логику событий” в случаях, когда наступает подходящее время для того, чтобы пустить в ход свое влияние. “Закон ситуаций” гласит, что ситуация заранее задается и лидер, реагируя на нее должен постоянно демонстрировать черты и свойства, которые программировались этой ситуацией.

Теория личностно-ситуативная (Дж. Браун, Г. Гертц, К. Кейс)пытается найти компромисс признания роли как внешних, так и внутренних факторов обусловливающих деятельность лидеров. Более конкретным проявлением такого подхода является теория конституентов.

Теория конституентов (Ф. Стэнфорд) доказывает, что лидер является выразителем ожиданий, чаяний внешних по отношению к нему последователей (активисты, последователи, избиратели) и соответствие лидера своему статусу определяется не столько его личностными качествами, сколько его способностью удовлетворить запросы и интересы тех, кто обеспечил его становление. Поэтому, в силу доминирования внешнего влияния лидер неизбежно превращается в своеобразную «куклу» поддерживающих его социальных кругов.

Психологические концепции (З. Фрейд, Э. Фромм, Т. Адорно)акцентируют внимание на субъективных сторонах лидерства. По мнению З. Фрейда, в основе лидерства лежит подавленное либидо – преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. В процессе сублимации оно проявляется в стремлении к власти. Авторитарная личность стремится избавиться от своих комплексов путем навязывания своей воли другим людям. Психоаналитическое направление расширило представление о внутренних мотивациях стремления к лидерству.

В структуре теоретических моделей важное место занимает понятие «стиль лидерства», с помощью которого определяются способы достижения лидером своих целей. Западный исследователь Д. Бёрнсвыделил три стиля лидерства:

- стиль «невмешательства», которому свойственно то, что лидер неохотно выходит из узкого круга своей личной ответственности и компетентности: «стоять у руля» государственной машины с многочисленными ее сложностями - не его стихия;

- стиль «координатора», предполагает более активное участие лидера в повседневном течении государственных и общественных дел, но лидер такого типа исходит из чисто прагматических соображений – сохранить единство и стабильность своей структуры, расширять поддержку электората;

-стиль «реформатора», обязывает лидера не только заявлять принципиальные идеологические убеждения, но и иметь политическую волю к тому, чтобы воплотить свою идею в жизнь.

Перед политическим лидерством в настоящее время стоит ряд проблем, которые состоят в следующем:

1) современное общество приобретает все более глобальный характер, перед ним встают специфические задачи, которые лидеры должны решать в новых условиях и по-новому;

2) политическое лидерство подтачивается тем, что из общественного сознания уходят ясные представления, которые были присущи идеологиям былых времен, придумать легенду и повести за ней общество куда сложнее, чем когда-либо прежде;

3) общество становится более разнообразным и фрагментированным, поэтому лидерам все сложнее предложить ему такую программу, что основывалось бы на общей культуре и общих ценностей;

4) сегодня образовался глубокий разрыв между «политическим» и «неполитическим» мирами, а политические лидеры в большинстве своем - карьерные политики и весьма далеки от массы граждан общества.

Ситуации бывают кризисные и стабильные. В условиях кризисной ситуации можно обозначить три следующие функции, выполняемые политическими лидерами в целях решения задач, обеспечения выхода страны из тупика:

аналитическая функция, или функция постановки диагноза, т.е. глубокий и всесторонний анализ причин сложившейся ситуации; изучение объективных и субъективных факторов и реалий;

функция разработки программы действия (управленческая). В выполнении этой функции большую роль играют личностные качества политического лидера: его решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность;

функция мобилизациистраны на выполнение принятой программы. Здесь многое зависит от умения и способности политического лидера вступать в контакт со всеми слоями общества, убеждать, привлекать на свою сторону колеблющихся.

В условиях относительной стабильности общества политический лидер остается новатором, выдвигает новые идеи, цели, задачи в развитии общества. При этом круг выполняемых им функций расширяется:

новаторская функция означает, что политический лидер вносит конструктивные идеи социального устройства общества. Для этого разрабатываются новые политические программы, стратегические планы общественного развития, осуществляется реорганизация политических структур;

коммуникативная функция связана с тем, что главный смысл всей политической деятельности лидера – служить людям, выражая интересы общества в целом и различных социальных групп. Поэтому политический лидер должен постоянно следить за меняющимися общественными настроениями и мнениями;

организаторская функция вытекает из предыдущих. Речь идет о мобилизации народных масс на претворение политических программ и решений в жизнь;

координационная функциянаправлена на согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти;
интегративная функция направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и общественного согласия – лидер призван обеспечить национальное единство в масштабах большого сообщества, которым он руководит, или государства в целом;
функция легитимации обеспечивает поддержку власти на основе личного авторитета и влияния на массы.
Исходя из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что политический лидер выступает как объединитель масс, защитник их интересов, инициатор обновления жизни, организатор деятельности людей.

36. Личность как субъект и объект политики. Политические права и свобода личности.

Уже Аристотель утверждал, что человек, являясь социальным существом, не может не взаимодействовать с политической сферой жизни общества и что Homo sapiens (человек разумный) есть прежде всего Homo politicus (человек политический). Тем более в современном обществе человек, сформировавшийся в самостоятельную личность, не может не взаимодействовать с политикой.

В истории политических учений взаимодействия личности и политики прежде всего анализировались через призму субъект-объектных отношений, то есть прежде всего ставился вопрос о том, является ли человек, личность в политике субъектом (тем, кто воздействует) или объектом (тем, на кого воздействуют). В этой связи возникло два основных подхода.

Согласно патерналистским (от лат. pater - отец), тоталитаристским и вождистско-лидерским теориям, человек (обычный гражданин общества) может являться лишь объектом политического воздействия лидеров, вождей, героев, «отцов нации», профессиональных политиков.

Причину этого обычно усматривают в общей политической безграмотности, политической инертности и инфантильности, отсутствии способностей к политической деятельности у большинства членов общества, а также в некоторых социально-психологических особенностях людей (например, в недостаточной «воле к власти», в стремлении устраниться от ответственности и принятия решений, в желании перепоручить свои полномочия другим членам сообщества, в потребности в наставнике, учителе, вожде и т. д.).

С точки зрения сторонников либерально-демократических, социал-демократических, христианско-демократических и коммунистических теорий каждый человек, каждая личность является не только объектом, но и субъектом политики, то есть может оказывать активное влияние на политические процессы в обществе.

Следует заметить, что в этом процессе взаимодействия личности и политики огромное значение имеет специфика социально-политической среды и, прежде всего, социально-политическое устройство общества. В недемократических обществах с жесткими режимами политического управления возможность влияния на политическую сферу человека, не занимающегося политикой профессионально, является минимальным. По мере демократизации политической сферы жизни общества роль личности в политике возрастает. Каждый человек – гражданин общества, осуществляя свои политические права, выступает в качестве активного субъекта политики, оказывая влияние на принятие политических решений, то есть активно участвуя во властных отношениях.

Необходимо также подчеркнуть, что по сравнению с другими субъектами политики - политическими группами, объединениями, партиями, движениями и институтами, личность является первичным субъектом: без человека, личности невозможно было бы существование иных (их называют вторичными) субъектов политической жизни общества.

Взаимодействие каждой конкретной личности с политической сферой жизни общества осуществляется в различных формах, с различной интенсивностью на разных этапах жизненного пути. Среди многообразных политических взаимодействий личности и общества наиболее важными являются те, которые систематически повторяются и длятся во времени (видоизменяются), то есть представляют собой длительный процесс. Особо важную роль в политической жизни общества играют: а) политическая социализация, в процессе которой человек «включается» обществом в политическую сферу; б) политическая адаптация, посредством которой личность сама приспосабливается, подстраивается, «включается» в социально-политическую сферу жизни; в) политическое участие, позволяющее личности сознательно и активно влиять на социально-политические процессы в обществе.

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

§ признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;

§ осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;

§ равенство мужчины и женщины;

§ приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;

§ строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;

§ запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство.

Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Данная связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защиту от незаконного ограничения.

Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

Свободы человека - это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности.

Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно обеспечивает свободы человека прежде всего невмешательством как собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов. Следовательно, свобода — это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

37. Политическая культура: типология, структура, функции.

Термин «политическая культура» впервые был употреблен немецким философом-просветителем И. Г. Гердером (1744 – 1803). Как категория политической науки он введен американским ученым Г. Алмондом. Политическую культуру можно определить как исторически сложившиеся, относительно устойчивые, воплощающие опыт предшествующих поколений людей политические представления, убеждения и установки, а также модели и нормы политического поведения, проявляющиеся в действиях субъектов политических отношений данного общества и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности. Политическая культура предстает как единство социально-политических знаний, оценок, ориентаций людей, норм, навыков и образцов их политического поведения. В структуре политической культуры можно выделить следующие элементы: когнитивный (англ. соgnitive – познавательный); нормативно-оценочный, эмоционально-психологический и установочно-поведенческий. Когнитивный элемент политической культуры составляют доминирующие в обществе или наиболее укоренившиеся представления о разных аспектах политической жизни общества. Нормативно-оценочный элемент политической культуры образуют характерные для данного общества политические ценности, нормы, цели, идеалы. Эмоционально-психологический компонент – это чувства и переживания, которые испытывает человек, участвуя в политической жизни: стремление к справедливости, нетерпимость или терпимость к инакомыслию, эмоциональный подъем по поводу победы своего лидера на выборах и т.д. Установочно-поведенческий компонент политической культуры составляют политические установки и соответствующие стереотипы поведения, которые способствуют переводу политических представлений, ценностей и эмоциональных состояний в плоскость их практической реализации. Политическая культура выполняет определенные функции: Интеграционная функция политической культуры проявляется в том, что посредством общих для всех субъектов политики стереотипов мышления и образцов политического поведения обеспечивается интеграция различных социальных групп, слоев и общностей в единое целое, поддерживается устойчивость общества и его динамичное развитие. Коммуникативная функция политической культуры выражается в том, что посредством составляющих ее политического языка, символов, норм, ценностей, образцов смыслового восприятия политических явлений и стереотипов поведения обеспечивается взаимопонимание различных субъектов политических отношений. Регулятивная функция политической культуры состоит в том, что благодаря устойчивым формам политического мышления и общепринятым нормам политического поведения обеспечивается определенный порядок в действиях различных субъектов политических отношений. Политическая социализация есть процесс усвоения индивидами знаний и навыков, необходимых им для успешной деятельности в рамках различных общественных институтов. Широкую известность получила типологизация политической культуры, которую предложили американские политологи С. Верба и Г. Алмонд. Они выделили патриархальную, подданническую и активистскую (гражданскую) политические культуры. Патриархальная, или приходская, политическая культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района. Ее отличительной чертой является полное отсутствие у членов сообщества интереса к центральным властям и политическим институтам. Подданническая политическая культура отличается сильной ориентацией социальных субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей, но слабым участием в обеспечении функционирования этой системы. Носители подданнической политической культуры осознают существование специализированных политических институтов, имеют к ним отношение негативное или позитивное, но не склонны принимать инициативного участия в политической деятельности. От центральной власти подданные в этом случае ожидают либо приказов, либо благ. Активистская, или гражданская, политическая культура характеризуется сильной ориентацией на существующую политическую систему и на активное участие в политической жизни общества. К власти носители такой культуры относятся не только в плане необходимости подчинения ее предписаниям и решениям, но и в плане необходимости своего участия в процессах выработки, принятия и выполнения этих решений. В силу указанных черт данного типа политической культуры его принято называть также культурой участия.

38. Политическое развитие и политическая модернизация.

В основе изучения политического развития лежит деление общества на традиционное и современное.
Традиционное общество основано на привычке, инерции, традиции, неподвижности.
Современное общество на универсальных ценностях. Основным элементом его становится индивид.
Понятие «политическое развитие» введено в оборот во второй половине ХХ века.

Политическое развитие отличается от любого другого тем, что:
- оно не является необратимым;
- имеет автономные, самостоятельные критерии;
- оно не может быть единообразным.

Существуют 3 критерия политического развития: структурная дифференциация; способности системы и тенденции к равноправию.

- Структурная дифференциация отражает процесс усложнения социальных отношений вследствие реализации закона, возрастающего многообразия деятельности людей и появления новых групп, интересов. Для того, чтобы политическая система была действенной ей необходима сильная структурная дифференциация и высокая специализация функций политических институтов. Простые и сложные политические системы схожи по своим функциям, но различаются по структурным характеристикам.

Способности системы бывают 3 типов:
а.) способность к инновациям, т.е. способность адаптироваться к новым проблемам, гибко реагировать на новые импульсы и непредвиденные ситуации;
б.) способность к мобилизации – т.е. способность мобилизировать ресурсы людские, материальные для решения задач. Мобилизация ресурсов заключается в:
- преобразовании неясных ожиданий масс в конкретные программы;
- разработке и распространении коллективных действий;
- наличии политических идей, способных увлечь массы;
- накоплении определенных ресурсов;
- авторитете лидеров.
В.) способность к выживанию, т.е. способность политической системы к выработке лояльных форм поведения при помощи политическойсоциализации.
- Критерий политического развития обусловлен тенденцией к равноправию.
Он характеризуется:
- участием народа в политической деятельности;
- универсальным характером законов;
- рекрутированием на государственные посты на основе выборов.

Политическая модернизация – это совокупность процессов, в рамках которых появляются и развиваются новые типы политических требований и организаций, как потенциальную возможность поддерживать постоянные изменения, что обусловлено развитием ряда общих качеств, которые свойственны современным системам и часто являются предвестниками и необходимыми условиями, модернизации (Эйзенштадт Ш.) Ей присуще 4 главные особенности:
- Высокий уровень дифференциации политических ролей и институтов;
- Расширение деятельности центральных административных и политических организаций, их постоянное проникновение во все сферы общества;
- Тенденции к достижению все более широкими группами потенциальной политической власти;
- Ослабление роли традиционных элит и легитимности власти.

39. Политическая социализация личности: этапы, типы, понятие.

Политическая социализация представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия индивида и политической системы. С одной стороны, политическая социализация включает целенаправленное воздействие политической системы на индивида и представляет процесс передачи индивиду существующих в обществе политических ориентаций, ценностей и моделей политического поведения.С другой стороны, политическая социализация включает и собственную активность индивида, то есть преобразование предлагаемых обществом норм политической культуры в свои собственные ценности и установки. В этом отношении влияние политической системы на политическое формирование личности в некоторой степени зависит от внутренних убеждений индивида. Обычно выделяют три основных уровня политической социализации. На социальном уровне (всего общества в целом) на политическое формирование личности определяющее значение оказывают социально-экономические и политические отношения, уровень политической культуры. На социально-психологическом уровне политические ценности передаются индивиду большими и малыми социальными группами, к которым он принадлежит. На внутриличностном уровне в качестве механизмов политической социализации выступают психические особенности субъекта - мотивы, ценностные ориентации, установки, которые управляют поведением личности в политике. Политическая социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека. В зависимости от отношения индивида к политическому процессу (личное участие или неучастие) обычно выделяют три основных этапа политической социализации личности."Допартиципаторный" - индивид еще не принимает личного участия в политическом процессе. Данный этап охватывает период ранней дошкольной фазы дотрудовой стадии общей социализации и частично фазу школьного обучения. Для него характерна преимущественно "первичная" политическая социализация. Именно в это время закладываются основы, усваиваемой индивидом политической культуры. В свою очередь, этот этап подразделяется на ряд последовательно сменяющих друг друга стадий.Американские политологи Д.Истон и Дж.Деннис выделяют четыре таких стадии: "политизации", "персонализации", "идеализации" и "институализации". Первая из них, охватывающая примерно первые пять лет жизни ребенка, характеризуется тем, что у индивида формируется осознание политической власти как более важной, чем власти родителей. В этом возрасте информацию о политике ребенок получает преимущественно от родителей. На второй стадии политическая власть ассоциируется в сознании ребенка через фигуры как крупных политических лидеров общенационального масштаба (президент, премьер-министр, лидеры крупнейших политических партий), так и лиц, олицетворяющих власть в повседневной жизни (полицейский). Третья стадия характеризуется образованием на основе сложившихся ассоциаций уже более устойчивого эмоционального отношения к политической системе. В рамках четвертой стадии ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, то есть к восприятию власти через обезличенные институты (государственные структуры, партии), что свидетельствует об усложнении его политических представлений и переходу к самостоятельному ведению политики.Особенность первичной социализации заключается в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам политический культуры, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому усвоение норм политической культуры в рамках этого этапа происходит, прежде всего, на эмоциональном уровне. В зависимости от характера взаимодействия политической системы и индивида выделяются различные типы политической социализации. Обычно рассматривают четыре типа политической социализации: гармонический, плюралистический, конфликтный, гегемонистский.Гармонический тип социализации отражает психологически нормальное взаимодействие индивида и властных институтов и характеризуется рациональным уважительным отношением лич

Наши рекомендации