Должностной статус главы государства и его компетенция.
Президент Республики Беларусьявляется главой государства, гарантом конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.
Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.
Статус, права и обязанности Президента определяются Конституцией Беларуси[4]:
Статья 81:
· Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
· Кандидаты на должность Президента выдвигаются гражданами Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.
· Выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего президента.
· Если должность Президента оказалась вакантной, выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии.
Статья 82:
· Считается, что выборы состоялись, если в голосовании приняли участие более половины граждан Республики Беларусь, включенных в список избирателей.
· Президент считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.
· Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат в Президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Порядок проведения выборов президента определяется законом Республики Беларусь.
Статья 84:
Президент Республики Беларусь:
1. назначает республиканские референдумы;
2. назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;
3. распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных конституцией;
4. назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
5. образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при президенте;
6. с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;
7. определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
8. с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;
9. с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
10. назначает шесть судей Конституционного суда, иных судей Республики Беларусь;
11. освобождает от должности Председателя и судей Конституционного суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;
12. назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;
13. обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;
14. обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;
15. имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;
16. назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено конституцией;
17. решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;
18. устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;
19. осуществляет помилование осужденных;
20. ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;
21. принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нём дипломатических представителей иностранных государств;
22. в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных её местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;
23. в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить её, но не более чем на трехмесячный срок;
24. подписывает законы; имеет право в порядке, установленном конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
25. имеет право отменять акты Правительства;
26. непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;
27. формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности;
28. является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;
29. вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;
30. осуществляет иные полномочия, возложенные на него конституцией и законами.
Судебная власть.
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.
Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь:
- личные права и свободы;
- социально-экономические и политические права граждан;
- конституционный строй Республики Беларусь;
- государственные и общественные интересы;
- права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.
Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции Республики Беларусь.
Система судов
Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из:
- Конституционного Суда;
- системы общих судов;
- системы хозяйственных судов.
Образование чрезвычайных судов запрещается.
Судоустройство в Республике Беларусь определяется:
- законом Республики Беларусь от 30 марта 1994 года «О Конституционном Суде Республики Беларусь»;
- «Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей».
Общие суды
К общим судам относятся:
- Верховный Суд Республики Беларусь;
- областные суды;
- Минский городской суд;
- районные (городские) суды;
- Белорусский военный суд;
- межгарнизонные военные суды.
Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов.
Он состоит из:
- Председателя суда;
- первого заместителя Председателя;
- заместителей Председателя;
- судей Верховного Суда Республики Беларусь
и действует в составе:
- судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь;
- судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь;
- военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь;
- судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь;
- Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;
- Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
Верховный Суд Республики Беларусь:
- Рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам и в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь.
- Изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел; осуществляет контроль за исполнением судами Республики Беларусь разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
- Вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов.
- Оказывает помощь судьям по применению законодательства; решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь.
- Осуществляет иные полномочия.
Пленум Верховного Суда Республики Беларусь:
- Рассматривает материалы обобщения судебной практики и судебной статистики и дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел.
- Рассматривает заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь о несоответствии разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и законам Республики Беларусь.
- Рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства.
- Осуществляет иные полномочия.
Президиум Верховного Суда Республики Беларусь образуется в составе:
- Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;
- первого заместителя Председателя;
- заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;
- судей Верховного Суда Республики Беларусь.
Президиум Верховного Суда Республики Беларусь:
- Рассматривает:
- судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
- материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики;
- вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда Республики Беларусь.
- Оказывает помощь судам в правильном применении законодательных актов.
- Заслушивает о судебной практике по применению законодательства председателей:
- областных судов;
- Минского городского суда;
- Белорусского военного суда Республики Беларусь;
- районных (городских) судов;
- межгарнизонных военных судов.
- Осуществляет иные полномочия.
Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь комплектуются из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и утверждаются Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь. Судьи судебной коллегии единолично рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции и коллегиально – в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют иные полномочия.
Общим судам подведомственны уголовные дела и гражданские дела.
К числу гражданских дел относятся:
- дела по спорам, возникающим из отношений:
- гражданских;
- семейных;
- трудовых;
- жилищных;
- земельных;
- отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды,
если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин; - дела, возникающие из административно-правовых отношений;
- дела особого производства;
- иные дела, отнесенные к подведомственности общих судов Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.
Межгарнизонные военные суды, Белорусский военный суд рассматривают гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы, уголовные дела о всех преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащего.
Хозяйственные суды
К хозяйственным судам относятся:
- Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;
- хозяйственные суды областей;
- хозяйственный суд города Минска.
Хозяйственные суды осуществляют правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений.
К подведомственности хозяйственных судов относятся:
- дела по спорам между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
- между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь;
- между административно-территориальными единицами Республики Беларусь.
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь:
- рассматривает по первой инстанции дела, отнесенные Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь к его подсудности;
- рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов;
- пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
- обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;
- изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
- разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
- осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы;
- ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в хозяйственных судах;
- осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов, в том числе по их кадровому, организационному и другим видам обеспечения, если иное не предусмотрено законодательными актами;
- решает в пределах своих полномочий вопросы по заключению и исполнению международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств;
- осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами.
Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь состоит из:
- судей Высшего Хозяйственного Суда, в том числе Председателя Высшего Хозяйственного Суда;
- первого заместителя Председателя Высшего Хозяйственного Суда;
- заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда
и действует в составе:
- Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
- Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
- коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов;
- судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров.
Важнейшие вопросы деятельности хозяйственных судов решает Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь:
- рассматривает вопросы координации деятельности хозяйственных судов;
- рассматривает материалы изучения и обобщения практики разрешения хозяйственных (экономических) споров, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования хозяйственным судам разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности на территории Республики Беларусь;
- рассматривает в порядке надзора протесты на постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;
- рассматривает представления о пересмотре дел, по которым приняты постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, по вновь открывшимся обстоятельствам;
- решает вопросы об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;
- рассматривает заключения Конституционного Суда Республики Беларусь о несоответствии разъяснений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, и другим законодательным актам;
- рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства и правового регулирования в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
- осуществляет иные полномочия.
Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются соответственно из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и из числа судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Судьи Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь соответственно и исполняют свои обязанности бессрочно.
Председатели районных (городских), областных, Минского городского судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь сроком на семь лет.
Судьи областных, Минского городского, районных (городских), военных судов, хозяйственных судов областей, хозяйственного суда города Минсканазначаются Президентом Республики Беларусь и исполняют свои обязанности также бессрочно, кроме назначенных на должность судьи впервые. Судьи, назначенные на должность впервые, назначаются бессрочно после пяти лет работы судьей.
Судьи по административным делам и исполнительным производствам назначаются Президентом Республики Беларусь сроком на пять лет.