Компетенция главы государства

Тема №4. Конституционно-правовой статус главы государства, органов исполнительной власти, парламента, органов судебной власти

1. Глава государства в зарубежных странах: место в системе государственных органов, юридическая форма, формирование, компетенция, юридическая ответственность.

2. Правительство: виды, формирование (форматор, информатор), состав, компетенция.

3. Глава правительства. Ведомства и их руководители.

4. Ответственность правительства и его членов. Коллективная ответственность, принцип солидарности.

5. Основные функции парламента. Компетенция и акты парламента.

6. Внутренняя организация парламента и его палат. Руководство парламента, комитеты, комиссии, парламентские фракции.

7. Порядок работы парламента. Законодательный процесс.

8. Специальные парламентские процедуры.

9. Статус парламентария.

10. Конституционные основы судебной власти: структура, принципы организации и деятельности, высшие органы судебной власти.

11. Конституционно-правовой статус судей.

12. Конституционный контроль (надзор).

13. Организация органов конституционного правосудия.

14. Компетенция органов конституционного правосудия.

Глава государства в зарубежных странах.

Место и роль главы государства в системе власти

Во всех современных государствах имеется институт главы государства. Глава государства рассматривается как высшее должностное лицо, считающееся носителем исполнительной власти и верховным представителем государства в сфере международных отношений.

Обычно главой государства выступает либо выборный президент (в республиках) либо наследственный монарх. Реже встречаются монархи, замещающие свой пост путем избрания (Малайзия, ОАЭ).

В системе высших органов власти зарубежных стран глава государства занимает юридически первое место, хотя его фактическая роль в большинстве случаев отнюдь не соответствует этому положению.

Реальное место и роль и главы государства в осуществлении государственной власти зависит от формы правления и сложившегося политического режима в стране. Глава государства может стоять вне ветвей государственной власти, может быть включен в исполнительную власть и стоять во главе ее, а может быть включен и в законодательную, и в исполнительную, и даже в судебную ветви власти.

Монарх

Институт монархического главы государства сохранился во многих странах Западной Европы, Ближнего Востока, Японии. В Канаде, Австралии, Новой Зеландии главой государства является британский монарх, представленный генерал-губернатором.

В странах с монархической формой правления - главой государства является монарх.

Особенности правового статуса монарха:

- власть монарха непроизводна от какой-либо другой власти, он властвует (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всей государственной власти;

- все государственное управление осуществляется от имени монарха;

- власть монарха наследственна.

Существует три системы престолонаследия:

Салическая - наследование престола осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследия исключаются полностью (Швеция).

Традиционная кастильская - трон передается и по мужской, и по женской линии, но женщина наследует только в том случае, если у монарха нет сыновей - младший брат исключает старшую сестру (Великобритания, Испания).

Современная кастильская - трон наследует первый ребенок монарха - сын или дочь "на равных" (Швеция, Норвегия).

Габсбургская -женщина наследует только при полном отсутствии наследников-мужчин в роду. (Россия до 1917 г.)

Австрийская - не исключает женщин, но дает мужским линиям преимущество во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.

- в случае вакантности престола, малолетства, болезни или длительного отсутствия монарха устанавливается регентство, т.е. правление за монарха (либо единолично, либо - коллегией);

- личность монарха признается неприкосновенной и даже священной;

- уголовное законодательство предусматривает особые составы преступлений, направленные против личности монарха или его достоинства;

- монарх обладает целым рядом почетных прав и прерогатив, не свойственных президенту:

атрибуты монархической власти: корона, мантия, трон, скипетр и держава;

- денежное содержание монарха складывается от его личного имущества и бюджетных ассигнований, определяемых парламентом;

- монарх имеет право на резиденцию, при нем состоит значительное число чиновников (королевский двор), составляющих его штат;

- прерогатива монарха является своеобразным конституционным резервом, который может быть использован в критических случаях.

Президент

В странах с республиканской формой правления главой государства является президент. Президент, в отличие от монарха, должностное лицо, избираемое гражданами, парламентом или избирательной коллегией с участием парламента на срок обычно от 4 до 7 лет. Им может стать любой гражданин страны, достигший определенного возраста (как правило, 35-40 лет, в Италии - 50 лет). В конституциях указываются и другие обязательные требования: определенный срок проживания на территории данной страны, наличие высшего образования, возрастной "потолок" и др.

Особенности правового статуса президента:

- всегда избирается, за исключением случаев, когда пост занимается в результате государственного переворота;

- власть президента производна - он получает мандат либо от парламента, либо от избирательного корпуса;

- роль президента в осуществлении государственного управления обществом тем больше, чем больше парламент отстранен от его избрания (в чисто парламентарных республиках роль президента в практической политике сугубо номинальна);

- увеличение реальных полномочий президента парламентарной республики всегда происходит за счет ущемления полномочий премьер-министра;

- в случае государственной измены или другого тяжкого преступления президент может быть освобожден от своей должности.

Компетенция главы государства

Главы государств в зарубежных странах в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности. Выделим наиболее общие.

1. В области государственного управления:

- право участия в формировании правительства (носит номинальный характер), часто - в решении вопроса о его отставке;

- Участвует он и в формировании органов судебной власти.

- почетная прерогатива верховного главнокомандующего;

- право объявления чрезвычайного положения на всей территории страны или ее части.

2. В законодательной области:

- созыв парламента на очередные и чрезвычайные сессии, возможность прерывания при определенных условиях сессии;

- право роспуска нижней палаты (очень редко обеих палат);

- назначение внеочередных или очередных выборов;

- право законодательной инициативы (у президента - в виде посланий, у монарха - тронная речь);

- право санкционировать, промульгировать и опубликовывать законы, возможность обращения в орган конституционного контроля в случае сомнения в конституционности представленного на подпись закона.

право вето (отказ дать санкцию на законопроект):

- абсолютное, или резолютивное вето - окончательный и безусловный отказ утвердить законопроект и преодолеть его нельзя;

- относительное, или отлагательное вето - запрет, который может быть преодолен парламентом, либо носит временный характер;

- выборочное вето - возможность опротестовывать лишь отдельные статьи, одобряя законопроект в целом (явление довольно редкое);

- право назначать членов верхних, а иногда и нижних палат парламента.

3. Во внешнеполитической области:

- высший представитель страны в сфере внешних сношений;

- назначение послов, посланников и иных дипломатических агентов;

- правоведения международных переговоров, заключение и ратификация (иногда с согласия парламента) международных договоров и соглашений;

- право объявления войны и заключения мира (на практике осуществляется правительством);

4. Во внутриполитической деятельности:

- право предоставления, восстановления гражданства и дачи разрешения на выход из него, право предоставления убежища иностранцам;

- право помилования, смягчения или замены наказания, изменения приговора;

- право награждения орденами, медалями и иными знаками отличий;

- право присвоения почетных званий и титулов;

- участие в церемониях и празднествах (военные парады, открытие школ и университетов).

Конституции зарубежных государств наделяют главу государства свойством безответственности, юридическим выражением которого является институт контрасигнатуры, который существенно ограничивает полномочия главы государства.

Оценку подлинной роли главы государства по букве конституции дать нельзя, т.к. между тем, что записано в конституции, и действительностью - дистанция огромного размера. Юридически глава государства почти всемогущ и всесилен. Практически он низведен до некоего символа, ибо реальных возможностей воздействия на государственную политику он лишен (особенно в парламентарных странах). А если же глава государства выйдет из повиновения правящей элиты, есть различные средства - конституционные (импичмент) и неконституционные (свержение), с помощью которых можно обуздать непокорного либо удалить неугодного президента или монарха.

Наши рекомендации