Конституционно-правовой статус главы государства.

Существенным звеном в механизме государственного управления обществом зарубежных стран является глава государства. Он как бы вен­чает всю систему органов власти и управления, и юридически ему в этой системе отводится первое место. Хотя следует сразу оговориться и отме­тить, что фактическая роль главы государства в большинстве случаев от­нюдь не соответствует столь высокой букве закона. Юридически глава го­сударства во многих зарубежных странах почти всемогущ и всесилен, а практически может быть низведен до положения некоего символа, т.к. ли­шен реальных возможностей воздействовать на государственную полити­ку. Это характерно для всех парламентарных государств, т.е. парламентар­ных монархий и парламентарных республик (Великобритания, Германия, Италия, Япония, Скандинавские страны и др.).

В подавляющем большинстве зарубежных стран функции главы го­сударства поручаются единоличному органу. В зависимости от формы правления, это либо президент[1], либо монарх[2]. Что касается народов, про­живающих в государствах с монархической или республиканской формами правления, то они именуют себя соответственно подданными его или ее величества короля, императора, шейха и т.д., республик - гражданами.

Конституционное право зарубежных стран рассматривает обычно главу государства как носителя высшей исполнительной власти и как выс­шего представителя государства в сфере международных отношений. Так, ст. II (раздел I) Конституции США 1787 г. гласит: «Исполнительная власть осуществляется Президентом Соединенных Штатов Америки...». На ши­рокие властные полномочия указывает и Конституция Испании 1978 г., в ст. 56 которой мы читаем: «1. Король является главой Испанского государ­ства, символом его единства и постоянства. Он гарант правильного функ­ционирования государственных институтов; осуществляет высшее пред­ставительство Испании в международных отношениях, особенно с нация­ми, с которыми она связана исторически, а также осуществляет функции, которые ему предоставлены Конституцией и Законом».

Как уже отмечалось выше, между теми широкими полномочиями, которыми наделяется глава государства конституцией, и той реальной ро­лью, которую он играет в общественно-политической жизни конкретной страны, нередко бывает разрыв (см. схему 50). Он зависит от ряда факто­ров и, прежде всего, от формы правления, политического режима и соци­ально-политической обстановки в стране, от исторического этапа и уровня социально-экономического развития страны, от того положения, которое занимает глава государства в деловом мире своей страны, а у президентов - и от порядка их избрания. Более широкими и реальными властными пол­номочиями обладает глава государства тех стран, где он одновременно яв­ляется носителем исполнительной власти и возглавляет правительство

(США, Франция, Чехия). В гораздо меньшей степени его реальное воздей­ствие и влияние на формирование государственной политики заметны в парламентарных монархиях (Великобритания, Япония) и парламентарных республиках (ФРГ, Италия, Венгрия). Однако нельзя данный тезис рас­сматривать как обязательную закономерность, поскольку на различных этапах исторического и социально-экономического развития зарубежных государств в зависимости от меняющихся методов осуществления власти один из вышеназванных факторов может иметь решающее значение, а дру­гие - протекать в сглаженной форме. Так, в современной Испании, которая по форме правления является парламентарной монархией, глава государст­ва - король Хуан Карлос I занимает весьма заметное место в решении со­циально-экономических и политических проблем своей страны.

Схема 50

Полномочия главы государства при президентской, полупрезидентской, парламентарной республиках и парламентских монархиях (обобщенный вариант)

Президентская республика Полупрезидентская республика Парламентарная рес­публика (или монархия)
Президент - глава госу­дарства и глава прави­тельства. Президент - глава государ­ства, разделяет высшую ис­полнительную власть с гла­вой правительства. Президент (монарх) - глава государства. Исполнительная власть принадлежит главе пра­вительства.
Правительство ответст­венно перед президен­том и не ответственно перед парламентом. Правительство ответственно перед парламентом и час­тично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Правительство ответственно только перед парламентом. За действия правительства ответ­ственен не президент (монарх), а глава правительства.
Президент назначает членов правительства. Президент (монарх) назначает главу правительства, как прави­ло, из числа лидеров наиболее влиятельных партийных поли­тических фракций в парламенте и по рекомендации главы пра­вительства назначает других членов правительства.
Президент по собствен­ному усмотрению увольняет членов прави­тельства Президент может уволить главу правительства при определенных условиях. По рекомендации главы прави­тельства президент увольня­ет членов правительства Президент (монарх) не может по собственному усмотрению уволить главу правительства. По рекомендации главы прави­тельства президент (монарх) увольняет членов правительст­ва.
Президент имеет право на законодательную инициативу или право вносить предложения по законодательству. Президент имеет право вно­сить предложения по зако­нодательству. Президент (монарх) имеет пра­во на законодательную инициа­тиву, согласованную с прави­тельством.
Глава государства обладает правом промульгировать законы, принятые парламентом.
Президент имеет право «вето» на законы, принятые парламентом Президент (монарх) не имеет права «вето» на законы, приня­тые парламентом
Президент имеет право по собственному усмот­рению издавать указы, имеющие силу закона. Президент имеет право из­давать указы, получившие санкцию правительства. Президент (монарх) имеет пра­во отдавать распоряжения, со­гласованные с правительством

Продолжение схемы 50



Президент по должности является верховным главно­командующим вооруженными силами Президент (монарх) формально может быть верховным главно­командующим, но фактически руководство вооруженными силами осуществляет министр обороны, подотчетный главе правительства.
Президент по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своего правитель­ства. Президент имеет широкие полномочия в сфере внеш­ней политики, но учитывает внешнеполитические пози­ции правительства. Президент (монарх) представ­ляет государство в сфере внеш­ней политики и согласовывает свои действия с внешнеполити­ческим курсом правительства.
Президент имеет право на созыв внеочередной сессии парламента по своему усмотрению. Президент (монарх) имеет (или не имеет) право на созыв вне­очередной сессии парламента по своему усмотрению.
Президент имеет (или не имеет) право распускать парламент и назначать досрочные парламент­ские выборы. Президент имеет ограни­ченное или неограниченное право распускать парламент и назначать досрочные пар­ламентские выборы. Президент (монарх) имеет пра­во роспускать парламент и на­значить внеочередные выборы главным образом в тех случаях, когда парламент выражает не­доверие правительству.
Президент имеет (или не имеет) право на прове­дение референдума по собственному усмотре­нию. Президент имеет право при определенных условиях проводить референдум. Президент (монарх) не имеет права на проведение референ­дума.
Президент имеет ограниченное или неограниченное право вводить чрезвычайное положение в стране. Президент (монарх) не имеет права на введение чрезвычай­ного положения в стране
Глава государства имеет право помилования, награждений, предоставления гражданства и решения ряда других персональных дел.
Президент является гла­вой правящей партии и руководствуется ее кур­сом. Президент не является гла­вой правящей партии и формально не связан с ней. Президент (монарх) в своей деятельности не зависит от пар­тий.

Наши рекомендации