Компетенция главы государства

В различных сферах государственной деятельности гла­вы государств наделяются общими полномочиями, которые можно разбить на несколько групп.

Во-первых, это представительские полномочия.Глава государства осуществляет функции верховного представи­тельства государства вовне и внутри страны (подписывает международные договоры, имеет право непосредственно­го обращения к руководителям иностранных государств и правительств, назначает дипломатических представите­лен, осуществляет аккредитацию представителей зарубеж­ных государств, выступает с официальными обращениями кпарламенту и посланиями к нации). Например, в США ежегодные послания президента рассматриваются как из­ложение политической программы правительственной дея­тельности на предстоящий период. В сфере международных отношений он выступает от имени государства в силу сво­его положения и не нуждается в каком-либо специальном уполномочии. К его компетенции в ряде стран отнесено объявление войны и подписание мирных договоров.

Во-вторых, это полномочия, связанные с управлением делами государства:

— в законодательной сфере (право созыва сессий пар­ламента, его досрочного роспуска, созыв чрезвычайных сессий, осуществление законодательной инициативы, пра­во вето на законопроекты, вотированные парламентом, опубликование законов, правомочие обращаться в органы конституционного контроля с запросом о конституцион­ности того или иного акта);

— в сфере исполнительной власти (назначение главы правительства и принятие его отставки, участие в форми­ровании правительства, решение стратегических вопросов военного управления в качестве верховного главнокоман­дующего вооруженными силами, в федеративных госу­дарствах — введение особых режимов управления, издание собственных нормативных актов (в странах парламентской формы правления они обычно нуждаются в контрасигнатуре);

— в судебной сфере (назначение на судебные и высшие судебные должности, содействие в осуществлении решений судов и др.).

В-третьих, полномочия по конкретизации правового статуса личности(решение вопросов гражданства, пре­доставления политического убежища, право помилования и смягчения наказания, осуществление награждений, при­своение почетных, специальных и высших воинских зва­ний).

В-четвертых, чрезвычайные полномочия.Глава госу­дарства вводит особые правовые режимы (осадное поло­жение, военное положение, состояние повышенной опас­ности). В связи с этим он вправе принимать акты, имеющие силу закона. В этих условиях приостанавливается действие ряда конституционных норм, закрепляющих гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права и свободы, ограничиваются полномочия представи­тельных органов — парламент лишается права выражения недоверия правительству.

Статус монарха

В нескольких десятках стран современного мира главами государств являются монархи. Особенности статуса монар­ха заключаются в единоличном, наследственном и пожиз­ненном характере принадлежащей ему власти. Как прави­ло, власть при этой форме правления переходит по праву рождения.

В настоящее время распространены следующие системы престолонаследования:

• салическая: престол наследуют только мужчины, прежде всего старший сын, тогда как женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Бельгия, Норвегия, Япония);

• австрийская: престол передается мужчинам по стар­шинству при возможности предоставления его женщинам в случае пресечения мужской линии;

• кастильская: женщины полностью из круга престоло­наследников не исключаются, однако преимущество отда­ется мужчинам по прямой восходящей линии (Великобри­тания, Дания, Испания, Нидерланды);

• скандинавская: женщины наследуют престол на рав­ных основаниях с мужчинами (Швеция);

• мусульманская: трон наследуется не определенным ли­цом, а правящей семьей, которая сама решает, кто из родст­венников займет освободившийся престол (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия);

• племенная: монарха определяет племенной совет из числа сыновей покойного вождя (Свазиленд).

В том случае, когда престол по каким-либо причинам монарх временно занимать не может (длительное отсутствие, несовершеннолетие, болезнь), на данный период назна­чается регент или регентский совет, который осуществляет управление государством вместо монарха и от его имени.

Монарх имеет право на ношение особого титула (король, царь, император, султан, шах, шахиншах, герцог, великий герцог и т.д.) и использование особых регалий верховной власти (корона, трон, мантия, держава, скипетр). Супруга и дети монарха также обладают специальными титулам и регалиями. Обязательными требованиями к монарху являются его внепартийность, поскольку он выступает Kaitарбитр общества, а также его принадлежность к определен­ной религии (в Великобритании — к англиканской церкви; в Швеции — к евангелической; в мусульманских странах --к исламу; в Таиланде - к буддизму). В ряде афро-азиатских стран монарх обладает определенными полномочиями и в религиозной сфере.

Реальный объем его полномочий зависит от разновид­ности монархической формы правления. Всей полнотой власти он обладает при абсолютной монархии, приближа­ется к нему по статусу монарх при дуалистической монар­хии. Наименьшие полномочия имеются у главы государства в условиях парламентской конституционной монархии. В недавнем прошлом монарху принадлежало исключи­тельное право абсолютного вето, которое парламент не мог преодолеть. Конституционным обычаем Великобритании стало неприменение права вето королем, который уже тристолетия его не использует. В послевоенных конституци­ях Японии и Испании такое право не предусматривается вообще. Королевской прерогативой является использо­вание так называемых «спящих полномочий» — роспуск парламента, отставка премьер-министра, введение воен­ного положения. На деятельность и фактический статус монарха как главы государства оказывают существенное воздействие утвердившиеся политические, правовые и ре­лигиозные обычаи и традиции. Несмотря на то, что в на­циональных конституциях закрепляются разнообразные полномочия монарха, они, как правило, носят декоратив­ный характер.

Монарх — абсолютно неприкосновенная персона: его нельзя привлечь к ответственности. За действия монарха по управлению государственными делами политическую и юридическую ответственность несут правительство и ми­нистры. Нация считает себя обязанной содержать монарха и его двор, в этих целях парламентом ежегодно выделяются оп­ределенные денежные средства (цивильный лист).

Наши рекомендации