Группы интересов и группы давления

Группы интересов— организованные объединения (ассоциации , союзы, фонды), возникающие с целью более эффективного удовлетворения многообразных запросов и потребностей людей. Они не являются политическими партиями, создаются для реализации интересов конкретных социальных групп.

Возникают на основе объективно существующего многообразия интересов и запросов людей. Для их формирования и функционирования необходима , как и для партий, активная, целесообразная деятельность по осмыслению и реализации человеком своих интересов.

Виды:

- политические (группы давления)

- неполитические

Функции групп интересов:
- артикуляция интересов — преобразование смутных и расплывчатых массовых требований в конкретные и четкие формулировки;

- согласование (агрегация) интересов — сведение множества частных интересов к более общему и особо значимому для данной группы;

- мобилизация — вовлечение, активизация граждан и их различных объединений в процесс защиты групповых интересов посредством взаимодействия с властью;

- социализация — усвоение гражданами через участие в работе групп интересов опыта и навыков взаимодействия с институтами власти;

- формирование и выдвижение политической элиты из среды активных и влиятельных групп интересов;

- представительство и продвижение групповых интересов в структурах власти.

Группы давления— группы интересов, достигающие своих целей путем оказания давления на органы политической власти, в отличие от партий, такие группы отстаивают лишь собственные интересы и

не претендуют на легальное представительство в органах власти. Их деятельность называют лоббированием.
Они могут быть:

- Широкого и специализированного профиля;

- Представляющие преимущественно материальные интересы и ставящие на первое место идеологические ценности и моральные принципы;

- Массовые и кадровые;

- Частные и общественные.

Объектами этого воздействия выступают все ветви власти, но прежде всего законодательная и исполнительная, а также партии, которые эту власть контролируют. Существенное значение придается апелляции к общественному мнению и его мобилизации.

Неполитические группы интересов – это группы, возникновение и функционирование которых не связано с приобретением и использованием власти.

Их природа обусловлена особенностями ряда интересов, которые в основе своей могут быть реализованы помимо власти на принципах самоорганизации и соблюдения действующего законодательства (любительские интересы: спортивные объединения, общества филателистов, автолюбителей, любителей рыбной ловли, поэзии, музыки и т.п.).


24. Силовые структуры в системе власти.

вооруженным силы страны обеспечивают оборону страны, её безопасность.

в механизме государства предлагается различать органы, осуществляющие все его основные функции, и органы, осуществляющие представительные органы власти, а ко второй - различные органы отраслевого управления и такие специальные органы и учреждения как суд. прокуратура, армия, милиция и др.

среди многообразия функций государства возможно выделение однородных, которые осуществляются преимущественно силовыми (насильственными) средствами. это некоторые аспекты внутриполитической функции (подавление воли угнетенного класса в классово антагонистическом обществе обеспечение политической стабильности) и такие внешние функции как оборонная - защита границ и территории страны и военно-агрессивная -вмешательство в дела других стран, 'захват территории и т. д.

структуру силового механизма государства образуют, во-первых, система органов государства, осуществляющих насилие и, во-вторых, определенный порядок взаимодействия их как с государством, так и между собой в процессе осуществления своих функций.

сама система силовых органов государства, осуществляющих политическое насилие, включает органы опосредованного принуждения, куда относятся в первую очередь так называемые спецслужбы, которые, с одной стороны, обеспечивают решение вопросов основных силовых структур (выявляют военные опасности, прогнозируют и выявляют действия, направленные на насильственное свержение строя и призывы к таким действиям), с другой - могут быть использованы государством в экстремальных ситуациях для проведения силовых действий индивидуально-локального характера. это Федеральная служба безопасности. служба внешней разведки. главное управление охраны, и Федеральное агентство правительственной связи и информации. во вторую очередь, это органы, непосредственно осуществляющие политическое принуждение. к ним относятся вооруженные силы государству внутренние войска, милиция.

отдельный вопрос - роль и место армии в силовом механизме. международный опыт подтверждает, что государства используют вооруженные силы (спецподразделения) для пресечения незаконных попыток изменения государственного строя и массовых беспорядков, защиты конституционного строя и территориальной целостности.

можно предположить, что использование вооруженных сил не по своему прямому назначению таит в себе опасность превращения их в активное средство разрешения внутриполитического противоборства, особенно в напряженных для страны ситуациях - в периоды выборных компаний, организации референдумов, плюс участие войск в пресечении несанкционированных митингов и демонстраций, беспорядков и даже различного рода вооруженных конфликтов противоречит самой природе и предназначению вооруженных сил в наше время осмысление проблем власти неразрывно связано с борьбой за сохранение жизни на Земле, с защитой чести и достоинства человека, созданием достойных условий для его существования.

опираясь на армию, государство в то же время может и не использовать непосредственно ее силу, ибо сам факт наличия вооруженной организации в ее лице является мощным психологическим фактором, достаточным аргументом, придающим авторитет государственной власти и гарантирующим неприкосновенность законного порядка.

в процессе формирования правового режима власти меняются взаимоотношения между вооруженными силами и государственными структурами, что достигается следующими путями: разграничением полномочий между военным командованием и органами власти по руководству вооруженными силами; четким законодательным определением предназначения вооруженных сил и пределов их применения; недопущением использования армии для выполнения не свойственных ей функций.

1. в условиях, когда стабильность общества весьма относительна, существуют проблемы управления социальными процессами с помощью экономических и финансовых методов, взоры народа невольно обращаются на армию. армия является инструментом политики, она не может быть вне политического процесса, осуществляющего постоянное прямое и косвенное на нее воздействие. пока существует нестабильность общества, пока имеется угроза территориальной дезинтеграции армия будет государственным инструментом сохранения целостности страны. армия и политика находятся в неразрывной взаимосвязи. армейские подразделения привлекались для решения внутриполитических задач крайне редко (например, в 1962 году в Новочеркасске), когда ситуация по недосмотру местных властей выходила из-под контроля и недовольство людей принимало форму открытого выступления.

2. в любом современном обществе существует серьезная проблема эффективного функционирования всех его институтов и организаций. в числе последних весьма существенную роль призваны сыграть органы внутренних дел, на которые возложены задачи борьбы с преступностью и правонарушениями, а эффективность выполнения этих задач во многом определяется характером взаимодействия системы политической власти и органов внутренних дел.

26. "Система выборов орг.власти и типы изб.систем"
В российской научной литературе существует два подхода к пониманию понятия "избирательная система" — широкий и узкий.
Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).
Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.

МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА:
Система формирования выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство называется мажоритарной (фр. majorité – большинство). Избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей. Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50% + 1 голос.
На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Такая система используется в настоящее время в Великобритании, Японии, в США при выборах депутатов конгресса и др.
При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины – 2/3, 3/4 и т.д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ:
Система формирования выборных органов власти через партийное представительство называется пропорциональной. Места (мандаты) распределяются в строгом соответствии с числом набранных партиями голосов.
Самое сложное при пропорциональной системе подсчитать, сколько мест причитается той или иной партии
Часто распределение осуществляется путем установления избирательной квоты (избирательного метра)
Определяется обычно путем деления общего числа действительных голосов на число мандатов, приходящихся на данный избирательный округ.
Если, скажем, 100 мандатов, значит, например, 60 млн. голосов делим на 100. Получается 600.000
После этого от каждого партийного списка мандаты получают столько человек, сколько раз квота укладывается в собранное партией число голосов. Допустим, за партию проголосовало 1,5 млн. голосов. Это делим на 600 тыс. Получается 2,5 места
Остаток ! Весь вопрос, как учесть остатки.
Плюсы и минусы пропорциональной системы
Плюсы
Более полный учет разнообразных интересов и ценностей, существующих в данном обществе
Минусы
Обезличенность партийных списков. Невозможность обеспечить стабильное большинство в парламенте (если много мелких партий)

СМЕШАННАЯ (ГИБРИДНАЯ):
Использование мажоритарной системы допускает выдвижение кандидатов местными организациями партий или общественных организаций и самовыдвижение. Выдвижением кандидатов исключительно партийным списком, которым каждый кандидат выдвигается в один из мажоритарных округов, а сам список утверждается решением высшего органа партии (съездом или конференцией), мажоритарная избирательная система превращается в гибридную избирательную систему

Наши рекомендации