Группы интересов. Группы давления.

Американский политолог А. Бентли впервые стал рассматривать политическую жизнь как взаимодействие различного рода общественных групп, основанных на общем политическом интересе и существующих параллельно с государственными структурами. Таким образом, группу интересов можно определить как негосударственный социально-политический институт, обладающий общностью целей, организационной структурой и ведущий совместную политическую деятельность. Роль негосударственных объединений чрезвычайно велика – они организуют и представляют общественно-политический интерес, являясь, таким образом, связующим звеном между государством и гражданским обществом.

1. Американские ученые Г. Алмонд и Дж. Пауэлл выделяют четыре типа групп интересов:

· спонтанные, то есть стихийно организованные, часто ориентированные на насилие (манифестации, бунты);

· неассоциативные, то есть неформальные, непостоянные и ненасильственные, формирующиеся на основе родственных связей, вероисповедания и т. п. (религиозная сетка, студенческая группа)

· институциональные, то есть формальные организации, помимо выражения интересов, наделенные и другими функциями (партия, собрание, администрация)

· ассоциативные, то есть добровольные, специализирующиеся на выражении интересов организации (профсоюзы, группы деловых людей, этнические и религиозные ассоциации граждан).

2. Французский политолог М. Дюверже предложил подразделять группы интересов по критерию их организационных структур на:

а) массовые(профсоюзы, молодежные организации, организации ветеранов и т. д.)

б) кадровые (предпринимательские союзы, элитарные организации).

В) научно-исследовательские центры и фонды, рекламные агентства.

Кроме того Дюверже различал группы интересов действующие исключительно в политической сфере и организации, для которых оказание политического давления составляет лишь какую-то часть их деятельности (профсоюзы. церковь и др.).

3. Типология, как раз и ориентированная на пять различных общественных сфер, деятельности заинтересованных групп, была разработана У. фон Алеманом:

1) организованные интересы в экономической сфере и в мире труда: предпринимательские объединения, профсоюзы, потребительские союзы;

2) организованные интересы в социальной сфере: объединения защиты социальных прав (общество слепых, союзы пенсионеров и др.), объединения социальных достижений (благотворительные организации), группы самопомощи (общество анонимных алкоголиков) и др.;

3) организованные интересы в сфере досуга и отдыха: спортивные союзы, кружки общения и реализации хобби;

4) организованные интересы в сфере религии, науки и культуры: церкви, религиозные секты, научные ассоциации, общеобразовательные кружки, союзы деятелей искусств.

5) организованные интересы в общественно-политической сфере: духовные, этические, правозащитные («Международная амнистия», «Врачи без границ»), общественные движения (экологическое, разоруженческое, феминистское).

Для достижения своих целей группы интересов применяют самые разные методы. Это и оказание консультационных и экспертных услуг правительству, и разворачивание общественных кампаний, чтобы убедить правящую элиту в законности своих требований, для чего широко используются средства массовой коммуникации. Это и угрозы, и использование “потенциала для шантажа”, если же они не приводят к цели, то могут использоваться деньги, для того, чтобы “купить согласие”. Наиболее мощные группы интересов могут саботировать действия правительства, например, парализуя производство, затрудняя действия некоторых важных государственных служб или вызывая в стране финансовую панику. Иными словами, ресурсы для достижения групповых интересов охватывают чрезвычайно широкий спектр - от убеждения и консультирования, до прямого действия.

Деятельность организованных групп интересов в промышленно развитых странах Запада давно уже регулируется нормативными актами, Конституциями, постулирующими право граждан на объединение.

Группа давления – общественное объединение, которое активно добивается удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти. В качестве групп давления могут выступать профсоюзы, организации предпринимателей, религиозные группировки, молодежные движения, советы ветеранов, феминистские организации и т. п. Следует отметить, что деятельность по оказанию давления на структуры политической власти не является для данных групп обязательной, неизбежной. Группа давления, например, профсоюз, может оставаться группой интересов и заниматься решением своих внутренних проблем.

Одной из наиболее распространенных форм воздействия групп давления является лоббизм– система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных групповых интересов; форма влияния групп давления на управленческие решения государственных органов с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур.

Лоббизм – нормальное и необходимое явление в политической жизни, выступающее в качестве института демократического процесса. Явление лоббизма естественно и закономерно и особенно распространено в условиях развитых демократических режимов, чему способствует высокая степень социальной стратификации и, соответственно, многообразие интересов, а также широкие возможности для политического участия граждан.

Лоббизм выступает в качестве инструмента самоорганизации гражданского общества и защищает интересы граждан в условиях рыночной системы, когда государство зачастую устраняется от выполнения данной функции. Кроме того, лоббистские группировки являются посредниками между законодательной и исполнительной ветвями власти, выполняя задачи аргументации, подготовки и принятия политических решений.

В качестве легальных, лоббистская деятельность принимает формы:

• выступлений на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;

• представления проектов законов и других нормативных актов, результатов научных исследований и экспертиз;

• проведения пропагандистских кампаний в печати и других органах СМИ;

• организации демонстраций, маршей, пикетирования и т. д.

К нелегальным (уголовно наказуемым) действиям относятся:

• взятка как разовый акт или подкуп законодателя либо чиновника на длительный срок;

• шантаж, тиражирование заведомо ложной или искаженной информации и др. В западных странах лоббистская деятельность регулируется специальным законодательством, что придает ей.

Сложившаяся практика лоббистской деятельности показывает, что самым мощным лоббистом был и остается бизнес. Его влияние может выходить за национальные рамки и проявляться на ‘’наднациональном’’ уровне. Существующие законодательства по лоббизму, как правило, особо выделяют деятельность иностранных лоббистов или лоббистов, проводящих интересы иностранной кампании или фирмы. Делается это, прежде всего, чтобы оградить интересы национальной экономики.

Взгляды:

1. Сторонники концепции либерального корпоративизма считают, что заинтересованные группы выполняют в условиях демократии, наряду артикуляцией интересов, чрезвычайно важную функцию контроля за деятельностью государственной администрации (подразделения которой сами являются группами интересов). “Для того, чтобы система плюрализма и демократии была работоспособна в административной сфере, пишет, в частности, Дж. Ла Паломбара, - необходимо согласиться с тем основополагающим фактом, что большинство предъявляемых правительству требований выражают частные интересы и они не обязательно имеют ввиду общие интересы и “благо нации”. Необходимо признать также, что государственно-административная система сама расчленена в соответствии со сферами политики и что подразделения государственной администрации - во всех странах - борются друг с другом за свою долю государственных расходов и ресурсов, которыми неизбежно подкрепляется политика”.

К наиболее важным характеристикам неокорпоративной моделипринято относить следующие:

1. специфический, централизованный механизм артикуляции интересов;

2. характерный способ распределения экономических и политических ценностей, по результатам переговоров;

3. высокая степень ангажированности партнеров в процессе осуществления совместно выработанных решений, а также зависимость эффективности в реализации соглашений от силы и представительности отдельных структур (Р. Хербут).

В других странах, где неокорпоративизм имел меньший успех (Великобритания, США и др.) действует плюралистская модель взаимодействия групп интересов. При плюрализме группы интересов осуществляют давление на политические элиты более спонтанным образом. Одной из важнейших черт плюрализма является большое число акторов, участвующих в политическом процессе. Плюралистическое распределение благ имеет более стихийный характер, близкий к рыночной конкуренции. Перераспределение благ и привилегий является эффектом организованного давления, а процесс принятия политических решений происходит в результате острой конкуренции, а не сотрудничества групп интересов, поскольку малые группы интересов относительно редко руководствуются ценностями, связанными с общественным интересом, ориетируясь, по преимуществу, на получение выгоды.

Плюрализм предполагает, что оптимальным путем, делающим возможным изменение социально-экономической системы в сторону большей справедливости и создающим благоприятные условия для достижения политического консенсуса, является свободная игра интересов. Неокорпоративизм главную роль приписывает кооперации и координации интересов, которые ведут к широким социальным соглашениям. Однако, очевидно, что как та, так и другая модель являются идеальными конструкциями, на практике действуют смешанные системы взаимодействия групп интересов.

Наши рекомендации