Классификация современных государств.
В науке не существует обобщенной классификации форм государства. Она осуществляется либо по 3-м ее элементам в отдельности, либо, что бывает чаще и типично для зарубежной литературы, - по 2-м: форме правления и форме территориально-политического (государственного) устройства. Лишь для некоторых групп государств в отечественной литературе принимались попытки создать обобщенную классификацию форм государства. Было выделено 3 главных форм государства. Эта классификация опирается, прежде всего, не на анализ содержания государственной власти, а на признаки формы как таковой, исходя из идеи единства, разделения и субсидиарности властей.
Монократическая форма. Для нее главным является принцип единовластия. Не имеет принципиального значения, будет вся государственная власть сосредоточена в руках одного лица, одного органа или системы определенного рода органов
Монократическая государственная форма (МФГ) может иметь свои разновидности. Это: 1) теократическая МФГ (Саудовская Аравия, ОАЭ и др.), 2) экстремистская (фашистская и др.) МФГ (Третий Рейх, Италия при Б. Муссолини и др.), 3) милитаристская МФГ, где государственная власть принадлежит военному совету, а фактически – его руководителю (Бразилия до конца 80-х гг., Ирак при С. Хусейне и др.), 4) МФГ тоталитарного социализма.
оликратическая форма.
Поликратическая форма. Она является полной противоположностью монократической, характеризуясь разделением властей, существованием нескольких центров власти в масштабе государства (президент или правительство, парламент, суды, органы конституционного контроля), определенной децентрализацией управления территориями, в государственном режиме (кроме случаев ЧП) преобладают демократические методы управления, связанные с регулярными и «честными» выборами, партиципацией граждан, поисками компромиссов и консенсуса, гарантиями прав граждан. Поликратическая форма государства может иметь республиканскую форму правления, и парламентскую монархию (с практически безвластным монархом), она совместима с простым унитарным государством (Венгрия), со сложным унитарным государством с автономными образованиями (Дания), с федеративным устройством (Германия).
Сегментарная форма. Промежуточная. Она существует в условиях, когда в обществе доминирует сравнительно широкие слои олигархии, но этила, стоящая во главе его, узка и по существу иногда замыкается на одном должностном лице – президенте (Египет, Венесуэла, Индонезия и др.) или монархе (Марокко, Иордания). В стране существуют не тоталитарная, но и не социо-примирительная, а ограниченно соревновательная политическая система. Государственная власть открыта только для частичного давления на нее со стороны определенных заинтересованных групп, политический плюрализм существует в ограниченном виде.
Сегментарная форма. Промежуточная. Государственная власть открыта только для частичного давления на нее со стороны определенных заинтересованных групп, политический плюрализм существует в ограниченном виде.
25. Политические партии: происхождение, сущность и функции.
Политическая партия (лат. partis – часть) – это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.
Структура политической партии (по Л.Санистебану):
1) высший лидер и штаб, выполняющие руководящую роль;
2) стабильный бюрократический аппарат, исполняющий приказы руководящей группы;
3) активные члены партии, участвующие в ее деятельности, но не входящие в бюрократию;
4) пассивные члены партии (примыкая к партии, они лишь в незначительной степени участвуют в ее работе). Некоторые политологи к этим элементам добавляют:
5) лиц, которые поддерживают партию, не являясь ее членами (например, участвуют в массовых акциях);
6) меценатов (спонсоров), оказывающих партии материальную и иную поддержку.
- разработки и реализации политического курса.
Задача полит партий - превратить мн-во частных интересов отдельных граждан, соц слоев, заинтересованных граждан в их совокупный полит интерес.
Признаки партий: 1 нацеленность на власть, 2 идеологический,3 организационный,4 опора на соц базу
Функции:
- представительства соц интересов; - соц интеграции и социализации; - участие в борьб за власть и её осущ-е;
- рекрутирования (формир-я правящей элиты);
- разработки и осуществления полит курса.