Эволюция функций современных государств

В подходах ученых прослеживается ситуация неоднозначности в процессе классификации форм осуществления функций государства, что побуждает к их дальнейшему исследованию.

Отделяя между собой формы осуществления функций государства определенными рамками, Н. А. Волков отмечал, что критериями такого отделения могут выступать: назначение государственного органа, характер осуществления и объем государственно-властных полномочий, роль данной формы в деятельности государства как единого целого [11].

Известные ученые советского периода, такие как И. Левин, В. Ф. Коток, Б. В. Кравцов, И. Н. Пахомова, рассматривая формы деятельности государства по осуществлению его функций, предлагали выделить наиболее общие основания и вместе с тем отдельные специальные основания классификации, связывали каждую из форм осуществления функций государства - деятельность высшей и местной государственной власти, государственного управления, правосудия и прокурорского надзора - с деятельностью специально созданных государственных органов. В основу этой схемы, по сути, положено разграничение государственных органов [12].

Научное и практическое значение выделенных выше форм осуществления функций государства заключается в том, что они способствуют совершенствованию разделения труда между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций и тесно соотносятся с принципом разделения властей.

Выделяя формы осуществления функций государства с данной точки зрения, исследователи принимают за основу специфическую деятельность отдельных групп государственных органов, которая определяется их правовым статусом и положением в системе органов, составляющих механизм государства. Такая деятельность имеет четко определенные правовые рамки и юридические последствия. Однако бесспорным является тот факт, что она содержит и организационную и техническую составляющие. Поэтому рассматриваемые законодательная, исполнительная, судебная и контрольно-надзорная формы являются правовыми формами осуществления функций государства, тесно переплетенными с организационными. Анализируя научные источники, содержащие взгляды ученых относительно правовых и организационных форм осуществления функций государства, следует учитывать отношение исследователей к их соотношению. По этому поводу в научной среде существует ряд противоречивых суждений, в том числе и о целесообразности выделения организационных форм осуществления функций государства.

В частности, В. Петров вообще отрицал существование «чисто фактических» форм осуществления функций государства[13]. Эта категоричность базировалась на том, что, во-первых, организационная, фактическая деятельность, связанная с осуществлением властных полномочий, не может не принимать юридических форм; во-вторых, чисто фактическая (организационная) деятельность является содержанием правовой деятельности, поэтому фактическая (организационная) деятельность не является специфической, самостоятельной формой осуществления функций государства А. И. Гнатенко отмечает, что если под формами осуществления функций государства понимать однородную по своим внешним признакам деятельность органов государства по осуществлению его функций, то, согласно этому, в работе всех звеньев механизма государства различается деятельность правовая и чисто фактическая, или, как ее обозначают некоторые авторы, организационная [14]. Подобная позиция прослеживается в трудах Ю. Г. Кипселиди, А. Олийныка, Е. В. Рябовой, О. Скакун, А. В. Сим и других ученых. На обоснованности теоретического подхода, согласно которому выделяют правовые и организационные формы осуществления функций государства, настаивает Марченко М. Н.. Автор считает, что указанные формы взаимообусловлены и органично сочетаются. В этом контексте научно-теоретическая проблема заключается не в определении первенства правовых или организационных форм деятельности, а в способе их гармоничного сочетания для достижения конечной цели [15].

Анализ юридических источников свидетельствует о том, что в правовой науке большое распространение получила классификация, которая имеет весомую теоретико-практическую значимость и критерием которой выступает однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по осуществлению его функций. Она служит для выяснения того, как механизм государства реализует его функции, каким образом государство использует право для выполнения своих задач и функций. Это разделение - оптимально при определении процесса использования государственным механизмом права как инструмента реализации его функций. Общеизвестно, что государство и право как феномены общества через непосредственное взаимо­действие составляют диалектическое единство.

Опираясь на тот факт, что Конституцией наше государство определено как демократическое, правовое, логично считать доминирующими только правовые формы осуществления функций государства. В частности, приоритетность правовых форм подчеркивает Кашанина Т. В., отмечая, что среди форм деятельности государства главное место занимают правовые формы (правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, контрольно-надзорная, интерпретационно-правовая и учредительная), которые характеризуются как определенный законом (юридически оформленный) порядок осуществления компетентными органами и лцами юридически значимых действий, направленных на осуществление функций государства [16]. Исследуя формы реализации функций государства, М. А. Бухтерева отмечает, что традиционный перечень пра­вовых форм осуществления функций государства, представленный правотворческой, правоприменительной и правоохранительной формами, не является бесспорным. Автор предлагает выделить правообеспечительную форму, которая опосредует правоохранительную, контрольно-надзорную и судебную деятельность. Право­охранительная деятельность рассматривается ей в двух аспектах: как правозащитная и собственно право­хранительная. Исследователь считает, что контрольно-надзорная форма может выступать в роли как правовой формы, так и неправовой формы осуществления функций государства. К правовым формам автор также относит договорную форму и распорядительную форму осуществления функций государства, где последняя является промежуточной формой между правотворчеством и правоприменением. По мнению М. А. Бухтеревой, среди неправовых форм осуществления функций государства следует выделять организационную, экономическую, политическую, идеологическую и информационную [17].

Относительно выделения среди правовых форм осуществления функций государства распорядительной формы существует определенная дискуссионность. Распорядительная форма была более актуальной и при­влекала внимание ученых в советский период, поскольку административно-командная система своим присутствием обуславливала издание актов, которые служили директивами, усиливали администрирование, не­смотря на некоторое нивелирование законов. В современных демократических условиях рассматриваемая форма потеряла свою значимость. Место распорядительных правовых норм постепенно заняли нормы, име­ющие рекомендационный характер.

Более того, для сущностных характеристик современного государства основными детерминантами выступают глобализация и интеграция, процессы, обуславливающие гуманизацию функций государственно-организованного общества, которые осуществляются либо органами государственной власти, либо структурами гражданского общества под обязательным контролем органов государственной власти.

Следует добавить, что осуществление государственной власти на принципах ее разделения не должно быть абсолютизированным. В процессе реализации функции государства одна и та же правовая форма включает дея­тельность органов практически всех ветвей государственной власти.

Ю. В. Марченко, исследуя формы осуществления функций государства, указывает на то, что перечень правовых форм состоит из правотворческой деятельности, правоприменительной, которая делится на оперативно-исполнительную и правоохранительную, и не может считаться исчерпывающим. Автор считает, что пока государство не установит необходимого, определенного порядка осуществления своих функций посредством издания правовых актов, оно не сможет достаточно эффективно влиять на соответствующие общественные отношения [18].

Считаем такую позицию объективной. Ведь, несомненно, процесс воздействия на общественные отноше­ния происходит с момента издания определенных правовых актов, содержащих нормы права, регулирующие такое влияние, то есть определяющие процессуально-правовые процедуры деятельности государства во всех без исключения сферах жизнедеятельности общества. Учитывая указанное, можно убедиться в априорности правотворчества, которое претендует быть ведущей формой осуществления функций государства. Законодательная деятельность как форма осуществления функций государства выступает определенным внутренним наполнением правотворческой деятельности.

Результаты изучения различных научных концепций свидетельствуют об отсутствии единства в понимании как сути исследуемой категории, так и ее классификации. Несмотря на большое количество различных синхронных классификаций форм осуществления функций современного правового, демократического, социального государства, необходима их модификация, потому что все они базируются на парадигме патерналистского социального государства, которая уходит в историю. Мир меняется настолько стремительно, что научная мысль должна трудиться непрерывно, чтобы обеспечить теоретическое осмысление этих преобразований. Естественно, что современное государство, сохраняя доминирующие позиции государственного меха­низма в определении и осуществлении его функций, расширяет пространство для реализации отдельных направлений своей деятельности через институт местного самоуправления (отделенного от государственной власти) и через институты гражданского общества (например, общественные организации). Но делегирование государством этих функций не уменьшает его роли в данном процессе, так как именно оно создает юридические основы для такого делегирования.

Поэтому концепция правовых форм осуществления функций государства является, на наш взгляд, достаточно эффективной: она способствует совершенствованию роли права как регулятора общественных отношений.

Предлагаем усовершенствованную модель исследуемого понятия. Правовая форма осуществления функций государства - это обусловленный правом и содержанием направлений деятельности государства нормативно-определенный процесс их осуществления органами государственной власти и негосударственными организациями в пределах и способами, регламентированными Конституцией и законами.

Влияние государства на общественные отношения требует его оформления в соответствующие правовые формы. Формы осуществления функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, каким образом она оформлена. К тому же стоит заметить, что речь идет не о содержании и форме права, а о правовом оформлении деятельности государства. В контексте доминирования терминологической нечеткости конкретным результатом научного анализа является разделение правовых форм осуществления функций государства по содержанию деятельности органов государства на правотвор­ческую и правоприменительную, которые, в свою очередь, имеют отдельные видовые категории.

Таким образом, правовое оформление деятельности государства проходит следующие основные стадии: во-первых, принятие нормативно-правовых актов; во-вторых, организация их выполнения способом и в пре­делах, определенных Конституцией и законами . Эти стадии являются единым и неразрывным процессом. Но каждая из них имеет свои особенности, содержание, получает правовое оформление, определение роли в процессе осуществления функций государства. Многоаспектность исследуемой проблематики побуждает к концептуальному обобщению и синтезу теоретических подходов к определению содержания этих форм и их эффективности в осуществлении функций государства.

Заключение

Практически во всех источниках содержатся различные трактовки. Общим для них является то, что они содержат характеристики государства: территорию, народ и публичную власть. С учетом того, что последняя, как правило, направлена преимущественно на защиту интересов определенных классов, национальностей, слоев и элит, можно вывести следующее обобщенное понятие государства. Это организация властвования, возникшая и развивающаяся в результате экономических, социальных, культурных, духовных, политических и иных преобразований, содействующая осуществлению национальных, классовых, религиозных и иных интересов на определенной территории. Государство является управляющей системой общества, которая обладает определенной структурой и механизмом взаимодействия входящих в него элементов. Понятие государства и его признаки Для того чтобы раскрыть понятие государства, необходимо установить признаки, которыми оно обладает. К ним можно отнести: наличие территории. Государство распространяет свою власть и обеспечивает защиту всех людей, являющихся его населением. В связи с этим и возник институт гражданства, а также подданства; суверенитет, то есть независимость государства в международных отношениях и верховенство на всей его территории; наличие населения, то есть совокупности людей, проживающих на территории страны; наличие государственных символов: флага, герба и гимна; наличие публичной власти. Для управления страной создается госаппарат, в который входят: полиция, армия, суды и т.д.; законодательство, которое необходимо для регулирования существующих отношений; монополию на легальное применение физического принуждения и силы; систему налогов, которые формируют госбюджет, необходимый для материального обеспечения страны; монополию на представительство интересов населения на международной арене. Понятие государства и его функции Существуют внутренние и внешние функции государства. К первым можно отнести образовательную, экономическую, культурно-воспитательную, социальную и иные. Ко вторым – оборону страны, функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами в культурной, политической, экономической и иных сферах. Образовательная функция направлена на предоставление гражданам возможности получения научных знаний и овладения профессиями. Экономическая - выражается в регулировании существующих в стране товарно-денежных отношений, в обеспечении финансовой стабильности. Культурно-воспитательная - заключается в создании условий для удовлетворения потребностей людей в сфере духовного развития. Социальная функция выражается в поддержке незащищенных групп населения, обеспечении нуждающихся жильем, работой, предоставлении бесплатного образования и медицины и т.д. В конституциях множества стран закреплено понятие социального государства (в том числе и РФ), политика которого направлена на создание и обеспечение условий для достойной жизни и свободного развития человека.

Современное общество немыслимо без государства, которое играет значительную роль в его жизни. Вместе с обществом развиваются и все его институты, одним из которых и является государство. Это развитие является естественным историческим процессом, происходит оно по объективным законам. Среди этих законов, а точнее, проявлений их действия, имеются и функции государства. Понятие, признаки, классификация этих характерных особенностей любого государства описаны в настоящей статье. Трактовка функций. На сегодняшний день в современных юридических изданиях можно увидеть до нескольких десятков дефиниций функций государства. Большинством правоведов это понятие рассматривается в качестве основополагающих направлений работы государства, которые одновременно выражают его социальное назначение и сущность. При толковании слова «функции» правоведы также используют такие термины, как управление, цели, воздействие, задачи, таким образом отождествляя их с деятельностью государства. Некоторые авторы юридических работ утверждают, что функции государства определяют, чем оно должно заниматься, чтобы достичь тех целей и задач, которые перед ним стоят. Вместе с тем функции государства – это только направление его деятельности, поэтому не следует считать, что под ними подразумевается вся деятельность этого института общества. Также не нужно путать их с задачами и целями. Функцией государства является направление, скоординированное для надлежащей деятельности государственного механизма. Изучив некоторые литературные труды можно понять, что под функции государства подпадает не исключительно его внешняя и внутренняя деятельность, а также вдобавок и различные государственные механизмы, оказывающие влияние на окружение и проистекающие в нем процессы. Так, государство, осуществляя какие-либо свои функции в различных областях жизни общества, производит всевозможные реформы, преобразования, проводит правовое регулирование, то есть тем самым оно воздействует на общественные процессы. Признаки Как можно было заметить, функции государства в обществе трактуются разными правоведами различно и многообразно. Столь же многообразны и признаки функций государства. Если объединить все определения признаков и отразить в них все условия, то можно прийти к следующему. В функциях стран разнообразных исторических видов обнаруживаются и объективизируются свойственные им особенности и закономерности формирования, динамика общественно-экономических, общественно-политических и духовных преображений в жизни общества. В функциях материализуется и открывается активная служебная миссия как главнейшей части надстройки по отношению к собственной основе, осуществляется многоплановое фактическое функционирование внутри государства и на международной арене. Функции Российского государства натурально высказывают и реально конкретизируют его классовую и человеческую суть.

Список используемых источников

I. Нормативно-правовые источники:

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. № 237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации принят 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп. 9 марта 2016 г. № 60-ФЗ)

II. Литература:

3. Авилова О. Е., Герасименко Т. В., Наумов Р. Ю. Проблема определения сущности и признаков государства // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 4 (41). –С.11-25.

4. Андросенко С. В. Основания государственной власти в России: дисс. ... к. филос. н. Барнаул: АлтГУ, 2014. -387с.

5. Бабаев В. К., Баранов В. М., Толстик В. А. Теория права и государства в схемах и определениях. М.: Юристъ, 2012. -462с.

6. Байтин М. И. Государство и политическая власть. Саратов: Изд-во СГУ, 2013. -298с.

7. Барулин В. С. Отношение материального и идеального в обществе как проблема исторического материализма. Барнаул: Алтайское книжное изд-во, 2014. -314с.

8. Бухтерева М. А. Формы реализации функций государства: дисс. ... к.ю.н. М., 2014.--247с.

9. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. М.: Юриспруденция, 2014. -327с.

10. Волков Н. А. Органы советского государственного управления в современный период. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2014.

11. Гнатенко А. И. Функции государства и роль органов внутренних дел в их реализации: автореф. дисс. ... к.ю.н. М., 2014.-67с.

12. Гражданское право. / отв. ред. В. П. Мозолин. М., 2014. -341с.

13. Гражданское право России. Обязательственное право: Курс лекций / М.И.Брагинский, Н.И. Клейн, Т.Л. Левшина и др.; отв. ред. О.Н. Садиков; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М.: Юристъ, 2012.-320с.

14. Давыдкин А. Е. Понятие и сущность государства в трудах отечественных правоведов конца XIX - XX в.: дисс. ... к.ю.н. СПб., 2014.

15. Идентичность и идентификация в условиях информационного общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 5. –С.33-45.

16. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2014. -364с.

17. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Т.Е. Абова,А.Ю. Кабалкин. М., 2013.-287с.

18. Ленин В. И. О государстве // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Изд-е 5-е. М.: Юр. науки, 1953. Т. 39. -347с.

19. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50-ти т. Изд-е 2-е. М.: Политиздат, 1955-1965.-318с.

20. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. М.: Проспект, 2013. -298с.

21. Марченко Ю. В. Правовые формы осуществления государственных функций: автореф. дисс. ... к.ю.н. Саратов, 2014.-68 с.

22. Материалистическая диалектика: в 5-ти т. / под общей ред. Ф. В. Константинова, В. Г. Марахова. М.: Мысль, 1981-1985.-367с.

23. Митин М. Диалектический материализм - мировоззрение марксистско-ленинской партии. М.: Книга по требованию, 2013. -378с.

24. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под ред. В. С. Нерсесянца. М., 2013. -317с.

25. Петров В. С. Тип и формы государства. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 2014.-378с.

26. Ракитская И. Ф. Теория государства. СПб.: Альфа, 2014. -287с.

27. Семенов А. В. Этимологический словарь русского языка. Русский язык от А до Я. М.: ЮНВЕС, 2013. -704 с.

28. Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова. Минск: ПАНПРИНТ, 2014. -345с.

29. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2014. -687с.

30. Теория государства и права / под ред. М. Н. Марченко. М.: Юристъ, 2014. -298с.

31. Теория государства и права: учебник / под ред. А. С. Пиголкина. М.: Городец, 2013. -445с.

32. Ушакова Е. В. Системная философия и системно-философская картина мира на рубеже третьего тысячелетия: монография: в 2-х ч. Барнаул: АлтГУ, 2013. -315с.

33. Халипов В. Ф. Кратология как система наук о власти. М.: Республика, 2013. -387с.

34. Хлестова И.О. Юрисдикционный иммунитет государства [Текст] / И.О. Хлестова. - М.: ИД «Юриспруденция», 2013.-367с.

35. Чиркин В. Е. Основы сравнительного государствоведения. М.: Артикул, 2014. -287с.

36. Матвеев, А.А. К вопросу о юрисдикционных иммунитетах иностранного государства // Внешнеэкономический бюллетень. 2013. № 8.С.25-35.

37.

[1] Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. М.: Проспект, 2013.С.176.

[2] Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2014. С.187.

[3] Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. М.: Юриспруденция, 2014.С.235.

[4] Халипов В. Ф. Кратология как система наук о власти. М.: Республика, 2013.С.217.

[5] Теория государства и права: учебник / под ред. А. С. Пиголкина. М.: Городец, 2013. С.194.

[6] Теория государства и права / под ред. М. Н. Марченко. М.: Юристъ, 2014.С.234.

[7] Бабаев В. К., Баранов В. М., Толстик В. А. Теория права и государства в схемах и определениях. М.: Юристъ, 2012.С.117.

[8] Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. М.: Проспект, 2013.С.137.

[9] Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. М.: Юриспруденция, 2014.С.168.

[10] Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. М.: Юриспруденция, 2014.С.107.

[11] Волков Н. А. Органы советского государственного управления в современный период. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2014.-С.189.

[12] Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. М.: Юриспруденция, 2014. С.124.

[13] Петров В. С. Тип и формы государства. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 2014.С.157.

[14] Гнатенко А. И. Функции государства и роль органов внутренних дел в их реализации: автореф. дисс. ... к.ю.н. М., 2014.-С.14.

[15] Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. М.: Проспект, 2013.-С.147.

[16] Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 2014.-С.157.

[17] Бухтерева М. А. Формы реализации функций государства: дисс. ... к.ю.н. М., 2014.С.114.

[18] Марченко Ю. В. Правовые формы осуществления государственных функций: автореф. дисс. ... к.ю.н. Саратов, 2014.С.24.

Наши рекомендации