Становление и развитие политической мысли в Белоруси

На формирование политической мысли в Беларуси вместе с социально-экономическими факторами оказывала влияние ее историческая судьба, в частности пребывание в составе Древнерусского государства (IX-XI вв.), Великого княжества Литовского (XIII-XVIII вв.) и Российской империи.В процессе укрепления феодально-крепостнических порядков в Великом княжестве Литовском Наибольший интерес представляют Первый (1529), Второй (1566) и Третий (1588) Статуты Великого княжества Литовского (кодексы государственных законов), создававшиеся в противовес церковному каноническому праву, которым до XVI в. руководствовались и светские суды.
Что касается статутов Великого княжества Литовского, то в них нашли отражение интересы разных слоев белорусского народа, и в первую очередь его шляхетской части — феодалов. Как и в Западной Европе, так и в Беларуси в XV-XVI вв. в среде горожан возникают идейно-политические течения, связанные с общеевропейским гуманизмом, Реформацией и Возрождением. Они были направлены против церковных догматов, средневековой схоластики и аскетизма и концентрировали свое внимание на человеке как существе земном. У истоков гуманистического движения в Беларуси стоял белорусский первопечатник и просветитель Франциск (Георгий) Скорина (около 1490-1541).он сформулировал свои гуманистические взгляды, стремясь доказать, что человек есть высшая ценность, пытаясь возбудить в народе стремление к знаниям, свободе и патриотической деятельности. В XVI в. в Беларуси действовала целая когорта гуманистов МиколаГусовский, СымонБудный, Михалон Литвин, Андрей Волан, Лев Сапегаи др. Часть же гуманистов выражала радикальные взгляды на изменение феодального строя, предлагая ликвидировать крепостное право, превратить городских плебеев и ремесленников в свободных собственников и равноправных граждан. Идеологами этого направления были Петр из Гонендза, Якуб из Калиновки, Мартин Чеховиц, Павел из Винзы и др. Различные подходы к феодальным порядкам нашли свое отражение в произведениях СымонаБудного (1530-1593) "Катехизис" и "О светской власти". Он остро критиковал и опровергал взгляды гуманистов-радикалов. Основываясь на положениях "Библии" и по-своему трактуя их, он категорически отвергал предложения гуманистов-радикалов об отказе богатых от своих богатств, о продаже ими своей собственности и использовании выручки для улучшения положения бедных, о введении всеобщего равенства. Широко известный в свое время своим произведением "Песнь о зубре" белорусский гуманист МиколаГусовский (около 1480 - после 1533) наряду с проблемой взаимоотношений человека и общества с природой в своих опубликованных работах излагал и политические взгляды. Особое место в суждениях о политике им отводилось чертам идеального правителя государства. Он ищет эти черты не в библейских сказаниях, как это делали другие белорусские мыслители, а в реальной жизни, анализируя деятельность конкретных политических деятелей. Следует отметить, что идеи Возрождения и Реформации в Беларуси выражались и поддерживались не только учеными и литераторами, но и некоторыми представителями правящей верхушки Великого княжества Литовского. В их числе был и Лев Сапега (1557-1633) вои взгляды он выразил, в частности, в предисловии и статьях Статута Великого княжества Литовского 1588 г., главным редактором которого являлся. Этот документ гарантировал экономическую, политическую и духовную самостоятельность государства, запрещал покупать земли, замки, поместья и должности в государстве иностранцам, закреплял белорусский язык в качестве государственного. В нем декларировались также религиозная толерантность и презумпция невиновности, согласно которой человек не мог быть признан виновным или наказан иначе как судом и по закону. Статут действовал на территории Беларуси до 1840 г. и сыграл большую роль в сохранении белорусского этноса. Особое место в общественно-политической мысли XVII-XVIII вв. занимала проблема освобождения Беларуси от Польши и воссоединения ее с Россией. Виднейшими представителями этого движения были Симеон Полоцкий, Афанасий Филипович и другие общественно-политические деятели этого периода. Наиболее ярким представителем революционно-демократического движения в Беларуси был Кастусь (Константин, Викентий) Калиновский (1838-1864). Вместе с утопическими взглядами (установление всеобщего социального равенства, создание общества без эксплуатации) Калиновский выдвигал и реалистические идеи. В частности, национальное освобождение он связывал с решением социальных проблем, с развитием национально культуры, с введением обучения на белорусском языке, с демократизацией общественного строя. Землю, по его мнению, необходимо раздать крестьянам без выкупа, «потому что это их земля, их дедов и прадедов». Владение землей обеспечит свободу земледельцев. Человек свободен тогда, писал он, когда он имеет кусок земли, за которую платит небольшие налоги.
В начале XX в. в Беларуси имел место широкий спектр идеологических доктрин и политических течений: либерально-буржуазное, социал-демократическое, большевистское (коммунистическое) и др.





5. Основные направления современной политологии.
1. Социологическое направление.
М. Вебер, Э. Дюркгейм,, М. Дюверже работа «Социология политики» изучает явление политики через призму общества и его развития.
Итальянцы В. Парето и П. Моска разработали основы современной концепции элит, манипулирование массами с помощью понятия «львы и лисы».
М. Вебер изучает политику на основе ценностей, идеалов, веры, которая оказывает влияние на развитие общества.
2. Институционализм. - С. Липсет, Ч. Миллс, рассматривает политику с точки деятельности политических институтов, их влияние на соц политические процессы.
3. Концепция политического плюрализма.
Представители концепции: Э. Дюркгейм, М. Дюверже, Р. Даль, Р. Дарендорфф, П. Сорокин.
Для данной концепции характерна социальная солидарность, теория стратификации, т.е. исчезновение классов, функций государства как арбитра между конкурирующими политическими силами и присутствуют демократические свободы и плюрализм мнений.
4. Теория демократии.
А. де Токвиль, Й. Шумпетер разработали современное учение о правовом обществе, гражданском обществе, свободе и правах человека с позиции демократического построения общества, где главным источником власти является народ.
5. Теория бюрократии.
М. Вебер, Р. Мертон, С. Липсет исследуют функции и структуру бюрократической власти, вопросы соотношения бюрократии и демократии, принцип рационализма.
6. Концепция тоталитаризма.
Х. Арендт, Ф. Хайек, И. Бердяев. – рассматривает развитие тоталитаризма, связанное с антилибиральной идеей, где личность выступает как винтик политической системы.
7. Теория международных отношений.
Р. Арон, Р. Моргентау, С. Ханктингтон («Становление цивилизаций» 1993г.) и Ф.Фукуяма(«Конец истории»)показал победу демократических идей в мире после распада СССР и других авторитарных политических режимов.


6. Политическая власть. Характеристика власти, структура, функции, формы.
Политическая власть – реальная способность и возможность определенной социальной группы, организации, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах.
Власть – система социальных отношений «господства – подчинения», возможность и способность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета права насилия.
Структура власти:
субъекты власти. Гос-во, межд ассоциации, полит лидеры;
объекты власти: инститгос власти, полит партии и общ организации;
источники власти: законность, авторитет, желание и умение властвовать, материальные возможности, престиж, интерес, традиции, убеждения;
ресурсы власти, экономич, норм-правовые, админ-принудительные, демографич.
Функции власти:
• управление делами государства и общества;
• поддержание гражданского мира и общественного порядка;
• выявление локализации и разрешение конфликтов в обществе;
• принуждение во имя соц-значимых целей и сохрстабильн в общ-ве;
Признаки власти:
• власть – особый вид отношений между субъектами и объектами с целью достижения определенных ресурсов. Субъект – носитель власти, он господствует, принимает решения, обеспечивает их выполнение.
• власть – влияние, право и возможность управлять объектом, подчинить его своей воле.
• власть выражается в нормах, правилах, стимулах, санкциях, психологическом воздействии.
• власть – главная привилегия в обществе. Чем больше её имеют, тем больше её хотят.
• высшая форма политической власти в обществе – государственная власть, решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами политики.
Органы государственной власти РБ в соответствии с Конституцией:
• Президент – Глава гос-ва, гарант конституционных прав граждан;
• Парламент – НацСобр РБ, законодат, представительный орган власти;
• Правительство – Совет министров РБ, исполнительная власть;
• Конституционный Суд, общие и хозяйственные суды, судебная власть;
• Прокуратура, Комитет гос контроля, контрольно-надзорные органы власти

Понятие легитимности власти

Политическая легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление. Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса.Легитимность власти может иметь закрепление в различных источниках:

1 в древних традициях, обычаях; 2 действующем законодательстве; 3 революционной харизме.

Изменение авторитета ведет к уменьшению или увеличению легитимности.

Легитимность является понятием относительным, так как имеет свои степени, границы и не выражает единодушия граждан в одобрении той или иной власти. В любой стране мира всегда есть политическая оппозиция, протестующие против режима субкультуры, аполитичные слои и граждане, убежденные в легитимности власти.

Вебер выделил три основных типа легитимности.

Традиционная легитимность, основанная на вере, обычаях и традициях. 2. Рационально-легальная легитимность, опирающаяся на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти3. Харизматическая легитимность, основанная на признании авторитета и популярности политического деятеля.

Выделяют три уровня легитимности власти:

легитимность народная – признание обществом права власти правящих кругов;

легитимность внешняя – признание власти со стороны других государств, международных организаций и влиятельных кругов, формирующих общественное мнение;

легитимность индивидуальная – представления правящих кругов о своих властных полномочиях и действия по их удержанию.

Делегитимность – утрата доверия к власти, лишение ее поддержки общества. Возможна в результате ее неэффективности, коррумпированности, неспособности оградить от криминальных проявлений, бюрократизации и т. д.

Наши рекомендации