Становление политической мысли в древнем мире и в Средние века

Политическая мысль зародилась и стала развиваться в период возникновения первых рабовладельческих государств Древнего Востока (Египет, Шумер, Вавилон, Древний Китай, Древняя Индия).

Исторически первой формой познания политики была её религиозно-мифологическая трактовка, т.е. господствовали в основном представления о божественном происхождении власти.

Примерно с 1 тысячелетия до н.э. усиливается процесс рационализации политических взглядов («рацио» - разум). Появляются первые политические концепции, носящие философско-этическую форму:

- на Востоке этот процесс связан с имененм Конфуция

- на Западе - с греческой философией.

Наивысшего развития политическая мысль достигла в учениях древнегреческих философов Платона и Аристотеля.

Платон основал в Афинах свою философскую школу, которую он назвал Академией. В рамках этой школы и начинает развиваться политическая мысль.

Социально-политические взгляды он изложил в диалогах «Государство», «Законы» и «Политик». Утверждал, что политика – это царское искусство (т.е. не всем дано: только царям и умнейшим философам), которое требует знания и умения управлять людьми.

Цель политики – это благо всего государства.

Основной принцип государственной жизни – это справедливость.

Поскольку между людьми существуют различия, в идеально устроенном государстве Платон предложил поделить общество на следующие сословия:

- мудрецы-философы, которые управляют обществом (т.е. владеют политической властью)

- воины, которые защищают государством

эти два сословия не должны иметь семьи и частной собственности.

- трудящиеся (земледельцы, ремесленники и остальные)

Платон впервые дол классификацию типов государственного правления. Двум правильным формам (монархия и аристократия) он противопоставил четыре порочные (олигархия – власть немногих богатых, тимократия – власть честолюбивых, демократия и тиранию)

Аристотель.Главным произведением, посвященным изучению государства и общества считается «Политика». Он отобрал и изучил ограмный материал более чем о 150 греческих полисах и варварских государствах и обосновал свои представления о формах правления.

Высшей целью государства считал достижение добродетели, и в соответствие с этим он выделяет три правильные и три неправильные формы правления:

Правильные – соотвествуют добродетели:

ü монархия

ü аристократия

ü полития (власть в руках средних слоев – самая лучшая власть)

Неправильные – не соответствуют:

û олигархия

û демократия (особенно охлократия – крайняя демократия, власть толпы)

û тирания

Древний Рим.Мысль представлена Лукрецием Каром и Цицероном. Высказываются мысли и идеи о правовом государстве: условием свободы является подчинение всех закону.

Средние века. Своеобразие средневековой политической мысли обусловлено главным образом сильным влиянием христианской религии и церкви. Притязания католической церкви на участие в государственной власти обосновал Августин Аврелий Блаженный (4-5 вв н.э.) – работа «О граде Божьем и граде земном». Он считал, что в мире существуют две общности:

1. град Божий – церковь, т.е. мир, где живут богобоязненные и богопослушные люди. Град основан на любви к церкви и Богу и стремится к общей пользе и справедливости

2. град земной – светское государство, которое основано на любви к себе, на насилии, разбое и принуждении.

Неизбежно столкновение двух градов.

Чтобы государство оправдало свое существование оно должно служить церкви и помогать утверждать на Земле ее идеалы.

Фома Аквинский. Его работа «О правлении властителей» (13 в н.э.). Он сторонник общественного неравенства и эксплуатации. Считал, что они установлены Богом, а рабство – наказание за грехи. Божьей воле он приписал и существование монархии, которую и защищал. Проводит идею верховенства церковной власти. Папу Римского считает наместником Христа на Земле, которому как вассалы должны повиноваться все светске государи.

Марсилий Падуанскийвыступил против ярых притязаний духовенства на светскую власть: законы он разделил на:

- юридические – регламентируют светскую жизнь

- религиозные – не имеющие отношения к земной жизни.

Наши рекомендации