Становление и развитие политической мысли в России. Политика и власть как общественные явления

1. Возникновение и формирование политической мысли в XI – XVI веках (Иларион, Филофей, Н.Сорский, И.Волоцкий, И.Грозный, А.Курбский и др.).

2. Политическая мысль на этапе становления и укрепления абсолютизма: (XVII – первая половина XIX века, основные идеи, персоналии, направления)

3. Политические идеи второй половины XIX – первой половины ХХ века: основные идеи, имена, направления.

4. Основные концепции и функции политики. Понятия «политическая сфера», «политический процесс», «политический институт».

5. Власть как центральная категория политологии. Сущность, функции и ресурсы политической власти. Типология власти.

6. Легитимность и легальность политической власти.

7. Основные концепции распределения политической власти в современном обществе.

*Примечание: форма проведения занятия – семинар – « круглый стол».

Семинар с использованием метода «круглого стола» разновидность диалога.

Он требует от преподавателей и/или привлекаемых для проведения занятий специалистов-практиков реализации принципа коллективного обсуждения проблемы, умения соединить элементы коллективного обсуждения проблемы, умения соединить элементы доказательства и убеждения в ходе дискуссии с последующим подведением итогов.

Формируемые компетенции: ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-9, ОК-10

Семинар №3

Политические системы и политические режимы современности

1. Системный подход к изучению политики. Теория политических систем Д.Истона, Г.Алмонда. Функции политической системы.

2. Понятие политического режима и их типология.

3. Особенности демократии как политического режима. Концепция полиархии Р. Даля.

4. Тоталитаризм как политический режим.

5. Авторитарный режим и его особенности.

6. Особенности политической системы и политического режима в современной России.

7. Общество и государство: типы взаимодействия Понятие и основные характеристики гражданского общества.

8. Понятие и типология государств. Формы правления, формы государственного устройства.

9. Правовое государство и его характерные черты.

10. Проблемы становления гражданского общества и правового государства в России.

*Примечание: форма проведения занятия – семинар – « круглый стол».

Семинар с использованием метода «круглого стола» разновидность диалога.

Он требует от преподавателей и/или привлекаемых для проведения занятий специалистов-практиков реализации принципа коллективного обсуждения проблемы, умения соединить элементы коллективного обсуждения проблемы, умения соединить элементы доказательства и убеждения в ходе дискуссии с последующим подведением итогов.

Формируемые компетенции: ОК-4, ОК-8, ОК-9, ОК-10

Семинар №4

Политические партии и партийные системы, группы интересов и лоббизм в политике, проблемы политического участия. Политические элиты и лидерство. Политическое сознание и политическая культура.

1. Возникновение, сущность, функции и типология политических партий.

2. Понятие партийной системы. Разновидности партийных систем.

3. Особенности становления политических партий и партийной системы в России.

4. Группы интересов в политике. Лоббизм как политический институт. Лоббизм в современной российской политике.

5. Понятие «политическое участие». Формы и типы, факторы и мотивы политического участия

6. Понятие, сущность и функции, типология политической элиты.

7. Политическое лидерство: понятие и функции, типы политических лидеров.

8. Политические элиты и лидерство в современной России.

9. Политическое сознание и политические идеологии современности.

10. Понятие и типология политической культуры. Политическая культура в современной России: традиции и современность.

*Примечание: форма проведения занятия – семинар - дискуссия – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы; обеспечивает активное включение учащихся в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.

Формируемые компетенции: ОК-3, ОК-4, ОК-8, ОК-9

Наши рекомендации