Становление политической мысли в России и Белоруссии.

В период ВКЛ развитие политической мысли осуществлялось под влиянием идей Возрождения. Гуманистическую, свободолюбивую традицию в ней заложили Ф. Скорина (ок. 1490 – не позднее 1552) и М. Гусовский (ок. 1470–1533). Они – поборники свободы, любви к Родине, мира, дружбы и единения народов. Ф. Скорина первым из мыслителей Беларуси рассмотрел проблемы соотношения права и закона. Он проповедовал равенство всех перед законом, справедливость суда.

В период Речи Посполитой, в условиях усиления социального и национально-религиозного угнетения, политическая мысль Беларуси обращается к выяснению исторического пути белорусов, отражает их стремление к единению с братским русским народом. Идеи единения трех восточнославянских народов получают обоснования в произведениях А. Филиповича (1597–1648), С. Зизания, С. Полоцкого (1629–1680), Г. Конисского (1717–1795).

Главной особенностью политической мысли Беларуси периода Российской империи является ее революционно-демократическая направленность. В этом русле рассматривался крестьянский и национальный вопросы К. Калиновским (1838–1864), Ф. Богушевичем (1840–1900), А. Гуриновичем (1869–1894). Кроме того, они подчеркивали самобытность белорусского народа, его языка. В начале ХХ в. этим традициям следовали А. Пашкевич (Тетка) (1876–1916), М. Богданович (1891–1917), Я. Купала (1882–1942), Я. Колос (1882–1956) и др. В политической мысли Беларуси этого периода велась борьба с западноруссизмом, течением, отрицавшем самобытность белорусского этноса, его культуры. Представители этого течения считали Беларусь составным элементом России, а белорусов славянским племенем, органично входящим в состав русского народа.

В России возникли политическиеидеи, ярко выражавшие своеобразие как российской политической практики, так и политической культуры, и сами оказавшие мощное воздействие на развитие мировой политической мысли. Генезис этих идей связан с именами Н.Г. Чернышевского, B.C. Соловьева и В.И. Ленина.

Н.Г. Чернышевский (1828—1889) оказал мощное влияние на становление идей общинного социализма, доказывающих возможность перехода от феодального общества к социалистическому минуя капиталистическую стадию общественного развития. Основу осуществления социализма он видел в общинном устройстве крестьянской жизни в России, характеризовавшейся совместным землепользованием, традицией коллективного обсуждения и решения общих дел, запрещением купли и продажи земли. Практическая реализация такой возможности связывалась Н.Г. Чернышевским с деятельностью организации революционеров, их активной борьбой за радикальное переустройство общества. Эти идеи повлияли на формирование идеологии и политической практики народничества (его наиболее видными представителями были П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский).

Характерные черты народнической идеологии:

— критическое отношение не только к российскому феодализму, но и к европейскому капитализму;

— идея общинного социализма — переход к обществу без классов, эксплуатации и государства осуществляется минуя капитализм, посредством использования коллективистских традиций, общинной организации крестьянской жизни;

— наличие “критически мыслящей личности” — ведущего начала политической жизни. Именно благодаря ее активности происходит обновление форм социальной организации, она ведет за собой массу;

— политическим инструментом воздействия личности (героя) на массу служит организация революционеров, политическая партия, методы деятельности которой народники, в зависимости от их революционного темперамента, представляли весьма многообразно: от пропаганды до террора.

В русской религиозной философии, представленной именами B.C. Соловьева (1853—1900), В.В. Розанова (1856—1919), С.Н. Булгакова (1871—1944), Н.А. Бердяева (1874—1948), была разработана идея соборности как принципа устройства жизни социальной общности, противоположного индивидуализму, материализму и анархизму.

Политические аспекты идеи соборности:

— провозглашение антииндивидуализма и антиутилитаризма в качестве единственно возможных и естественных оснований общественной жизни и ее политической организации;

— государство рассматривается как посредник между церковью и материальным обществом, оно охраняет нравственный мир человека, но не вмешивается в него;

— нераздельность нравственности и политики, своеобразный “антимакиавеллизм и антилиберализм”, т.е. невозможность сведения сферы мотивации политической деятельности только к интересам и потребностям.

Крупнейший последователь К. Маркса, под руководством которого политическая теория научного коммунизма стала реальностью, В.И. Ленин (1870—1924) обосновал идею о том, что политическая партия является важнейшим инструментом завоевания политической власти рабочим классом.

Он подчеркивал значение просвещения рабочего класса интеллигентами и профессиональными революционерами для его превращения в решающую силу политической борьбы.

Ленин рассматривал социальную революцию не как хаотичный взрыв, а как процесс, которым можно управлять политическими методами, однако явно преувеличивал роль и возможности насилия в общественной жизни (“все великие вопросы в жизни народов решаются только силой”).

Наши рекомендации