Взаимосвязь политики и идеологии.

Понятие политического режима.

Термины «политическая система» и «политический режим» характеризуют политическую жизнь с разных сторон: «политическая система» выявляет характер связей с внешней средой, механизм принятия и реализации властных решений, а «политический режим» определяет средства и методы реализации общезначимых интересов, выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида.

.Политический режим- это функционирующая в рамках политической системы совокупность структур власти, которая характеризуется конкретно-историческими формами, образом правления, а также методами и средствами осуществления правящими кругами своей политической власти.

В самом общем виде, используя критерий средств и методов, применяемых государством при осуществлении власти, все политические режимы можно подразделить на три основных типа: демократический, тоталитарный и авторитарный.

В свою очередь, при типологизации режимов в рамках демократии ключевое значение имеет соотношение или конфигурация властных институтов, что определяется разделением властей. В системе диктатуры, то есть в диктаторской политической системе такой критерий не подходит, поскольку здесь вообще отсутствует реальное разделение властей. По этому критерию в современной диктаторской политической системе различаются авторитарные и тоталитарные режимы. Внутри последних существует целая гамма особенностей, модификаций. Например, в рамках тоталитаризма различаются большевистский, нацистский и фашистский режимы. В авторитаризме тоже можно различить режимы с большей или меньшей жесткостью или «либеральностью» в организации властной вертикали.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБ-ВО

Гражданское общество – это системы самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и межличностных отношений, которые создают условия для самореализации индивидов и отдельных коллективов. Благодаря гражданскому обществу выражаются и реализуются частные интересы и потребности, в то же время, как государство выражает общественные (общечеловеческие) интересы. Гражданское общество включает семью, культурные ценности, средства массовой информации, церковь, научные, профессиональные и другие объединения, ассоциации и организации.

Основы гражданского общества следующие: экономические – многоукладность экономики, разнообразие форм собственности, регулированные частные интересы; политическая сфера – децентрализация властных полномочий, разделение властей, политический плюрализм, доступность граждан к участию в государственных и общественных делах, приоритет закона и равенство всех перед законом; в духовной сфере – отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести, слова, печати, цивилизованность, высокая духовность и нравственность всех членов общества.


Сущность гражданского общества сводиться к тому, что в нем каждый человек имеет право найти себе дело по душе, в котором он мог бы иметь успех. Гражданин появляется в обществе тогда, когда он раскрывается, как субъект властных прав, своих законных полномочий. Поэтому гражданское общество – это совокупность свободных, внутренне самостоятельных участников общего творческого процесса, который охватывает все сферы человеческой жизни и деятельности: экономику – производство; политику – законотворчество; духовность – культуру.

32. Институты государственной власти.Гос. власть эффективно выполн. свои ф-ции там, где реализован принцип ее раздел.назаконодат. (парламент),исполн. (глава гос-ва и пр-во),судеб. (система судов).Законодат. власть. Высшим законод. и представ.органом гос-ва явл. парламент. Парламент бывает однопалатным и двухпалатным. Нижняя палата парламента избир. народом и ответственна за реш. всех повседневных вопросов внутр. и внеш. политики. Верхняя палата выступает экспертом работы нижней, рассм. принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции. В РБ законод. власть, наряду с парламентом, принадл. также избирательному корпусу и Президенту. Глава гос-ва вправе издавать декреты, имеющие силу закона.Для эффект.работы парламента необходимы след. условия: высок. ур-нь образованности членов парламента; работа парламентариев должна быть организов. на профес. основе; необходима определ. структура парламента (его палат). Основ.элементом в каждой из палат явл. комиссии и комитеты, разрабатыв. основы закон-ва. Осн. ф-ции парламента: Законотворческая, Представительская, Ф-ция обратной связи, Формир. бюджета, иногда выделяют налоговые полномочия, Формир. гос. органов, Контроль над дея-тью прав-ва, Внешнеполит. ф-ции.Исполнительная власть. К исполнит.власти относятся глава гос-ва ( монарх, президент), прав-во во главе с председателем (премьер-министр, канцлер и т.д.). Правительство – это исполн. власть, кабинет министров, управляющ. повседневными делами страны. Осн. ф-ции главы гос-ва: представительc; полномочия в области гос. управления;полномочия в законод. сфере;в военной сфере; в области правосудия.; в сфере личн. статуса; в сфере госбезопасн; чрезвычайные; в эконом. сфере.В РБ Судебная власть. Суд – это орган, кот.применяет гос. санкции. назнач. наказание за наруш. общеобязательных правил, установл. гос-вом. Осн. ф-ции: наказание за наруш. гос. предписаний; рассм. споров и конфликтов между гос-вом и гражданином; разреш. конфликтов между гос. структурами: между субъектами федерации; местными органами власти, центральными органами власти.

33.Партия как политический институтПолит ПАРТИЯ – организов группа единомышленников,представл интересы опред части народа и ставящие своей целью их реализацию путём завоевания госвл или участия в её осуществлении. Признаки ПП: -целью явл завоевание вл(отлич от др общ орг-ций),-общность интересов(партия это всегда носитель идеологии или особого видения мира),-устойчивая орг-ция,имеющая программу и устав,а также имеющая свою организацстр-ру,-старается обеспечить себе поддержку народа,-связь с опредклассом,соц слоем или группой,т.е. наличие соц базы. ФУНКЦИИ ПП: -разработка и определ своего полит курса,что тесно связано с разраб полит доктрин,-полит социализ граждан,-проведизбират кампаний,-формир полит элиты,-формир обществ мнения,-участие в б-бе за вл и её осуществление,-осущ контр над вл. Развитие ПП(3 этапа): 1. Аристократическая группировка(с античности) 2. Полит клуб(к17-1пол19вв)-возникали на базе парламента или прогресс издательств или законсперир союзов или на базе аристокр группировки. Союзы от группиротлич крепостью идеолог связей,более широкой соц базой, клубы действ в и вне парламента 3. Массовые полит партии(2 пол 19в)

34.Правовой статус политических партий. (ПП)

Важнейший принцип, определяющ. правовой статус ПП в демокр. гос-ве - принцип равноправия - все ПП имеют равные права и обязанности. Предоставляемые ПП права должны обеспечить им свободу деятельности и выполнение предусмотр.законом общественных задач, и гарантировать существование и нормальное функционир. многопартийной системы.

Права и обязанности ПП в РБ.

ПП со дня их государственной регистрации имеют право:-свободно распространять информацию о своей деят-ти, пропагандир. свои идеи, цели и решения; -пользоваться гос-ными СМИ в порядке, установленном законодательством;-учреждать собственные СМИ и осуществлять издательскую деятельность;-проводить собрания, митинги, демонстрации и др. массовые мероприятия;

-защищать права и законные интересы, представлять законные интересы своих членов в государственных органах и иных организациях;-участвовать в выборах;-поддерживать связи с другими политическими партиями, союзами, др.;-создавать союзы.

ПП обязана:-соблюдать Конституцию РБ, законы и иные нормативно-правовые акты;- допускать должностных лиц Министерства юстиции и соответствующих управлений юстиции к участию в мероприятиях, проводимых в уставных целях, предоставлять по их просьбе информацию по вопросам ее уставной деятельности;-не менее чем за семь дней извещать Министерство юстиции о заседании своего высшего органа;- в случае изменения юридического адреса в месячный срок представить в Министерство юстиции все документы, необходимые для гос. регистрации изменений и дополнений, внесенных в устав полит.партии;-предоставлять инф. о численности полит. партии, ее организационных структур.

35.Становление многопартийности в Республике Беларусь.

Процесформир. многопартийности в Беларуси, как и в других республиках бывшего СССР, был обусловлен: кризисом экономич. и полит.системы советского общества, развалом СССР и падением авторитета КПСС, снижением влияния коммунистической идеологии; непригодностью однопартийной системы; усилением социал-демократических и либеральных идей; провозглашением суверенитета РБ и дискуссиями о выборе путей развития.В условиях общественного подъема начала 90-х гг., сложных социально-экономических процессов, противостояния власти и оппозиционных сил создавались полит.партии различных идеологич. направлений, формировалась многопартийность. Принятие Закона «О политических партиях» в 1994г. позволило обозначить место полит.партий в полит. сист. РБ, их права и условия деятельности; узаконить финансовые и материальные источники партийных структур; зафиксировать принципы взаимоотношений партий с органами государственной власти; обозначить основные аспекты их участия в избирательных кампаниях, в деятельности представительных и законодательных органов; регламентировать процедуру ликвидации полит.партии. Партии, поддерживающие политику президента: Аграрная партия, Белорусская социально-спортивная партия, Коммунистическая партия Белоруссии,Либерально-демократическая партия, Белорусская патриотическая партия. Оппозиционные партии: Партия БНФ, Партия «Белорусская социал-демократическая Громада», Объединённая гражданская партия,Белорусская партия объединённых левых «Справедливый мир», Консервативно-христианская партия — БНФ, Белорусская социал-демократическая партия (Громада), Белорусская партия «Зелёные».

36.Партийные системы.(ПС)

ПС-совокупность устойчивых связей и отн-ий партий разл. типа др с др, а также с го-вом и иными институтами власти. 1. Многопартийные системы: а)уклад-многопарт раздробленность: -партий в стране много,-не менее 3 проходят в парламент,-ни одна из них не явл правящей. ‘+’-большая возможность выбора у населения разл программ, ‘-’-неустойчивая работа правительства,сложности в работе парламента,выбор избирателей иллюзорный. б)уклад с доминир партией: -партий много,-одна из них явл правящей в усл острой конкурентной б-бы. ‘+’-стабильная работа правительства,стабильностьполит системы, ‘-’-трудно другим полит силам прийти к власти. 2. Двухпартийные системы: а)уклад двухпартийности: -партий много, 2 из них настолько сильные что поочереди стан. правящими(США, Великобритания) ‘+’-стабильность полит сист,стаб работа парлам. и правит-ва, ‘-‘-др полит силы лишены возм прийти к вл. б)уклад «двух партий с половиной»: партий много, 2 из них сильные,но ни одна из них не сильна настолько чтобы стать правящей,для формирования правительства одна из сильных партий должна войти в коалицию с третьей партией.Это третья партия играет роль баланса, чья поддержка обеспечивает перевес одной из ведущих партий(ФРГ). ‘+’-стабильность об-ва,стаб раб парл,естьвозм прийти к влдр полит силам, ‘-‘нет. 3. Однопартийная система: характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. В однопартийной системе нет политической конкуренции. Правящая партия не допускает рядом с собой других претендентов на власть. Хотя, при авторитарном режиме возможно легальное существование, наряду с господствующей и других политических партий. При тоталитарном режиме действует только одна политическая партия, другие распущены или запрещены. '-' открыт нарушение прав ч-а, сращивание партии и госуд органов.

37.Сущность и структура политического процесса.

Политология изучает не только политические институты,но и процессы выработки и принятия политических решений, взаимодействия правительства, парламентов, партий и других политических сил. Политический процесс выступает как результат взаимовлияния групп, как действия правительства и их влияние на состояние общества. Полит.процесс – форма функционирования полит. системы общ-ва, совокупность действий субъектов политики по осуществлению своих специфических функций в сфере власти. СТРУКТУРА: -субъект,носитель власти(должен необходимо выбрать цель, обосновать ее);-объект,который должен быть создан или достигнут как цель процесса;-средства,методы,ресурсы(знание, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение),исполнители процесса(должны отвечать поставленным перед ними задачам и владеть соответствующими средствами, знаниями, навыками). В процессе осуществления различных политических проектов формируется политическая жизнь страны.Исход политического процесса зависит от совокупности факторов, как внутренних так и внешних. Политический процесс можно условно разделить на 5 стадий:формирование политических приоритетов, выдвижение политических приоритетов,формулирование политических проблем,приведение в действие принятых решений,оценка результатов политических решений.

38.Политическая модернизация.

ТЕОРИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ-совокупн. разл схем и моделей анализа,кот. описывает и раскрывает динамику преодоления отсталых трад. гос-в.Этапы развития: 1)Сначала ТМ восприним как копирование западных устоев во всех сферах жизни.считалось нужным перенять цен-тисвободы,индивидуализма,также способы легитимизации власти. 2)70-1пол80хгг стали счит. что переход к соврем. об-ву во многом зависит от социокультфакторов.Модерн. может осуществ. толко при изменении цен-ых ориентаций широких соцслоёв.Перех. к модерн. стал рассм как переход при кот сохр приоритет универсальных критериев разв,ноглавн упор делается на нац форму их реализации. А)либеральное напр-е: для успешного разв страны важен значит слой среднего класса и высуробр-ия населения. Полит разв будет зависеть от диалога м-у полит элитой и населением. Б)консервативное напр-е: порядок-ведущий критерий для осущпреобразований.М может происх и при сохр автор режима,поддерживающего порядок. Варианты развития: -широкая либерализация-правящая элита в силу своих цен-ых ориентаций начинает широкие преобразования в об-ве,-частичная либерал-власть сохр за собой осн рычаги управления и частично перераспределяет власть в пользу оппозиции,-тупиковая модерниз-правит предлаг оппозиции начать диалог по интересующим проблемам,он начинается и на оппозицию обрушив репрессии, устанавл ещё более жесткий авторит режим,-революц вариант: народ не доволен,начинаются д-я и исход непредсказуем. 3)2пол80гг20в Модернизация-сохрантрад-ти,самобытности,предполагает не искоренение трад-ти,а развитие с использтрадиции,при кот именно трад предопределяет сам хар-р модернизац процесса и явл его стабилизирующим фактором.В рамках данной концепции не отриц универсальность обществ и полит разв,но в ней принцип универсализма сочет с самобытностью,с необходим более внимательного отнош к традиц потенциалу восточных обществ,социокульт специфика кот имеет более глубокие цивилизкорни,чем Запад.

39.Понятие и сущность политической деятельности.(ПД)

ПД–индивид и групповая,спонтанная и организованная деят-ть обществ субъектов, направленная на реализацию своих интересов и идеалов в полит сфере.Складывается из полит действий.Полит. действия–конкретные акции,поступки предпринимаемые полит субъектом,с целью вызвать определённые полит последствия. Полит. действия классифицир: 1.Революция и контрреволюция,приводящая к смене правящего класса и к кардинальному изменению соц-эконотношений.Чаще всего революция заканчивается контрреволюцией.Контррев–реакция свергнутого класса на револ,борьба за свержение новой власти и восстановление прежнего строя.2.Реформа-инновация–сознательная деят-ть,направл на улучшение соц-эк. строя при сохр. власти господствующего класса.Реформы могут быть неудачными,но т.к они медленные и постепенные,всегда можно вернуться назад и изменить что-л.3.Полит перевороты,приводящие к персональным изменениям правящей элиты:-Гос. переворот (совершается правящей элитой.Одни отстраняют от власти других)-Путч–неудавшаяся попытка гос переворота.-Дворцовый переворот–представители ранее правящей династии отстраняет от власти нынешнюю правящую династию(или часть нынешней правящей династии).-Военный переворот–военные свергают господствующий класс и устанавл своё правление.Классификация полит деят-ти по хар-ру осуществляемых действий:1– позитивная(осуществление деят-ти для достижения результата), -негативная (сознательно не предприним. к-л действия,с целью достиж. определ рез-та)сознательно не пойти на выборы–сорвать их.2– конструктивная(для созидания), - деструктивная (направленная на разруш.) террористическая деят-ть.3– стихийная, - организованная(выборы)4–институциональная (регулир. посредством институтов) выборы.5- прямая (непосредств. давление граждан на органы власти)через митинги,забастовки.

40.Политическое поведение и участие.(ПП, ПУ)

ПП - субъективно мотивирован процесс осуществления политиком того или иного вида полит.деятельности, обусловленный потребностями реализации его статусной полит. позиции, ориентациями и установками.ПП – многоаспектный процесс, предполагающ. полит. участие и определенный уровень полит. активности. Особенности ПП складываются под влиянием различных факторов, имеющих индивидуальную и групповую природу,и относящихся к характеристикам полит. устройства той или иной страны и ее полит. культуры. ПУ - вовлеченность членов данной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой основе в процесс политико-властных отношений. В демокр. общ-ве это участие – всеобщее, свободное, инициативное и действенное в решении вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан. Авторитарный режим часть населения полностью или частично отстраняет от участия в политике. Тоталитарное общество стремится мобилизовать массы на ритуальные действия поддержки режима. Граждане вынуждены под страхом наказания и эконом.санкций идти на митинги, демонстрации, организуемые правящей элитой. ПУ выражается в 2 осн. формах: прямой и опосредованной. Прямое-в рамках небольших полит.общин, где массы на собраниях принимают решения большинством голосов. Оно характерно для местного управления и самоуправления, осуществляемого гражданами через местные Советы депутатов, местные референдумы, собрания и др. При опосредованном участии массы выбирают своих представителей для осуществления полит.власти. Типы:- реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от полит.системы, не связанная с необходимостью участвовать в каких-либо действиях;- участие в делегировании полномочий (выборах). Это электоральное поведение;- участие в деятельности полит. и иных организаций;- выполнение полит.фу-ций в рамках государствен. и иных полит. институтов, в том числе в оппозиционных партиях и т.д.

Понятие политической элиты.

"Элита" (от фр. elite - лучший, отборный) вошел в научную терминологию на рубеже XIX-ХХ вв. Это высший, относительно замкнутый по численности слой общества, контролирующий его основные экономические, политические и культурные ресурсы.

При рассмотрении элиты оперируют двумя терминами: "политическая элита" и "властвующая элита". Наиболее емким является понятие "властвующая элита": это все группы, которые могут и реально оказывают влияние на власть.Властвующая элита состоит из: 1)экономическая элита - группа людей, которая контролирует главные экономические ресурсы общества, 2)военная элита - генералитет и высшее офицерство, 3)бюрократическая элита - чиновники государственного аппарата, 4)собственно политическая элита -руководители, членов правительства, депутатов законодательного органа.Элита - это определенная группа общества, которая концентрирует в своих руках государственную власть и отвечает за выработку стратегии развития всей системы.

Классическая теории элит.

1)Есть несколько теорий относительно природы элит. Основные из них были выдвинуты и сформулированы в начале XX в. Одним из родоначальников теории элит Вильфредо Парето, сформулировавший ее в работе 'Трактат о всеобщей социологии" основные положения: •все общество делится на управляемых и неуправляемых; •управляющие сохраняют свою власть с помощью гибкости, хитрости, силы, убеждения и готовности использовать насилие для подавления оппозиций. Теория элит по Парето включает две основные классификации: - элита "лисы"(хитрость, изворотливость и стремление поддержать свою власть "пропагандой") "Лисы" находятся у власти при демократических режимах. Они достигают согласия с помощью политических интриг; -элита "львов",(смелость, решительность, предпочтение насилия.) Политические изменения осуществляются путем смены элит ("циркуляции элит"). Изменения происходят тогда, когда элиты становятся психологически непригодными, чтобы управлять. 2)Теория Гаэтано Моска в работах "Правящий класс" и "Основы политической науки". В соответствии с его теорией общество всегда будет управляться элитами. Элита регулирует политическую и экономическую жизнь, непременно владеет определенными ресурсами и атрибутами власти, высоко ценимыми в обществе. 3)Теория Роберт Михельс. Он обосновал закон "олигархии", провел исследование по проблемам политических партий и сделал вывод о том, что демократия невозможна по следующим причинам: массы разрозненны, неорганизованны и неспособны к коллективным действиям без руководства со стороны, ещё рядовые члены общества не могут кон тролировать действия лидера. По этой причине демократия неэффективна и общество, как и другие организации, находится над господством олигархии.


43.Сущность политического лидерства.

Политический лидер – это наиболее авторитетный член организации, группы, общества, влияние которого позволяет ему играть существеннуюроль в политических процессах. Политический лидер стимулирует ход политического процесса, способен оказывать воздействие на политические события, жизнь в целом. Характерные черты политического лидерства: -острый ум, политическая интуиция; - организаторский талант, ораторские способности;- политическая воля, готовность брать на себя ответственность-

- популярность, умение нравится людям, завоевывать их симпатии; С понятием «лидер» тесно связано другое понятие – «лидерство». Это взаимодействия лидеров и ведомых. Главными составные части:способность лидера точно оценивать ситуацию, найти правильное решение стоящих задач, воздействовать на умы и энергию людей в целях мобилизации их на выполнениеэтого решения. Во-вторых, лидерство предполагает, что ведомые принимают решения и действия лидера, добровольно подчиняютсяему.

Факторы, определяющие характер политического лидерства: 1) личностные черты;2) инструменты осуществления власти; 3) ситуация, в которой осуществляетсялидерство.

44.Типы и функции политического лидера.

1. Типология лидерства по М. Веберу – в зависимости от идеальных типов господства: традиционное – основанное на вере в святость традиций, устоявшихся обычаев, на привычке; легальное – основанное на убеждении в законности и рациональности существующего порядка; харизматическое – основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, в наличие у конкретного лидера исключительных качеств. 2. Типология лидерства по Г. Лассуэллу – в зависимости от склонности лидеров к определенной модели поведения: агитационное – воздействующее силой слова, ораторским искусством, личным примером; организационное – влияющее на политический процесс посредством использования возможностей структуры, организации; теоретическое – воздействующее силой интеллекта, логики.4. Типология лидерства по Р. Такеру – в зависимости от целей лидеров и от воздействия на общество: консервативное – базирующееся на обосновании необходимости сохранения общества в его имеющемся, современном виде; реформаторское – стремящееся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного изменения, прежде всего властных структур; революционное – ставящее целью переход к принципиально иной общественной системе, к качественно новой ситуации.По характеру деятельности лидера различают: универсальное (постоянно проявляющееся качество лидера) и ситуационное (проявляющееся в определенной ситуации).По используемым лидерами методам управления обществом: демократическое – выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению; авторитарное – предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на жестком централизме, властных и силовых методах.По содержанию лидерство политическое делится на творческое и исполнительное.В зависимости от субъектов может быть индивидуальное и групповое политическое лидерство, в зависимости от объекта – общенациональное, партийное, территориальное и т. п.

По отношению к власти выделяют правящее и оппозиционное лидерство.В зависимости от срока действия политическое лидерство может быть временное и постоянное.

Функции лидерства: социально-организационная (интегративная) – организация и управление, мотивация и интеграция в единую социальную общность; культурно-организационная (социокультурная) – социализация ценностной ориентации людей; нормативно-регулятивная – координация и регулирование политических интересов.

Виды избирательных систем.

В современном мире существуют два типа избирательных систем - мажоритарная и пропорциональная. Каждая из этих систем имеет свои разновидности.

Мажоритарная избирательная система ведет свое название от французского слова majorite (большинство), и уже само название этого типа системы в значительной степени проясняет ее сущность победителем и, соответственно — обладателем соответствующего выборного поста становится тот из участников предвыборной борьбы, который получил большинство голосов избирателей. Мажоритарная избирательная система существует в трех вариантах: 1)мажоритарная система относительного большинства, когда победителем признается тот кандидат, который сумел получить голосов избирателей больше, чем любой из его соперников; 2)мажоритарная система абсолютного большинства, при которой для победы необходимо набрать более половины поданных на выборах голосов (минимальное количество в этом случае составляет 50% голосов плюс 1 голос);3)мажоритарная система смешанного или комбинированного типа, при которой для победы в I туре необходимо набрать абсолютное большинство голосов, а, если этого результата не удается добиться ни одному из кандидатов, то тогда проводится II тур, в который выходят уже не все кандидаты, а только те два, которые в I туре заняли 1-е и 11-е места, и тогда во II туре для победы на выборах достаточно получить относительное большинство голосов, то есть набрать голосов больше, чем конкурент.

Вторым типом избирательной системы является пропорциональная система. Уже само название в значительной степени способно прояснить ее суть: депутатские мандаты распределяются прямо пропорционально поданному за ту или иную политическую партию количеству голосов избирателей. Пропорциональная система имеет ряд существенных отличий от описанной выше мажоритарной системы. При пропорциональной системе подсчет голосов избирателей проводится не в рамках одномандатного округа, а по многомандатным округам.

Политическая культура.

Вкомплексе явлений духовной жизни политическая культура —сложное производное от понятия «политика» как сферы человеческой деятельности, связанной с властью и отношением к ней.

Политическая культура может рассматриваться как в широком, так и в узком смысле этого понятия. В широком смысле политическая культура — умение человека или постепенно сложившийся у него навык понимать механизм взаимодействия политических сил в обществе, способность индивида использовать этот навык для анализа происходящих событий и применять его в своей повседневной социальной ориентации. Такое широкое понимание политической культуры предполагает наличие у человека определенных убеждений и политических взглядов, что, в свою очередь, предполагает его активное участие в политике и наличие опыта в политических действиях.

От политической культуры людей, определяемой национальным характером, эпохой, событиями и т. п., во многом зависит построение государств и успехи их национального развития, что, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на общество и индивидов.

На протяжении своей истории каждый народ формировал характерную только для него систему ценностей. В зависимости от нее народы отличаются представлениями о том, как должна функционировать оптимальная политическая система, каковы права и обязанности гражданина перед обществом. Этот свод верований, символов и ценностей предопределяет политическую культуру наций. Еще в прошлом веке психологи предприняли попытку построить теорию национального характера, разобраться, почему американец ведет себя иначе, чем немец, в нашем случае — белорус иначе, чем украинец, с чем связаны эти различия — с врожденными чертами или с воздействием среды.

Политическая культура всего общества (или в широком смысле) формируется в конкретных исторических условиях, причем неравномерно и противоречиво. На ее формирование оказывают влияние революции, войны, кризисы, характер внешних отношений, угроза извне, развитие культурных процессов в целом и другие факторы. При этом в качестве политических субъектов выступают государство, политические партии, средства массовой информации. К неполитическим субъектам относят семью, школу, церковь, деловые круги, культурную элиту общества.

Политическая социализация

Политическая социализация - это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. В результате процесса политической социализации индивиды и группы приобщаются к определенной политической культуре, что, в свою очередь, способствует обеспечению и поддержанию стабильности политической системы. Содержанием политической социализации является приобщение человека к нормам и традициям определенной политической системы, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.

Политическая социализация выполняет ряд важнейших функций: 1) определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет постичь индивид через политическое участие; 2) формирует представления о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации; 3) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе; 4) вырабатывает определенное отношение к политической символике; 5) формирует способности к познанию окружающего мира; 6) формирует убеждения и отношения, являющиеся “кодом” политической жизни.

Выделяются различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация -это непосредственное приобретение политических знаний и установок. Косвенная социализация - это своего рода “проекция” черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические установки. Так, например, установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в ранние периоды жизни, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т.п.).


49. Политическая коммуникация — процесс передачи политической информации, благодаря которому она циркулирует от одной части политической системы к другой и между политической системой и соц.системой. В западной литературе выделяется три основных способа полит.коммуникации: Коммуникация через ср-ва массовой информации, включающая в себя печатные ср-ва (пресса, книги, плакаты и т.д.), электронные ср-ва (радио, телевидение и т.д.); Коммуникация через организации, когда полит.партии или группы давления служат передаточным звеном между правителями и управляемыми;

Коммуникация через неформальные каналы.

Первостепенное значение для политики имеют массовые информационно- коммуникационные процессы. На этом уровне организации информационных отношений прежде всего действуют политические агенты, специально подготовленные для взаимодействия с общественным мнением. Как правило, к ним относят: официальные институты государства (представленные их лидерами и руководителями, а также информационными отделами по связям с общественностью); государственные (национальные) средства массовой информации (СМИ); независимые и оппозиционные СМИ; корпоративные структуры (органы партий, общественных объединений, профессиональные политические рекламные агентства и др.); зарубежные СМИ.

Внешняя политика.

Внешняя политика - это разновидность политики, регулирующая отношения государства с другими государствами и народами, которые обеспечивают реализацию его потребностей на международной арене. Сущность внешей политики состоит в способности государства отстаивать национальные интересы. Внешнеполитические интересы имеют следующую структуру:
1. Интересы различных социально-политических сил;
2. Национальные интересы;
3. Общечеловеческие интересы.
Национальные интересы - это общие потребности всего общества, а именно безопасность и целостность государства, защита суверенитета, укрепление позиций на международной арене, создание благоприятных внешних условий для внутреннего развития и повышения уровня жизни населения. Возможности осуществления интересов зависят от наличия средств соответствующего воздействия на международную систему. Различают информационно-пропагандистские (идеологические), политические, экономические, военные средства. Сегодня положение государства на международной арене всё больше определяется его экономическим потенциалом, уровнем развития науки и технологии, а также приверженностью к праву и моральным авторитетам. Также внешнеполитический потенциал зависит от геополитического положения государства, стабильности политического режима. Внешнеполитический потенциал регулирует процес преобразования интересов в цели. В настоящее время большинство развитых государств преследуют в своей внешней политике следующие цели:
• Повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства
• Обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности
• Недопустимость вмешательства во внутренние дела государства извне
• Повышение престижа и роли государства на международной арене
• Защита определённых политических и экономических позиций государства во внешнем мире.

1. Объект и предмет политической науки.

2. Методы политологии.

3. Функции и структура политического знания.

4. Этапы с

Наши рекомендации