Чем, на Ваш взгляд, различаются закрытая и открытая политические системы? Назовите страны, системы которых могли бы быть отнесены к тому и к другому типу.

Закрытая система, как это становиться по названию - отграничена от окружающего мира. Взаимодействие происходит только внутри системы между ее структурными компонентами. В противоположность закрытой системе, открытая система функционирует благодаря взаимодействию с окружающим миром. Первостепенное значение при этом имеет обмен энергией и информацией с окружающей средой, представленной системами разного калибра/ Закрытость и открытость систем бывает разной степени выраженности. Абсолютно закрытая и абсолютно открытая системы - это достаточно абстрактные понятия. Возможны промежуточные состояния: мнимо открытая и мнимо закрытая система. Мнимость проявляется в том, что обладая внешними признаками одного типа, на самом деле система относиться к другому типу. Организация, исповедующая принципы - мы сами себе все сделаем, осуществляет взаимодействие с окружающим миром. А СССР, сообщавший всем, какой он открытый, в действительности был гораздо более закрытым. И как и следовало ожидать - развалился.Основная черта действующих систем в том, что происходит изменение. Как вода течет туда, где ниже, так и все обмены происходят на основе трех принципов: 1. При обыкновенных условиях перераспределение ресурсов происходит из мест с большей плотностью в места с меньшей плотностью. 2. Производимые изменения зависят не только от количества перемешенных ресурсов, но и от разности градиентов между местами откуда и куда перемещают, и от скорости перемещения.3. Движение в обратном направлении определенного ресурса (оттуда, где меньше, туда, где больше) возможно, если в более глобальном масштабе происходит выравнивание градиентов. Закрытая система более стабильна, так как не подвержена изменениям при взаимодействии с окружением.Результатом всех перераспределений между элементами закрытой системы через определенный промежуток времени будет равномерное и однородное состояние. Наступает гибель системы. Открытая система существует не за счет стабилизации процессов, а за счет постоянного обмена со своим окружением. Особенно за счет обмена энергией и информацией. Гибкое равновесие.

53. В какой исторический период политическая наука оформилась как самостоятельная научная дисциплина? Почему это стало возможным?Несмотря на наличие достаточно широких политических исследований, вплоть до второй половины XIX в. политология развивалась без самостоятельной дисциплинарной оформленности, главным образом как учение о государстве и политико-философская теория. С этим связаны трудности в определении времени завершения процесса ее формирования. Некоторые ученые считают формальным началом политологии как самостоятельной науки образование в первой половине XIX в. правовой школы в Германии, другие же — преимущественно американские авторы — датируют ее возникновение второй половиной XIX в. и связывают прежде всего с именем Френсиса Лейбера, который в 1857 г. начал читать в Колумбийском университете курс лекций по политической теории и создал необходимые условия для открытия там же в 1880 г. сменившим его Джоном Берджессом высшей школы политической науки. В последующие годы в Америке создается целая сеть политологических учебных и научных институтов, что позволило учредить в 1903 г. Американскую ассоциацию политических наук, насчитывающую сегодня свыше 16 тысяч членов. В конце XIX — начале XX в. сам термин «политическая наука» получает признание и распространение и в Европе. В 1896 г. один из виднейших европейских политологов и социологов итальянец Г. Моска называет свой ставший позднее классическим труд «Элементы политической науки». В началеXX в. процесс выделения политологии в самостоятельную академическую дисциплину в основном завершается. Развитию политических исследований заметно способствовало создание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки, которая продолжает свою плодотворную деятельность и сегодня. Бурное развитие политической науки было сильно заторможено, а во многих направлениях и прервано после большевистской революции 1917 г. Политология стала трактоваться как лженаука, буржуазная наука и т.п. Робкие попытки создания «марксистско-ленинской политической науки» и активизации политических исследований успеха не имели. Отдельные политические проблемы анализировались в организационных рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права и некоторых других сильно идеологизированных дисциплин. Однако их познавательные, эвристические возможности были ограничены догмами официального марксизма и общим положением обществоведения как служанки власти. Отношение к политологии начало меняться лишь во второй половине 80-х гг. Сегодня, несмотря на многочисленные трудности, она постепенно занимает подобающее ей место в системе обществознания, оказывает все более заметное влияние на практическую политику, строительство демократической государственности.





54. Какие поступки кандидата отрицательно влияют на его имидж.имидж - это сконструированный образ, который может обладать любыми характеристиками, востребованными последователями. С помощью имиджа создается яркий образ политика, который запоминается. Действительно, если посмотреть на ситуацию, которая сложилась в Украине в 90-х pp. XX века, то можно отметить, что общество проявило гораздо больше внимания политикам, которые разрушили стереотипное представление о руководителе, сложившееся в советские времена, и продемонстрировали принципиально новую модель поведения (например, первый президент независимой Украины Леонид Кравчук, который стоял у истоков взлома тоталитарной системы, впервые из отечественных руководителей снял галстук и не скрывал свои человеческие слабости) - чем политикам, не сумевшим создать своего образа. На психологическом уровне общественный деятель может ассоциироваться с одним из образов: "мудрец", "герой-защитник", "верный последователь" (наследник идей другого популярного лидера), "отец нации", "слуга народа" и т.п. Массовое сознание может отождествлять политика с несколькими образами одновременно, что значительно расширяет социальную базу. Например, все вышеперечисленные образы были использованы для создания харизматического образа И. Сталина. Нынешняя ситуация нестабильности в Украине делает востребованными образы политиков, которые ассоциируются в массовом сознании с типом сильной личности (лидер-"защитник"), способным защитить население от хаоса и гарантировать общественную безопасность. Другой популярный образ - это политик хозяйственник, способен обустроить жизнь региона или страны в целом.

55.Поясните связь общей теории систем и политологии на примере категории «политическая система». Термин "политическая система" был введет в политологию в 50-60х годах XX века. Его использование отражало нарастающее понимание системного характера политики. До этого до описания властных отношений обычно использовалось понятие "тип правления", а чуть позже "система" правления. Но ее употребление сводило политику к деятельности государственных структур, выделению их в качестве главных субъектов властных отношений. До определенного момента подобное объяснение отражало реальность. Осознание сложности многомерности властных отношений, которые уже нельзя было свести только к деятельности государственных структур, привело к необходимости пересмотра господствовавших в тот период институционального и бихевиористского подходов к объяснению политики. Но была и более важная причина введения системного подхода в политологию, а именно - поиск универсальных закономерностей и механизмов, которые обеспечивали бы обществу устойчивость и выживаемость в условиях неблагоприятной внешней среды. Понятие "система" ввел в научный оборот немецкий биолог Л.Фон Берталанфи (1901-1972) в 20-х годах ХХ века для обозначениеятпроцессов обмена клетки с внешней средой. Он рассматривал систему как совокупность взаимозависимых элементов, как целостность, состоящую из "элементов, находящихся во взаимодействии". Понятие "системы" на рассмотрение общества перенес Т. Парсонс, представлявший общество как взаимодействие четырех подсистем, которые находятся в отношениях взаимозависимости и взаимообмена: экономической, политической, социальной и духовной. Каждая из подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования, которые поступают инзутри или извне, а вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом. Так, за реализацию потребностей людей в потребительских товарах "отвечает" экономическая подсистема. Определение коллективных целей, мобилизация ресурсов на их достижений, принятие решений составляют функции политической подсистемы. Социальная подсистема обеспечивает поддержание устоявшегося образа жизни, передает ее новым членам общества нормы, правила и ценности, которые становятся важными факторами мотивации их поведения.интеграцию общества, установление и сохранение связей солидарности между ее элементами осуществляет духовная подсистема. Основателем системного подхода в политической науке принято считать американского политолога Д. Истона, который определил политику как "волевее распределение ценностей". Н этом контексте политическая система представляет собой механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общест­ва и выявить механизм социальных изменений в нем.

56. Сформулируйте политический лозунг и дайте прогноз его влияния на политическую кампанию.Мастерство политика и политической организации проявляется в умении своевременно формулировать ясные и убедительные лозунги. Яркие, лаконичные, запоминающиеся лозунги помогают более эффективно решать все политические задачи: от «увлечения» масс – до выстраивания коалиций. Наиболее актуальная задача сейчас состоит в быстром формировании мощной гражданской структуры, способной вынудить нынешнюю власть либо к бескровной отставке, либо к восстановлению всех демократических институтов и существенной корректировке курса. Таким образом, «лозунговый пакет» ОГФ должен удовлетворять одновременно следующему набору требований-задач: способствовать формированию широкой и устойчивой общественно-политической коалиции; быть целостной и содержательной основой для построения дееспособной организации сторонников гражданско-либерального пути развития России; демонстрировать одновременно высший уровень политической последовательности и решительности (принципиальности) и политического прагматизма, адекватности и динамичности; быть применимым (легко адаптируемым) на всех уровнях и всех отраслях общественно-политического процесса: от федерального – до муниципального и территориального, от кабинета – до площади и двора, от геополитики – до коммунальных вопросов. С учетом изложенного, в качестве рабочей основы (ядра) представляется целесообразным использовать следующий набор актуальных политических лозунгов: Нет безграмотным антинародным реформам! За гражданское неповиновение законам, нарушающим Конституцию! За широкую и решительную коалицию всех оппозиционных сил! Да – свободной самоорганизации граждан в рамках Конституции! Требуем проведения свободных честных выборов! Долой несостоятельное и безответственное антинародное правительство! Требуем роспуска нелегитимной однопартийной думы! Президента-нарушителя Конституции – в отставку! За созыв Учредительного собрания и создание Временного коалиционного правительства народного доверия! Фашизм и тоталитаризм не пройдут! Не допустим гражданской войны! Свободу политическим заключенным!

57. Зачем приглашают на выборы международных наблюдателей? Приведите обоснование. Нормы для наблюдателей: Уважать суверенитет страны, ее законы и избирательную систему. Получить аккредитацию, прежде чем посещать избирательные участки. Профессионально и нейтрально наблюдать за выборами, не нарушая избирательный процесс. Вмешиваться лишь в том случае, когда нарушается или упускается из вида закон. Раскрыть цели и задачи наблюдения и составления отчета всем политическим сторонам, общественности и прессе.Делать отчеты точно и без преувеличений, после продолжительного наблюдения достаточного количества участков для голосования, чтобы быть уверенным в том, что отчет отражает действительность. Оставаться независимыми и нейтральными. Международные наблюдатели проводят наблюдение в странах, которые получают международную помощь для проведения выборов, а также в странах, переходящих к демократии. Международное наблюдение проводится многими международными организациями, такими как ООН, Содружество, Организация американских государств, ОБСЕ, МФИС и Международный институт демократии и содействия выборам. Международные наблюдатели выполняют следующие задачи.Обнаруживают проблемы и привлекают к ним внимание органов управления выборами и избирательной политики. Предпринимают действия для коррекции и дальнейшего устранения проблем, рассматривая решение проблемы как условие для продолжения финансирования. Публикуют отчеты о наблюдении, которые повышают достоверность и легитимность процесса.Повышают доверие избирателей, тем самым увеличивают количество зарегистрированных и проголосовавших избирателей. Облегчают труд местных наблюдателей, поднимая сложные вопросы, которые те боятся поднимать.Помогают местным наблюдателям, вскрывая факты угроз или другие проблемы, связанные с их безопасностью. Своим присутствием и действиями сдерживают желание отдельных лиц обойти систему. Предвзятые и необъективные международные наблюдатели могут поставить честность выборов под угрозу.

58. Какие функции политика выполняет в обществе? Выделите, на ваш взгляд, наиболее важные функции и аргументируйте свой выбор. Политика выполняет в общественной жизни следующие функции: 1. Выражение общественно значимых интересов всех групп и слоев общества. Выражение интересов включает в себя: а) осознание интересов; б) их оформление в идеологии; в) институализацию интересов посредством создания политической партии или общественного движения. 2. Рационализация возникающих в обществе противоречий. Достижение социальными группами своих интересов неизбежно сопровождается конфликтами между ними. Политика призвана перевести разрешение этих конфликтов в русло цивилизованного диалога. Другими словами, для достижения своих интересов можно выводить людей на улицы, переворачивать машины, бить витрины; а можно создать политическую партию, путем участия в избирательной кампании провести своих представителей в парламент и разрешать все вопросы за столом переговоров с представителями других партий в парламенте.3. Руководство и управление общественными процессами в интересах тех или иных групп или общества в целом. Руководство заключается в определении основных целей и приоритетов развития, а также в выработке путей и средств их достижения; управление представляет собой деятельность по реализации выработанных стратегических решений. 4. Интеграция различных социальных групп за счет подчинения их интересов интересам целого. Политика призвана выразить единый общенародный интерес и определить место в нем каждой социальной группы. 5. Обеспечение инновационного характера общественного развития. Это означает, что политика призвана обеспечить соответствие политических форм потребностям экономического и социального развития общества. Другими словами, политика должна создавать условия, благоприятные для экономического и социального развития. 6. Наконец, политика выполняет своеобразную человекотворческую функцию. Она заключается в том, что политика представляет собой специфическую сферу самореализации личности, т.е. позволяет человеку проявить себя как социально активное, социально значимое существо.

59. В каком состоянии, на Ваш взгляд, находится политическая система, если на «входе» преобладают требования? Каждая общественная и политическая система находится не только в состоянии равновесия, - это равновесие периодически нарушается и восстанавливается, - но и движется в определенном ином направлении. Достаточно распространенным является представление, что это движение бывает линейным и непрерывным, от низшего к высшему и характеризуется как "развитие общества". Выходит, что нам заранее известно, куда данное общество (или система) должно прийти. История однако показала, что довольно редко людям удается привести общество, если взять его в целом, к желанной и поставленной цели. Более того, можно утверждать, что практически ни одна революция и ни один крупный политический деятель не создали того общества, о котором мечтали. Опыт показывает, что любая общественная система движется, но движение это не непрерывное, а дискретное (прерывное). Оно осуществляется в форме смены большого количества этапов, каждый из которых также может рассматриваться как особое состояние, особая система. Разумеется, смена систем не является чем-то неизбежным: политические силы, политические деятели в некоторых условиях могут делать выбор, однако этот выбор должен делаться между вариантами, которые объективно возможны в данной обстановке. Осуществляя такой выбор, крайне важно прогнозировать его последствия, определив, какой же вариант в данном обществе и в данный момент наиболее благоприятен. Собственно, политика любой партии и политической системы состоит в том, чтобы постоянно делать выбор между различными реальными (или надуманными) вариантами. В каждом обществе имеет место, кроме того, движение разных типов: политическое, экономическое, идеологическое. Особенностью - как уже отмечалось - движения общества является несовпадение по фазе, а иногда и по направлению движения различных процессов: политические процессы могут идти быстрее экономических, а экономические - обгонять идеологические. Практическим результатом такого несовпадения может быть то, что прекрасно задуманная реформа, скажем, в сфере политики будет не принята и отторгнута потому, что идеологически общество к ней не готово. То же самое касается и реформ экономических. Это относится, по существу, к любому политическому решению. Принимая решение, относящееся к одной системе, важно учитывать состояние других, смежных систем. Дискретный характер движения общества означает, что это движение имеет скачкообразный характер. В рамках каждого этапа одновременно происходят и количественные и качественные изменения, которые как бы пересекаются в различных измерениях общества. Сами качественные изменения часто носят протяженный характер, а иногда осуществляются в форме частичных не всегда заметных скачков. Поэтому иногда общество вступает в новую систему, даже не осознав этого. Политический процесс можно рассматривать как совокупную деятельность всех субъектов политических отношений, связанную с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы, которая опосредует публичную власть. Объяснить структуру, организацию политического процесса - значит суметь его осмыслить, главным образом, как некую последовательность событий, чередующуюся серию определенных акций. Важно не просто различать составляющие его части (стадии), но видеть порядок их скрепления, существующие между ними взаимозависимости. Необходимо также знать, какие социально-политические типы движения имеют в нем место, сопутствуют ему, в каких формах совершается политический процесс - сотрудничество, компромисс, конфликт, борьба и так далее.

60. Сформулируйте и обоснуйте собственные рекомендации для развития государственной молодёжной политики.1.активизации работы по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность посредством: • создания специальной Школы и опорных центров для молодежи по получению навыков ведения предпринимательской деятельности, получения юридических консультаций, обучения по программе «Молодежная школа предпринимательства», на базе ведущих учебных заведений ; дальнейшего развития форм государственной поддержки молодых предпринимателей и молодых людей, начинающих собственное дело; • организация форумов и семинаров для молодежи, желающей открыть собственное дело, в том числе с привлечением успешных молодых предпринимателей); • конкурсов на лучший бизнес-проект среди молодежи. • совершенствования механизма вовлечения сельской молодежи в экономическую деятельность по производству сельскохозяйственной продукции.2.государственной поддержки развития молодежного добровольческого движения, в частности: • создание областного центра добровольчества и содействие в создании аналогичных центров на муниципальном уровне, в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; • подготовка специалистов в сфере управления добровольческой деятельностью (менеджеров, тренеров, организаторов добровольческой деятельности) на местном и региональном уровне; • создание мобильного областного волонтерского отряда для своевременного и комплексного оказание помощи;популяризация и развитие форм и программ молодежного добровольчества через освещение добровольческой деятельности в средствах массовой информации; • проведение мониторинга, обеспечение статистического учета и оценки (количественной и качественной) вклада добровольцев в социальное и экономическое развитие области;• установления компенсационных выплат и иных социальных гарантий лицам и организациям, оказывающим добровольческую помощь. 3. продолжить системную работу по организации строительства специализированных площадок и мест для развития нетрадиционных видов спорта; 3.2. системной подготовки тренеров по наиболее востребованным экстремальным видам спорта на базе образовательных, спортивных и культурно-досуговых учреждений; 4.1. совершенствования информационного обеспечения молодежной политики области путем: • создания регионального Интернет-портала; • проведения конкурсов на лучшую молодежную газету, конкурсов молодых журналистов; • создания базы данных молодежных СМИ, действующих в регионе.5.1. создания молодежных многопрофильных центров на уровне муниципальных образований и Единого центра на уровне области в целях содействия трудоустройству молодежи, получения квалифицированной помощи, обмена опытом и реализации молодежных инициатив; 5.2. формирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации молодежи и работников сферы государственной молодежной политики на базе ведущих учебных заведений Владимирской области; 5.3. увеличения финансовой поддержки молодежных общественных организаций и объединений, посредством увеличения бюджета соответствующих грантов и конкурсов. 6.2. провести работу по информированности населения области о деятельности Ассоциации: круглые столы, конференции с заинтересованными лицами, создание социальной рекламы, широкое освещение деятельности в средствах массовой информации; 6.3. провести мониторинг мнения молодежи относительно самых востребованных видов экстремального спорта, а также наиболее распространенных проблем в существующей сфере.

Наши рекомендации