Каменская Г.'В, Родионов А. Н. Политические системы современности. Учебное пособие. М, 1894 Краснов Б. И. Политические системы //Социально-политический журнал. 1995. „


тема 6

/Лямократия

как форма власти

и средство политического

процесса

Каменская Г.'В, Родионов А. Н. Политические системы современности. Учебное пособие. М, 1894 Краснов Б. И. Политические системы //Социально-политический журнал. 1995. „ - student2.ru 1. Общие принципы демократии.

Прямая и представительная демократии

2, Демократия как идеал общественного устройства

и как реальность

'................................................................................................................................................................. ■ 1, . ■■-

Общие принципы демократии. Прямая и представительная демократии

В предыдущей теме мы ознакомились в краткой форме с общими принципами демократического режима правления. Сейчас необхо­димо перейти к более детальному рассмотрению демократии и как политической системы и как формы устройства власти.

Термин «демократия» производно от двух греческих слов —
demos — народ и era toe — власть и переводится буквально «власть
народа». В политологическом словаре демократия определяется как
«власть народа, народовластие, форма политического, государст­
венного устройства, основанная на признании народа как источника
власти, его права принимать участие в решении общественных, го­
сударственных вопросов, на признании принципов свободы, равен­
ства и других прав граждан, предусматривающая введение право­
вых и процедурных гарантий их реализации во всех сферах жизни
общества». .

Местом рождения демократии является город-государство Афины, V век до н. э. (Перикловы Афины). Центральным политичес­ким институтом в Афинах VI-V века до н. э: было Собрание, привле­кавшее обычно 5-6 тысяч участников и открытое для всех взрослых граждан мужского пола (женщины, рабы и иностранцы исключа­лись). Собрание простым большинством голосов могло решать любые внутренние проблемы без всяких правовых ограничений. Суды про­водились присяжными в составе 501 гражданина, также большинст­вом голосов решавших, виновен человек или нет.

Лидеры Собрания не избирались, а тянули жребий, поскольку афиняне считали, что любой гражданин способен занимать государст­венную должность: Отсутствовали такие исполнительные институты как президент, премьер-министр, правительство. Ответственность за принятие решений ложилась на плечи граждан— членов Собрания.

Несмотря на наличие врагов и на внутренние слабости, афин­ская демократия просуществовала почти 200 лет. В данном случае демократия предстает как механизм политического управления.

В системе современного социального знания существуют раз­личные подходы к ее пониманию и анализу:

1) демократией называют политическую или социальную сис­
темы, которые ставят своей целью свести к минимуму социальные и
экономические различия;

2) форма правления, при которой право принятия политичес­
ких решений осуществляется всеми без исключения гражданами, в
соответствии с правилами правления большинства. Это — прямая
демократия;

3) форма правления, при которой граждане осуществляют
свое право не лично, а через своих представителей, т. е. представи­
тельная демократия;

4) форма правления, где власть большинства реализуется в
рамках конституционных ограничений, которая гарантирует мень­
шинству условия для осуществления прав, таких как—свобода сло­
ва, вероисповедание и т. д. Это либеральная или конституционная
демократия. ■

Существует несколько теорий демократии. Наиболее распрост­раненной из них считается плюралистическая. Демократия пред­ставляет собой в некотором роде механизм урегулирования возника­ющих в обществе конфликтов. Поэтому важно выявить источники и субъекты конфликтов. В плюралистической модели политическая си­стема —слаженный механизм, в котором участвуют группы, взаимно сдерживающие и уравновешивающие друг друга в процессе реализа­ции своих интересов. Она предполагает наличие в обществе множест­ва центров власти, вступающих в конфликты, соглашения, компро­миссы, в ходе которых принимаются взаимоприемлемые решения.

Следует упомянуть о разных подходах в анализе демократии. Это — нормативный и описательно-эмпирический. Нормативный предполагает конструирование идеальной модели демократии, обоснования ее преимущества по сравнению с другими формами правления, анализ путей осуществления демократического идеала. Этот подход исходит из должного и стремится строить в соответст­вии с юши реальную политическую жизнь.

Второй, описательно-эмпирический подход абстрагируется от идеалов, анализирует демократию в том виде, в каком она сущест­вует в действительности.

В плюралистической концепции эти два подхода тесно пере­плетаются. В концентрированном виде сущность плюралистической концепции выражается в следующем: ни народ, ни личность не явля­ются главными движущими силами политики в демократическом го­сударстве. Такой силой является социальная группа. Именно в груп­пе, а также в межгрупповых отношениях формируются интересы,

ценностные ориентации и мотивы политической деятельности инди­вида. С помощью группы личность получает возможность политиче­ского выражения и защиты своих интересов. Представители этой те­ории: Бентли, Уоллес, Мэдисон и др.

Общие черты плюралистической демократии:

1) признание заинтересованной группы центральным элемен­
том демократической политической системы, гарантирующим реа­
лизацию интересов, прав и свобод личности. Сама личность оттесня­
ется на второй план, хотя и не отрицается ее статус как первичного
субъекта власти;

2) рассмотрение соперничества и баланса групповых интере­
сов как социальной основы демократической власти, ее динамики;

3) значительное расширение сферы деятельности государст­
ва, рассмотрение его как арбитра, сохраняющего равновесие сопер*-
ничающих интересов и обеспечивающего саморегулирование всего
общества; ■ \■. "'

4) забота о формировании демократической культуры, кото­
рая рассматривается как условие цивилизованного характера борь­
бы интересов и относительно безболезненного разрешения функци­
ональных конфликтов;

5) поддержка государством социально ущемленных групп и
индивидов с целью повышения их жизненных шансов и укрепления
социальной справедливости.

Плюралистическая модель демократии не единственная в по­литологии. Учеными выделена сонсоциативная или согласительная модельДемократии, в наиболее законченной форме реализованная в Швейцарии. Она предусматривает систему правления, основанную на принципе участия большинства, на принципе пропорционального участия в осуществлении власти политических, религиозных и эт­нических групп. Как отмечал И. Шумпетер, демократическая форма правления характеризуется не отсутствием элит, а наличием мно­жества элит, конкурирующих друг с другом за голоса избирателей.

Сторонники разных концепций единодушны в выделении об­щих признаков демократии:

1) признание народа источником власти, сувереномвгосудар­
стве. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу
принадлежит учредительная, конституционная власть в государст­
ве, что он выбирает своих представителей и может периодически
сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно уча­
ствовать в разработке и принятии законов путем народных инициа­
тив и референдумов;

2) равноправие граждан.Демократия предполагает как мини­
мум равенство избирательных прав граждан;

3) подчинение меньшинства большинству при принятии ре­
шений и их выполнении;

Наши рекомендации