Изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий
систематизированный способ социально-группового мышления.
Политическая идеология - "система идей, представлений, понятий, выраженнаяв различных формах общественного сознания (в философии, политическихвзглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражениемобщественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередьактивно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивнаяидеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществеидеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является однойиз основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической иэкономической.)Политическая наука, идеология и психология отражают политическое бытие вовсем его многообразии, но делают это по-разному выполняют при этом раличнуюсоциальную роль.Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти определенных политических сил и режимов. Контридеологии также выполняют этуфункцию, ибо они легитимируют право на государственную власть оппозиционных сил. Идеологии выполняют мобилизующую и интеграционную функции,объединяющие людей в социальное целое. Они поднимают, направляют социальныеслои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за своиинтересы. Идейное единство сплачивает людей, формирует политическое сообщество,способствует возникновению чувства коллективного "мы".Идеологии несут в себе критическую функцию. Они обладаюткритическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иныхидеологических кумиров. Когнитивная функция политической идеологии связана с тем, чтобудучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себереальные противоречия жизни, проблемы, связанные схарактером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией. Идеология несет знания об обществе и егоконфликтах. Идеологические конструкции - это не циничная ложь, а естественнаяформа, в которой группы и классы осознают свое положение. Искажениедействительности происходит в соответствии с определенными социальнымиинтересами.Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее четко припринятии политической программы действий, которая реализуется на практике.Конструктивная функция может проявляться и опосредованно, когда политическиеидеалы мотивируют действие отдельных индивидов, социальных групп, вдохновляютих на активное участие в политическом процессе. Республика, говорил в своевремя Дантон, жила в умах людей за двадцать лет доее провозглашения.Политическая идеология выполняет нормативную функцию. Вней фиксируется определенный политико-идеологический императив, с которымсверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы,которых следует придерживаться. В переходные периоды реформ, революцийнормативный компонент несет особую нагрузку. Различными идеологическимитечениями создается целый спектр таких нормативных ориентиров, несущихдолженствование.Политические идеологии не только наделяют действия смыслом, придают имсоциальную значимость, но выполняют и компенсаторную функцию, вселяя надежду наблагополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальнуюнеудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии.Политические идеологии обладают большим потенциалом, с помощью которого можноманипулировать общественным сознанием. Они облегчают коммуникационноевоздействие, ибо определенные социальные слои, по образному выражениеамериканского политолога Р.Макридиса, смотрят намир как бы в одинаковые бинокли.Таким образом, пока существует глубоко социально-стратифицированное общество,сохранятся и идеологии как систематизированный, теоретически оформленный способсоциально-группового мышления. И в политике идеологии останутся элементом властеотношений, легитимируя власть определенных социальных сил игарантируя социальное и государственное единство наоснове идеологической идентичности.Идеологическое пространство всегда плюралистично. Вобществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории.Функционируя, они взаимодополняют друг друга,создавая единую идеологическую систему. Даже в тоталитарных режимах, гдесуществует государственная идеология, которая поглощает почти полностьюдуховную жизнь общества, функционируют контридеологии. Запрещенные, гонимые контридеологии все-таки бросают вызов данному состоянию. Основные современные идеологии - либерализм, социализм, национализм -возникли в условиях становления и развития западноевропейской цивилизации. Этиидеологии отражали реальные и многообразные конфликты эпохи буржуазногоразвития. В них в максимальной степени нашло выражение понимание проблемсовременного общества основными социальными слоями и классами, и именно в этихидеологиях социальные группы обрели ясное самосознание.Социали́зм — экономическая, социально-политическая система социального равенства, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества; важнейшей категорией, которая отличается от коммунистической идеологии тем, что сохраняется собственность на свои результаты труда у членов общества на все времена развития общества и отсутствует присвоение результатов чужого труда, является общественная собственность на территориальное , интеллектуальное пространство и пространство производства продуктов, но при этом основополагающими являются Индивидуальная собственность и групповая собственность (трудовых коллективов – тех кто производит продукт) на средства производства продукта, но и при этом природные, т.е. общественные средства производства именно арендуются у общества.
Либерали́зм (фр. libéralisme) — философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Это течение отличается терпимостью и снисходительностью по отношению к любым законным способам распоряжаться собой и своей собственностью.
Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу[1]. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.
Билет №12.
- Политический режим. Типология политических режимов.
Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.
Политический режим — это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Термин «политический режим» появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140—160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.
Демократический режим
Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах.
Выделяют следующие типы демократии.
Имитационная демократия
Либеральная демократия
Представительная демократия
Прямая демократия
Протективная демократия
Развивающая демократия
Модель отмирания государства
Соревновательный элитаризм
Плюралистическая демократия
Легальная демократия
Партиципаторная демократия
Электронная демократия
Авторитарный режим
Основная статья: Авторитаризм
Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом. Выделяют 2 определения авторитаризма
авторитаризм, как социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам.
авторитаризм, как социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.
Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны. К ним относятся:
Деспотический режим
Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии[источник не указан 946 дней]. Деспотизм является традиционным именем крайнего авторитаризма в неограниченных, абсолютных монархиях
Тоталитарный режим
Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.
Тоталитаризм (от латинского totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.
Признаки тоталитаризма:
— тотальный государственный контроль над обществом;
— всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства;
— система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;
— политизация (в плане пропаганды) всей жизни;
— господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством;
— идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;
— унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;
— ставка на обновление общества на основе глобальных идей;
— ставка на свою расу (возможно, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в СССР идея «единого советского народа»).
В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.
Анархия
Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.
2. Роль этнического фактора в современной России. Российская политика в сфере национальных отношений.
Этнические конфликты и этнические проблемы современной России не представляют собой исключительного явления, они имеют многочисленные аналогии как в современном мире, так и в истории человечества. Россия и другие государства СНГ включены в мировой этноконфликтный процесс, вместе с тем этнические конфликты в России имеют свою специфику, обусловленную как особенностями современного этапа, переживаемого страной, так и особенностями геополитического положения России в меняющемся цивилизационном устройстве человечества. Пограничное положение нашей страны на стыке двух типов цивилизаций - западной и восточной - обусловило наличие в этноконфликтном процессе страны как особенностей, свойственных в большей степени западному обществу, так и восточному. Эти проблемы могут быть рассмотрены более подробно в следующей постановке.
Во-первых, этноконфликтологические проблемы России в контексте этноконфликтного процесса в западном мире.
Во-вторых, этноконфликтный процесс в России и вызовы модернизации.
В-третьих, этноконфликтный процесс в России и формирующийся межцивилизационный сдвиг.
Очевидные стремления российских реформаторов, на начальном этапе реформ девяностых годов, на органическое включение России в западную цивилизацию предполагали естественным образом ориентацию и на создание механизмов урегулирования национальных проблем, свойственных западной цивилизации, хотя этот аспект реформ имел подчиненное значение по сравнению с созданием экономической системы западного типа. Однако этот путь не удался, и эта неудача требует более обстоятельного анализа.
С учетом опыта стран Запада в управлении этноконфликтным процессом представляются следующие основные подходы к этому процессу в нашей стране.
Первый - формирование идеологии приоритета прав личности перед правами всех надличностных социальных структур и прав гражданского общества (пока еще не существующего как такового в России) перед правами государства. Такое изменение в идеологии в России - настоящий духовный переворот; фактически это задача просвещенческой трансформации общественного сознания.
Второй подход, вытекающий из первого, - дальнейшее развитие нового элемента в общественном сознании, представляющего собой сочетание российского гражданского сознания и национально-этнического сознания. Этот компонент общественного сознания весьма характерен для стран Западной Европы, где общегражданское сознание активно взаимодействует с региональным, этническим, протоэтническим сознанием. Российское общественное сознание унаследовало от советского периода благоприятную духовную почву для развития этого компонента общественного сознания в виде идеи единства патриотизма и интернационализма. Несмотря на то, что конкретные социальные и идеологические основания функционирования этой идеи в общественном сознании уже не могут быть возобновлены, сама идея содержит в себе компонент, который может быть рассмотрен в рамках общечеловеческих ценностей.
Новый образ интернационализма, освобожденный от социально-классового содержания и наполненный идеалами и ценностями гражданского общества (назовем его демократическим интернационализмом), гораздо более удачно смог бы вписаться в ценностную структуру современного российского общества, чем заимствованная в последние годы из арсенала американской общественно-политической мысли концепция этнокультурного плюрализма, возможно удачная в теоретическом аспекте, но непонятная для обыденного сознания нашего общества, или, например, концепция космополитизма, негативный образ которого еще сохранился в общественном сознании нашей страны после известных процессов начала 1950-х гг.
И, наконец, третий подход в управлении этноконфликтным процессом в нашей стране - всестороннее развитие федерализма. Опыт западных стран показал, сколь перспективным является федерализм в уменьшении остроты этноконфликтной напряженности, хотя и он не представляет собой решения всех проблем национально-государственного строительства. Необходимо отметить тот факт, что федерализм - компонент именно демократического устройства общества, он может устойчиво функционировать только при демократических политических режимах. Развитие федерализма - часть становления гражданского общества, часть общего процесса демократизации.
Таким образом, все три направления трансформации этноконфликтного процесса в современной России находятся в русле демократического развития страны, укрепления демократических тенденций, сформировавшихся на ранних этапах реформ, освобождения демократического процесса от псевдодемократических и мимикрирующих под демократию наслоений.
Билет №13.
- Политические партии.
Политическая па́ртия (греч. Πολιτική — «искусство управления государством»; лат. pars — «часть») — особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу: выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.
Социально-классовый критерий:
буржуазные
трудящиеся
По организации (критерии Дюверже):
массовые
кадровые
По степени участия во власти:
правящие
оппозиционные
По характеру целей и задач:
консервативные
реакционные
радикальные
По идеологии:
консервативные
либеральные
социалистические
коммунистические
националистические
фашистские
зеленые
клерикальные
По месту в партийном спектре:
правые
центристы
левые
По организационной структуре:
классического типа
движенческого типа
политический клуб
В беспартийной системе либо не существует официально зарегистрированных политических партий, либо закон запрещает появление последних. В беспартийных выборах каждый кандидат выступает за себя и, таким образом, является ярким и самостоятельным политиком. Исторический пример подобной системы — администрация Джорджа Вашингтона и самые первые созывы конгресса США.
На сегодня существует несколько «беспартийных» государств. Это, как правило, по форме правления абсолютные монархии: Оман, Объединённые Арабские Эмираты, Иордания, Бутан (до 2008 г.). В этих странах существует либо прямой запрет на политические партии (Гана, Иордания), либо отсутствуют соответствующие предпосылки для их создания (Бутан, Оман, Кувейт). Сходной может быть ситуация при влиятельном главе государства, когда разрешенные партии имеют небольшую роль (Ливия на рубеже XX—XXI вв.).
В однопартийной системе официально разрешена только одна политическая партия; её власть закреплена законодательно и является неоспоримой. Существует вариация этой системы, когда существуют также мелкие партии, от которых законодательно требуется признавать лидерство основной партии. Нередко при подобном раскладе положение внутри партии может быть важнее положения в государственном аппарате. Классический пример страны с однопартийной системой — СССР (однако, в СССР официального запрета на другие партии никогда не было).
В системах с правящей партией деятельность партий разрешены, регулярно проводятся выборы, общество имеет демократические традиции. Несмотря на присутствие оппозиции правящая партия побеждает на выборах, постоянно обновляя свой кадровый потенциал, программу, опережая оппозицию в разрабатывании новых идей. Пример из новейшей истории — Япония в лице Либерально-Демократической Партии, а также Россия в начале XXI века.
Двухпартийная система характерна для таких государств, как США и Ямайка. При этом есть две доминирующие (реже их также называют правящими) партии, а также сложились такие условия, при которых одна партия практически не имеет возможности получить необходимый перевес над другой. Возможным вариантом может быть также одна сильная левая и одна сильная правая партии. Отношения в двухпартийной системе были впервые подробно описаны Морисом Дюверже и носят название закона Дюверже.
В многопартийных системах есть несколько партий, имеющих реальные шансы на широкую поддержку населения.
В государствах, подобных Канаде и Великобритании, могут быть две сильные партии и третья, достигающая достаточных успехов на выборах, чтобы составить реальную конкуренцию первым двум. Она нередко занимает второе место, но практически никогда официально не возглавляла правительство. Поддержка этой партии может в некоторых случаях перевесить чашу весов в остром вопросе в ту или иную сторону (таким образом, третья партия также обладает политическим влиянием).
В редких случаях (пример: Финляндия) в стране могут быть три одинаково успешные партии, каждая из которых имеет шанс сформировать самостоятельное правительство.
Для значительного числа современных европейских демократий характерен относительно низкий "заградительный барьер" на выборах, что позволяет наиболее репрезентативно отразить в парламенте текущие политические предпочтения. Как результат, в парламент проходит множество партий, ни одна из которых не обладает большинством. В результате переговоров между партиями складывается парламентская коалиция, обладающая большинством и принимающая на себя управление государством. Классическим примером являются политические системы таких европейских стран, как Нидерланды, Бельгия, Дания, Швеция, Чехия, Германия, Италия Ирландия, Сербия, Латвия, Эстония, Израиль. Издержками подобной политической системы может быть перманентная коалиционная нестабильность, приводящая к частым роспускам законодательного органа и назначению внеочередных выборов. Так, за 62-летнию историю Израиля в нем сменилось 18 составов парламента, то есть избранный Кнессет работает в среднем чуть более 3 лет (при номинальной 5-летней каденции).
Политические партии нередко ассоциируются с политическим спектром. В одном из них (часто упоминается при описании политических партий Испании, Италии и т. п.) «левыми» именуются сторонники радикальных перемен, а «правыми» — консерваторы и основоположники идеи сохранения традиций. Более распространена шкала, в которой «левыми» считают коммунистов, социалистов и социал-демократов, а «правыми» — либералов, консерваторов и фашистов (к последним причисляют и национал-социалистов, приверженцы которого также иногда именуются ультраправыми). К центристским партиям относят те, которые поддерживают список правил, относящихся к разным частям политического спектра. В большинстве партий существуют фракции, поддерживающие взгляды, несколько отличающиеся от официальной политики партии.
Троцкий говорил:
«Никакая партия ничего не стоит, если она не имеет целью захват власти».
В Российской Федерации, согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях», основными целями партий являются:
формирование общественного мнения;
политическое воспитание и образование граждан;
выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах различного уровня.
Прочие цели определяются политической программой партии.
2. Классификация идеологий. Понятие политического спектра. Современные идеологии.
Идеоло́гия (греч. ιδεολογία, от греч. ιδεα — прообраз, идея; и λογος — слово, разум, учение) — система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии)
Идеология — не наука (хотя может включать в себя научные знания): в отличие от науки идеология не только представляет собой знание о социально-политической жизни, но также включает в себя оценку тенденций, процессов и различных сил этой социально-политической жизни
Основные современные идеологии сложились в XIX веке. Несмотря на значительное количество различных идеологий, в самом общем виде принято выделять либеральную, консервативную и социалистическую идеологии.
В конце XX века среди политиков и партий наметилась тенденция в прагматических целях всё чаще отказываться от устойчивой идеологии, то есть брать на вооружение тактику антиидеологизма.
Либерали́зм (фр. libéralisme) — философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Это течение отличается терпимостью и снисходительностью по отношению к любым законным способам распоряжаться собой и своей собственностью.
Консервати́зм (фр. conservatisme, от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике — ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях — протекционизм.
В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов, верований и даже «предрассудков».
В качестве идеологии сформировалось как реакция на «ужасы Французской революции» (памфлеты Эдмунда Бёрка (1729—1797)). Противостоит либерализму, требующему экономических свобод и социализму, требующему социального равенства. В список основателей консерватизма, помимо Бёрка, входят французский иезуит Жозеф де Местр (1753—1821) и австрийский канцлер Клемент Меттерних (1773—1859).
Следует отличать от ретроградства как от стремления вспять и враждебности к нововведениям, и от традиционализма. Современный консерватизм (неоконсерватизм) иногда оказывается даже более гибким и подвижным, чем другие политические течения. Примеры — реформы Рейгана в США, реформы Тэтчер в Великобритании.
Социали́зм — экономическая, социально-политическая система социального равенства, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества; важнейшей категорией, которая отличается от коммунистической идеологии тем, что сохраняется собственность на свои результаты труда у членов общества на все времена развития общества и отсутствует присвоение результатов чужого труда, является общественная собственность на территориальное , интеллектуальное пространство и пространство производства продуктов (т.е. общественную собственность), но при этом основополагающими являются Индивидуальная собственность и групповая собственность (трудовых коллективов – тех кто производит продукт) на средства производства продукта, но и при этом природные, т.е. общественные средства производства именно арендуются у общества.
В большинстве исследований политический спектр - способ моделирования различных политических позиций путём расположения их на одной или более геометрических осях, представляющих независимые политические аспекты.
Основоположником методики моделирования политических процессов считается Л.Ф. Ричардсон, выпустивший в 1919 г. соответствующую работу. В 1928 г. это направление получило развитие после выхода в свет исследования С.А. Райса «Количественные методы в политической науке». Математическое моделирование в политологии развивалось и в 1950-1960 гг. (Бихевиоризм).
Самый широко используемый спектр включает в себя "правое крыло" и "левое крыло", данные понятия исходно относились к расположению мест в Французском парламенте 18 века. На простейшей оси "право - лево" коммунизм и социализм обычно располагают слева, а фашизм и консерватизм справа. Что касается либерализма, его позиция контекстуальна.
Однако, исследователи часто высказываются о том, что простая ось "лево - право" не успешна в описании существующих различий в политических убеждениях, и поэтому, часто используются иные оси. Игнорируя различия в названиях противоположных полюсов осей в исследованиях, чаще всего можно наблюдать двухосную модель, в которой одна ось представляет культурные аспекты, а другая - политические. Каждая из осей имеет два полюса: индивидуализм и коллективизм. В то время как левых относят к индивидуалистам по общественным культурным вопросам, и к коллективистам по отношению к экономическим вопросам, правые коллективисты в вопросах культуры и общественной жизни и индивидуалисты в вопросах экономики.