Социально-экономическое развитие. Отметьте, когда было завершено восстановление народного хозяйства страны.
Отметьте, когда было завершено восстановление народного хозяйства страны.
Обратите внимание на то, что в условиях перехода от войны к миру встал вопрос о путях дальнейшего развития экономики страны, о ее структуре и системе управления. Речь шла не о конверсии военного производства, а о целесообразности сохранения сложившейся модели экономики. Варианты этих путей: 1) Возвращение к довоенной модели с гипертрофированным военным сектором, строжайшей централизацией и отсутствием рыночного обмена; 2) Ослабление сверхцентрализации, допущение отдельных элементов рыночных отношений и даже существование частного сектора в сфере обслуживания и мелком производстве.
Объясните, с чем было связано быстрое развитие военно-промышленного комплекса в первые послевоенные годы.
Выделите основные проблемы в сельском хозяйстве в этот период и то, какими путями советское руководство пыталось эти проблемы разрешить.
Политический строй.
В послевоенный период трудно говорить о демократизации, в это время наблюдается расцвет тоталитарного общества. Дайте объяснения причин усиления культа личности в послевоенные годы и сформулируйте, в чем он проявлялся. Отметьте роль партии и органов госбезопасности в общественно-политической жизни той поры.
Обратите внимание на особенности новой полосы репрессий (против кого они были направлены), а также на то, как эти репрессии были связаны с начавшейся "холодной войной". Определите, к каким последствиям в жизни страны привел культ личности.
Отметьте причины складывания мировой системы социализма и роль СССР в этом процессе. Оцените роль Совета Экономической Взаимопомощи (1949 г.) в развитии советской экономики.
Религия и церковь.
Обратите внимание на то, что в послевоенные годы сохранились те тенденции, которые проявились в политике государства по отношению к церкви во время войны. Активность религиозных организаций в стране во второй половине 40-х гг. значительно возросла. В этих условиях основное внимание в антирелигиозной политике государства было направлено на усиление научно-атеистического просвещения населения, а не на применение административных мер.
Культура.
В вопросе о народном образовании обратите внимание на развитие сети вечерних школ и изменения в системе высшего образования.
Отметьте, какие отрасли науки развивались наиболее успешно, а где наблюдался застой. В связи с этим выделите "кампании по борьбе с буржуазными науками" и укажите их последствия.
Определите основные направления усиления идеологического контроля над духовной жизнью советского общества. Покажите последствия этого контроля. Отметьте, что конец 40-х – начало 50-х гг. характеризуются в нашей стране утверждением имперской идеологии.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем заключались отличия основных общественно-политических процессов, происходивших после войны на Западе и в СССР? Были ли между ними черты сходства?
2. Какие новые тенденции намечались в экономике СССР в 1945-1949 гг.? Почему они были свернуты?
3. Каковы были основные задачи экономической политики после войны? За счет чего были достигнуты успехи в отечественной развитии промышленности?
4. В чем причины развертывания нового витка репрессий после войны?
5. Какие идеологические кампании были организованы в СССР в послевоенные годы и какую роль они сыграли в жизни страны?
Тема 4.3. Попытки трансформации тоталитарной модели общества. Распад СССР и его последствия.
Начало демократизации советского общества.
Территория и население.
Обратите внимание на то, что довоенная численность населения была восстановлена в СССР к концу 1955 г., но прирост населения по республикам был неодинаков. По переписи 1959 г. население СССР составляло 208,8 млн. человек.
Отметьте, что в целом для периода 50-х гг. характерны стабильно высокий уровень рождаемости и сравнительно высокий естественный прирост населения. Но с начала 60-х гг. демографическая ситуация стала ухудшаться. В данный период отметьте и объясните следующие изменения в социальной сфере:
1) Быстро растет восточных регионов страны за счет миграции туда людей, что связано с развертыванием здесь большого промышленного строительства.
2) Доля горожан в общей численности населения к 1959 г. выросла до 48 %.
3) Численность рабочих в составе населения увеличилась, доля колхозников сократилась.
Зафиксируйте, что на рубеже 50-60-х гг. ускоряются темпы жилищного строительства за счет индустриализации строительных работ.