Социально-экономическое развитие Италии, государственное регулирование народного хозяйства и социальных отношений.

Италия является страной, где региональные диспропорции проявляются ярче, чем в других индустриальноразвитых странах и выражаются в разрыве между уровнями развития северных и южных районов.

Деление на «две Италии» условно, при этом упускается из виду «третья Италия» - центральная, занимающая по ряду показателей промежуточное положение между северной и южной частями.

Для итальянской экономики характерна дуалистическая модель хозяйственного развития страны. Южные области объединяет традиционное отставание от промышленного севера. По основным показателям (удельный вес сельского хозяйства, доходы населения, уровень занятости) Северная Италия приближается к ИРС, а Южная Италия стоит на одной ступени с развивающимися странами.

Итак, наличие отсталой южной зоны, оказывает огромное влияние на социальную, экономическую и политическую жизнь всей страны.

Прежде чем перейти к более подробной характеристике отдельных сфер народного хозяйства Италии, отметим, что сильное негативное воздействие на состояние экономики оказала вторая мировая война. Италия вышла из войны с сильно разрушенным хозяйственным аппаратом:

- национальное богатство сократилось на 1/3;

- почти полностью разрушено 2 млн. жилья, 40% школьных и 20 % больничных помещений;

- приведено в негодность 60% государственных шоссейных дорог национального значения, около 3 тыс. крупных мостов, 90 % портов;

- практически полностью уничтожен морской флот;

- на 90 % разрушены электрифицированные железные дороги; - большие убытки понесло сельское хозяйство.

В целом, нанесенный войной ущерб оценивался в 10 тыс. млрд. лир.

Наряду с материальными разрушениями война привела к полной дезорганизации экономической жизни страны и разделению национального рынка на 2 части:

- Северная Италия сохранила свою производительную способность, - Южная – хозяйственная жизнь была почти полностью парализована.

Социально-экономическая программа ХДП в ходе парламентских выборов 1948 года предусматривала проведение:

1) аграрной реформы;

2) решения проблемы безработицы; 3) решение южного вопроса.

В 1948-50 гг. приняли громадный размах крестьянские выступления, особенно на юге Италии. В результате правительство вынуждено было пойти на проведение аграрной реформы.

Сельское хозяйство в экономике юга играло значительную роль, однако капитализм был развит слабо, его распространение тормозилось сохранением аграрных отношений докапиталистического типа: элементы барщины и крепостнических отношений; безземелье крестьян; большая часть земель была собственностью феодальных землевладельцев и обрабатывалась полукрепостными крестьянами или наемными рабочими. Сельское хозяйство было отсталым, экстенсивным и преимущественно растениеводческим.

В ходе крестьянских волнений создавались крестьянские органы борьбы за аграрную реформу – земельные комитеты, которые под руководством итальянской коммунистической партии выработали проект общей аграрной реформы. Реформа предусматривала установление предельного размера земельной собственности (100 га), излишки земель должно было выкупать государство и передавать крестьянам на льготных условиях.

Однако парламент не одобрил этот проект и в 1950 году одобрил 3 частных правительственных законопроекта, касающихся Центральной и Южной Италии и Сицилии:

1) ограничение помещичьего землевладения на основе установленного максимального размера доходов, а не предельных размеров земельной собственности;

2) выкуп государством излишков земельной собственности;

3) распределение их среди крестьян, также за выкуп с рассрочкой на 30 лет.

По этим законам в руки крестьян должно было перейти около 819 тыс. га, но фактически экспроприированные территории составили 673 тыс. га, т.е. 2,9 % всех сельскохозяйственных и лесных угодий Италии.

В целом аграрная реформа носила половинчатый характер. Она подорвала основы крупного помещичьего землевладения, расширила сферу развития капитализма в сельском хозяйстве. На юге практически перестала существовать система помещичьих латифундий.

Реформа 1950 года затронула далеко не весь строй устарелых аграрных отношений. Выкупные платежи легли тяжелым бременем на крестьян, получивших землю, но отрывающих средства, которые они могли бы использовать для вложений в сельское хозяйство.

Множество мелких и средних крестьянских хозяйств скоро обнаружили свою неэффективность из-за отсутствия капиталов. Они не могли выдержать конкуренции с предприятиями капиталистического типа, в которых применялась передовая сельскохозяйственная техника, химические препараты, лучшие сорта растений и породы скота. В итоге он разорялись, крестьяне в поисках работы покидали юг страны и уходили на север.

В 1949-50 гг. начинается движение против безработицы в оригинальной форме – «забастовки наоборот». Их суть заключалась в следующем: безработные по инициативе и под руководством профсоюзов исполняли определенную работу (рыли оросительные каналы, котлованы под фундаменты общественных зданий, выполняли земельные работы и т.п.). Затем устраивали митинги и забастовки с требованием, чтобы местные органы власти выделили необходимые средства для доведения до конца начатой работы и для оплаты затраченного труда.

В целом борьба масс против безработицы и нищеты в стране вызвала острые дебаты в парламенте. В 1950 году были созданы две специальные парламентские комиссии для обследования социальных противоречий в стране.

В 1950 году принят закон о создании так называемой Кассы Юга, т.е. государственного фонда для финансирования развития Юга. Ежегодно, в течение 10 лет будут выделяться государственные средства в целях проведения на Юге общественных работ по строительству дорог, мостов, общественных зданий и т.д.

Основной упор кассы Юга делался на проведение так называемой прединдустриализации Юга, т.е. создания предварительных условий для индустриализации южных районов. Значение кассы Юга велико, т.к. она смягчила проблему безработицы Юга и самое главное – южные районы нуждались в помощи, т.к. на пустом месте развитие промышленности невозможно.

В начале 1950-х гг. Италия широко использовала иностранные капиталы. В 1947-48 гг. американская помощь составляла 54 млрд. лир, в 1950-51 гг. помощь увеличилась до 339 млрд.

Итак, в 1950 году итальянским государством был принят курс на создание предпосылок индустриализации и развития сельского хозяйства в южных районах страны. Правительство не предполагало, что в середине 1950-х гг. страна совершит сильный рывок в своем развитии, так как 1950-е гг. были в истории итальянской экономики периодом беспрецедентно высоких темпов экономического роста.

В течение 1950-х гг. Италия заняла одно из ведущих мест в системе мировой капиталистической экономики. За 1950-63 гг. общий объем ее промышленного производства вырос втрое, по темпам среднегодового прироста промышленной продукции в мировом масштабе уступала лишь Японии.

Это обстоятельство дало повод говорить в 1960-63 гг. об «экономическом чуде». Италия из аграрноиндустриальной страны превратилась в индустриально-аграрную.

Причины рывка были достигнуты за счет:

1) Как известно, для развития производства необходимо наличие спроса на товары и услуги. После войны население получило возможность удовлетворить свои потребности в товарах, т.к спрос на них накопился в годы войны, покупатель брал все, что только поставлялось на рынок;

2) Экономическая помощь по плану Маршала послужила своего рода «первичным накоплением», дала толчок промышленному производству;

3) НТР повлияла на появление новых отраслей промышленности. Начался процесс массового обновления основного капитала, ведение новой техники и технологии позволило достигнуть высокого уровня производительности труда;

4) Избыток рабочей силы, хотя и неквалифицированной;

5) Расширение внешней торговли;

6) Толчком для развития промышленности стало открытие месторождений нефти и газа; 7) Государственное вмешательство в экономику;

8) Крупных капиталовложений в ключевые отрасли производства (41 % всех народнохозяйственных инвестиций);

9) Государственный финансовый институт (ИРИ), созданный при фашизме, оказывал долгосрочное кредитование промышленности;

10) Вхождение Италии в ЕЭС стало стимулом для промышленного прогресса, Италия должна была подтягиваться к уровню ИРС;

11) Развитие иностранного туризма дал толчок для притока иностранного капитала. Тем не менее, развитие экономики после 1953 года имеет ряд весьма характерных особенностей:

1) общие темпы развития промышленности;

2) неравномерность роста итальянской экономики, для которой был характерен циклический характер. Спады повторялись примерно каждые 5-6 лет;

3) большая разница в уровнях, достигнутых отдельными отраслями по сравнению с 1953 годом.

Выделяется группа быстро развивающихся отраслей, превзошедших средние показатели:

- полимерная промышленность – производство искусственных и синтетических волокон;

- точное машиностроение – производство счетных и пишущих машинок, ЭВМ;

- добыча и переработка нефти и газа – совершенно новое производство для послевоенной Италии.

Нефть невысокого качества, очень вязкая, с большим содержанием серы была найдена после второй мировой войны на Сицилии. Почти все лицензии на разведку и добычу нефти были розданы американским нефтяным монополиям. Однако сицилийская нефть была дороже привозной с Ближнего Востока. Американские кампании ограничились постройкой нескольких нефтеперерабатывающих предприятий для итальянских и европейских нужд, в стратегических целях.

Природные месторождения газа были обнаружены на севере. Итальянская мощная группа ЭНИ получила исключительные права на разведку, добычу и переработку газа, приступила к постройке газопровода.

- автомобильная промышленность – представлена небольшим государственным предприятием «АльфаРомео», фирмой «Ланча» и огромным монополистическим объединением «Фиат». Продукция «Фиат» пользовалась спросом европейцев, американцев ввиду относительно низкой цены. Помимо автомобилей выпускались тяжелые судовые двигатели, тракторы, самолеты-истребители, промышленное оборудование, медикаменты.

- металлургия – до 1953 года была слабо развита, т.к. Италия не имеет практически собственной железной руды, поэтому ее стальная промышленность работает в основном на ломе. Италия зависит от импортных поставок чугуна и лома.

Отстающие отрасли промышленности: пищевая, текстильная и др.

4) высокая доля государственной собственности;

5) неравномерным было развитие трикотажной и обувной промышленности, традиционных для Италии. Их продукция пользуется высоким спросом на мировом рынке.

Развитие сельского хозяйства было не столь быстрым. Его общий объем производства возрос всего на 1/3. Естественно, отставание темпов роста сельского хозяйства от промышленности приводило к снижению доли сельского хозяйства в НД.

Причины отставания сельского хозяйства заключались в следующем:

- раздробленность землепользования;

- снижение абсолютного числа занятого в сельском хозяйстве населения (с 1953 по 1960 гг. из деревни ушло почти 50 % рабочей силы).

В то же время этот период характеризуется рядом крупных изменений в области интенсификации сельскохозяйственного производства. Одновременно возросло оснащение сельского хозяйства тракторами и другими сельхозмашинами, увеличилось потребление искусственных удобрений. Выросла производительность труда.

Процесс интенсификации производства в сельском хозяйстве сопровождался концентрацией производства и капитала. Как следствие сократилось общее число хозяйств за счет ликвидации наиболее мелких. Тем не менее, ХДП, опорой которой являются массы крестьян постоянно принимает меры для продления существования мелкого и среднего крестьянства.

Вступление Италии в Общий рынок в 1957 году привело к снижению защитных таможенных барьеров и выявило отсталость сельского хозяйства.

В 1961 году был принят первый т.н. Зеленый план,по которому выделялись государственные ассигнования сельскому хозяйству в размере 550 млрд. лир в течение 5 лет. План предусматривал оказание государственной помощи только 1 мелкому крестьянскому хозяйству из каждой тысячи хозяйств, имеющих площадь не менее 5 га и 164 крупному капиталистическому хозяйству из каждой тысячи крупных хозяйств, размеры которых превышают 100 га.

Таким образом, Зеленый план был выгоден только монополиям и крупным землевладельцам.

Глава комитета по сельскохозяйственным вопросам «Общего рынка» Мансхольт заявил, что итальянское сельское хозяйство может стать конкурентоспособным в том случае, если из деревни будет вытеснено 4 млн. крестьян.

Более сложным было положение в других отраслях сельского хозяйства. Италия способна удовлетворить потребности всей Европы в овощах и фруктах. Однако традиционная продукция была слишком разнообразна по качеству и поэтому практически не могла быть закуплена крупными оптовыми покупателями. Поэтому на повестку дня встала задача: производить в массовом масштабе строго стандартизированную продукцию, которая может храниться в течение 2-3 дней, необходимых для транспортировки к ее потреблению. С этим связано выведение новых сортов овощей и фруктов, замена большинства старых садов, а это посильно только крупным хозяйствам.

Наиболее доходным было производить овощи и фрукты до и после сезона массового созревания данного плода. Для этого нужно было построить простые, холодные теплицы и можно было продавать продукцию по ценам в 3-5 раз выше.

В продукции животноводства Италия не удовлетворяла свои потребности и продолжала завозить мясо и мясные изделия, особенно сливочное масло. Выгодно выращивать было только кур. К 1965 году куриное мясо стало самым дешевым видом мяса. В целом проблема мясного скотоводства осталась нерешенной.

Другой сферой хозяйственной деятельности, развивающейся относительно быстрыми темпами – обслуживание туристов. Туристы тратили большие деньги, а это содействовало укреплению платежного баланса страны и укрепляло положение итальянской лиры на международном валютном рынке.

Быстрый процесс концентрации капитала был в сфере обслуживания (бензоколонки, гостиницы, супермаркеты).

Исключительно большое значение для всего экономического развития Италии имел постоянный рост е внешней торговли. В Италии, лишенной собственных источников сырья, внешняя торговля являлась одним из видов деятельности. В конечном счете, от состояния внешней торговли зависело положение всей ее экономики. Импорт составлял 1/6 национального дохода Италии.

Для Италии является характерным, что при падении деловой активности в стране сокращается в первую очередь импорт сырья и промышленного оборудования, ввиду чего почти исчезает обычное для Италии отрицательное сальдо ее торгового баланса. Эта видимость улучшения внешнеторгового положения страны оказывается предвестником серьезных хозяйственных затруднений внутри страны. Это наблюдалось накануне кризисов 1958, 1964-65 гг. К середине 1960-х гг. изменилась структура итальянского экспорта и импорта:

- импортируют в основном сырье, современные виды промышленного оборудования, продукты

животноводства;

- экспортируют готовые изделия всех отраслей промышленности, обработанной сельскохозяйственной продукции и промышленного оборудования.

Изменилась географическая направленность внешней торговли. Если сначала главным торговым партнером были США, то затем – ФРГ и Франция. Был взят курс на расширение торговли с социалистическими странами, т.к. их экономика не была подвержена циклическим колебаниям.

Так, Италия первой среди западных государств стала поставлять в СССР стальные трубы большого диаметра, числящиеся в списках НАТО стратегическим материалом; первой стала закупать в СССР большие партии нефти. В 1966 году СССР заключил с ФИАТ соглашение о его участии в строительстве автозавода в Тольятти. Это была крупная разовая сделка за всю историю мировой внешней торговли.

В течение 1950-60-х гг. Италия имела положительный платежный баланс. Исключением является лишь 1963 год, характерный массовой утечкой капиталов за границу.

В целом, все развитие итальянской экономики после 1953 года проходит в условиях хронической инфляции. Постоянно растут розничные цены на продукты питания и одежду (на 3-4 % в год), увеличилась квартплата, как следствие выросла стоимость жизни. Практически не росла заработная плата.

Все эти годы Италия продолжала оставаться страной с самым высоким уровнем безработицы среди остальных ИРС Европы. В 1950-е гг. проблема безработицы была самой жгучей (2 млн. человек). Около 300 тыс. человек ежегодно покидало страну.

Безработица носила структурный характер: при наличии большого числа свободных рабочих мест сотни тысяч людей не могли найти себе работу, т.к. не имели профессиональной подготовки, практически будучи полунеграмотными. За границу шли на самую неквалифицированную работу.

Военные расходы были самые минимальные среди ИРС (2,9 % госбюджета).

Извечной национальной проблемой по-прежнему было экономическое отставание Юга от Севера.

В 1957 году был принят закон, продлевающий действие Кассы Юга до 15 лет. Вся предпринимательская деятельность в южных районах подпадала под законы о предоставлении специальных налоговых и кредитных льгот. Государство делало все, чтобы привлечь капиталы в эти районы (строило дороги, линии связи, электроснабжение горячей водой, газом и т.п). Однако, чтобы привлечь капитал для строительства предприятий не хватало достаточной квалифицированной рабочей силы и рынка сбыта.

Одновременно началось строительство промышленных предприятий государством. Созданы были так называемые промышленные оазисы, вокруг которых группировалось городское население.

Однако, северные монополии, вкладывая на Юге капиталы на льготных условиях, вывозили прибыли на Север, в небольшой мере используя рабочую силу и не заботясь о повышении ее квалификации.

Таким образом, получалось, что средства, затрачиваемые государством на развитие Юга, через систему монополистического перераспределения через короткий срок уходили в сейфы северных монополий.

В 1960-е гг. в целом левоцентризм в правительстве, проводившем программу широкого реформирования. Она предусматривала:

- национализацию электроэнергетики;

- программирование экономики;

- ликвидацию испольщины;

- реформу системы образования и пенсионного обеспечения.

Однако реформы были осуществлены в урезанном виде. В 1962 году была проведена национализация электроэнергетической промышленности на условиях, максимально выгодных для частномонополистических компаний. Они, а не держатели акций получили выкуп в размере 1 500 млрд лир, выплаченный государством и использовали его для инвестиций в другие отрасли производства.

В 1965 году введено экономическое программирование в сфере государственного сектора, но не в сфере частного предпринимательства.

Стало бесплатным и обязательным обучение детей до 14 лет в неполной средней школе.

Реформа пенсионного обеспечения не была проведена, было лишь некоторое повышение размеров существующих пенсий.

Градостроительная реформа и упразднение системы испольщины не были проведены вообще.

1970-е гг. явились для экономики Италии периодом тяжелых испытаний:

- длительный экономический кризис 1970-71 гг.;

- энергетический кризис 1973 года, охвативший все ИРС, поразил экономику Италии в большей степени, чем ИРС, зависящей от внешних источников сырья;

- рост цен на нефть и увеличение цены на рабочую силу свели на нет ряд благоприятных факторов, на которых в течение 1950-60-х гг. основывалось благополучие итальянской экономики (дешевизна рабочей силы, импортируемое сырье);

- остро, чем в других ИРС, в Италии проявился мировой экономический кризис 1974-75 гг., последствия которого продолжали сказываться и в начале 1980-х гг.

Сложность экономической ситуации дополнялась действием демографических факторов: в 1970-е гг. выросло число лиц, вступивших в ряды рабочей силы, вследствие высокой рождаемости в первые послевоенные годы.

Безработица приняла еще более острый характер.

На экономическую ситуацию негативное влияние оказывала политическая нестабильность в стране.

Трудное экономическое положение сказалось на постановке проблемы Юга. Основная роль по-прежнему оставалась у Кассы Юга. В мае 1976 года был принят закон, продлевающий действие Кассы еще на 5 лет, но теперь основная ее цель – не развитие промышленности Юга, а ее перестройка, которая могла бы гарантировать расширение спроса на рабочую силу на Юге.

Достижении е этой цели должно способствовать:

1) стабилизация занятости в сельском хозяйстве; 2) перестройка промышленности южных районов; 3) оживление строительства.

В целом экономическое развитие Италии после кризиса 1974-75 гг. было неравномерным. Антикризисные мероприятия и сдерживание экономического роста привели к улучшению общего экономического положения в стране.

Вновь был поставлен вопрос о разработке программы развития экономики Италии. В 1978 году был принят трехлетний план на 1979-1981 гг. Цель: используя благоприятные экономические условия, заложить фундамент для устойчивого роста в последующие годы.

«План Пандольфи» (был предложен министром казначейства Филиппо Пандольфи) поставил 3 основные задачи:

- понижение уровня инфляции до 8 %, т.е. до среднего уровня стран ЕЭС; - увеличение экономического роста до 4 %;

- достижение равновесия платежного баланса.

Однако из-за политического кризиса план не был реализован.

Летом 1980 года велись дискуссии о новом экономическом плане, который в конечном счете не был утвержден. Таким образом, наличие слаборазвитого южного района оказывало постоянное влияние на экономику Италии.

В 1980-е гг. проводилась неконсервативная политика в области экономики. Важнейшим принципом которой являлся: «Государство для рынка!».

Во время циклического кризиса 1980-1983 гг. антикризисные мероприятия проводились в духе неоконсерватизма: массовые увольнения, разрыв коллективных трудовых соглашений. Натиск на социальные права трудящихся, снижение налогов на прибыли компаний и на лица с высокими доходами, увеличение косвенных налогов.

Началась активная распродажа государственной собственности для того, чтобы сократить дефицит госбюджета. Но в Италии, в отличие от других ИРС, проводилась более острожная политика, и фронтальной распродажи государственных предприятий не последовало.

Современная консервативная политика в области экономики была лишь иным вариантом государственномонополистического регулирования. На передний план вышли задачи рационализации производства на базе внедрения новой техники и перестройки отраслевой структуры.

В 1980-е гг. одно из ведущих мест в экономике Италии заняла военная промышленность. Одновременно правящие круги Италии проводили жесткий курс в отношении социальных программ: сокращены расходы на социальные программы, образование, пенсионное обеспечение, сворачивалась гражданское промышленное производство, росла армия безработных.

1990-е гг. стали для Италии временем глубоких социально-экономических перемен, экономика подверглась существенному реформированию.

Продолжалась начавшаяся в 1980-е гг. тенденция небольшого, но устойчивого роста. Хотя в начале 1990-х гг. был небольшой спад производства (на 1%).

Быстро формировалась информационная экономика, активно внедрялись новые информационные технологии во все сферы общественного производства.

Несмотря на то, что объем импорта по-прежнему превышал экспорт современной техники и оборудования (в 2 раза), тем не менее Италия в 1990-е гг. стала одним из признанных экономических лидеров среди стран Западной Европы, особенно в легком и среднем машиностроении, электротехнике, бытовой, строительной и химической индустрии, легкой и пищевой промышленности.

«Пальма первенства» была у Италии на мировом рынке модной одежды и обуви.

Структура итальянской промышленности оставалась пестрой.

Итальянская экономика более чем на 90 % состоит из мельчайших, мелких и средних предприятий, большая часть которых была сосредоточена в сфере услуг.

Структурные преобразования - в основу реформ было положено сокращение государственного регулирования и либерализация экономики в целом. Реформы осуществлялись по нескольким направлениям:

- приватизация государственной собственности;

- сокращение дефицита бюджета и государственного долга; - изменение налоговой системы; - реформирование рынка труда.

Приватизация приобрела широкомасштабный характер. Была акционирована национальная сеть железных дорог. Значительно возрос объем биржевых операций с ценными бумагами.

Вырученные средства направлялись на погашение государственного долга и сокращение бюджетного дефицита.

Италия не смогла уменьшить государственный долг до 60 % ВВП, как того требовали Маастрихтские соглашения 9 декабря 1992 года, когда 12 государств – членов Евросоюза в целях формирования единой Европы подписали Маастрихтские соглашения, которые предусматривали к началу XXI века валютный, экономический и политический союз. Ключевое звено – создание единого внутреннего рынка, ликвидация всех границ, а не установление правил для свободного передвижения товаров через государственные границы.

Поэтому Италия была принята в «зону евро» как бы авансом, т.к. она смогла выполнить все прочие условия, главным из которых было сокращение дефицита бюджета до 3 %.

Эта проблема в 1990-е годы была в центре внимания всех правительств (жесткая экономия, урезание социальных программ, сокращение государственных расходов по другим статьям).

Реформирование налоговой системы было направлено на создание благоприятных условий для инвестиций:

- снизились налоги на корпорации;

- вводился льготный налоговый режим для операций по реинвестированию прибыли и выпуску ценных бумаг; - отменены взносы предпринимателей в фонд здравоохранения.

В 1995 году началось реформирование пенсионной системы, направленное на пересмотр квот взносов в пользу работодателей.

Ужесточились меры по борьбе с уклонением от уплаты налогов.

Осенью 1992 года была девальвирована лира – снизился темп инфляции до 4,5 % (самый низкий уровень).

Реформировался рынок труда. В сентябре 1996 года был проведен целый комплекс преобразований на рынке труда: дифференциации ставок заработной платы. В декабре 1998 года заключен Рождественский договор, по которому сокращались налоги с фонда заработной платы и с физических лиц, чьи доходы определялись как средние и ниже средних.

Наши рекомендации