Социально-экономическое развитие. Отметьте, что, несмотря на быстрый рост населения страны в целом, основная масса россиян (свыше 96 %) по-прежнему проживала в деревне

Отметьте, что, несмотря на быстрый рост населения страны в целом, основная масса россиян (свыше 96 %) по-прежнему проживала в деревне.

Особенно важно выделить то, что конец XVIII в. был переломным моментом в истории нашей страны: развитие и укрепление феодальных отношений дошло до предела, за которым следовал постепенный упадок. Именно в это время стали проявляться признаки разложения традиционной феодальной системы. Однако обратите внимание на то, что система вольнонаемного труда в европейской промышленности еще не успела показать своих решающих преимуществ перед трудом крепостным, поэтому вплоть до конца столетия крепостная система хозяйства России выступала как возможный вариант экономического развития в сравнении с капиталистической системой хозяйства.

В качестве основных тенденций развития российской экономики отметьте: 1) рост товарности сельского хозяйства; 2) формирование общероссийского рынка; 3) рост отходничества; 4) увеличение доли наемного труда одновременно с ростом числа мануфактур. Исходя из этого, самостоятельно сформулируйте, в чем заключалось противоречие в экономическом развитии России в данный период.

Политический строй.

Как исходный пункт в работе над данным вопросом отметьте, что после смерти Петра I в российской истории XVIII века выделяются два периода: 1) 1725-1762 гг. – эпоха дворцовых переворотов; 2) с 1762 г. – эпоха "просвещенного абсолютизма". Соответственно в дальнейшей работе постарайтесь сформулировать, чем отличались два эти периода друг от друга.

1. При изучении периода дворцовых переворотов основное внимание обратите на причины их, связанные с борьбой различных интересов среди дворянства (условно – старое и новое дворянство), соответственно отразивших разные представления о модели российского общества. Суть борьбы можно свести к вопросу: продолжать петровские реформы или вернуться к допетровским порядкам?

Отметьте, что в 1730 г. был реальный шанс ограничить права императора (императрицы) сословным представительным органом, но он был упущен из-за разногласий среди верхушки дворянства. В целом же в данный промежуток времени усилилась слабость центральной власти и зависимость правителей от симпатий дворянства.

Как своеобразие российской политической жизни этого периода надо отметить два явления: рост фаворитизма и усиление влияния иностранцев в правящих кругах. Второе явление несколько ослабло в период царствования Елизаветы, вокруг которой сплотилось русское дворянство под патриотическими лозунгами.

2. Суть политики "просвещенного абсолютизма" состояла в укреплении самодержавия, но при опоре на "мудрых советников" и "твердые законы". Обратите внимание на то, что при Екатерине Великой такая политика выступала как путь сближения европейской и российской моделей общества.

Выясните цели и итоги работы Уложенной комиссии (1767-1768 гг.). Обратите внимание на те идеи, которые высказала сама Екатерина в "Наказе", данном этой комиссии. Спорным является вопрос, насколько искренне выдвигала эти идеи императрица, не было ли это лишь попыткой сформировать благоприятное общественное мнение, чтобы укрепить свое положение на престоле.

Перелом в политике "просвещенного абсолютизма" наступил после крестьянской войны 1773-1775 гг. под руководством Е.Пугачева. Определите причины, особенности и итоги этой войны.

После 1775 г. начался ряд реформ в целях укрепления дворянско-крепостнических органов власти по всей стране и создания стройной системы управления. При рассмотрении этого материала выделите основное содержание губернской реформы, а также "Жалованных грамот" дворянству и городам.

При Павле I дворянские свободы и привилегии были несколько урезаны, что привело к конфликту в верхах общества.

Благодаря активности своей внешней политики во второй половине XVIII века Россия стала великой европейской державой. Это было победой начатой еще Петром I политики политической адаптации (приспособления) к Европе, поиска европейских форм “ответа” на “вызов” Европы. Как никогда был высок международный престиж страны. Но политическая роль России в Европе далеко превосходила ее экономическое положение на европейском рынке. Россия оставалась отсталой в социально-экономическом плане страной, что делало ее положение в системе европейской цивилизации нестабильным, противоречивым.

Религия и церковь.

В середине XVIII в. происходит некоторое укрепление позиций официальной православной церкви. Но при Петре III правительство снова стало усиливать контроль над церковью. При Екатерине II все церковные земли были переданы в ведение коллегии экономии. В то же время императрица придерживалась о внутренней политике принципа веротерпимости.

Объясните, с чем было связано изменение отношения властей к церкви.

Культура.

Основная тенденция в развитии культуры в XVIII в. – усиление светского ее направления, которое в итоге становится определяющим в духовной сфере общества.

На основе текста учебника составьте структуру системы образования в России в концу XVIII в. Она сохраняла сословный характер, что обеспечивалось созданием закрытых сословных школ (корпусов). Но при этом образование было доступно и другим сословиям через различные типы учебных заведений (для каждого сословия – свои типы). Всесословными ("общедоступными") были Московский университет, университетская и Казанская гимназии, учительский институт, губернские и уездные народные училища.

Обратите внимание на достижения российских ученых в и успехи отечественных деятелей в различных сферах культуры. Особо отметьте успехи российских землепроходцев и географов, исследовавших восточные регионы.

Вопросы для самопроверки:

1.Что относилось к причинам, а что к предпосылкам полосы дворцовых переворотов в России в середине XVIII в.?

2.Чем объяснить решающую роль гвардейских полков в осуществлении дворцовых переворотов в России в XVIII в.?

3.Определите основные признаки и основное содержание понятия "фаворитизм".

4.Определите основные признаки и основное содержания понятия "просвещенный абсолютизм".

5.Какие изменения в системе государственного управления в России произошли в период царствования Екатерины II ?

6.Почему период царствования Екатерины II получил название "золотой век русского дворянства"?

7.Что относилось к причинам, а что к предпосылкам крестьянской войны под руководством Е.Пугачева?

8.Определите основные итоги и последствия крестьянской войны под руководством Е.Пугачева.

9.Укажите основные изменения в геополитическом положении России в первой четверти XVIII в.

10.Определите основные черты геополитического положения России в середине XVIII в.

11.Укажите основные изменения в геополитическом положении России в последней трети XVIII в.

12.Объясните, почему в России вплоть до конца XVIII в. не предпринимались попытки отменить крепостное право?

МОДУЛЬ 2

Наши рекомендации