Восстановление народного хозяйства и укрепление обороноспособности страны после Второй мировой войны.

Война причинила СССР колоссальный материальный ущерб. Нехватало кадров, специалистов и механизаторов.Трудовые ресурсы государства в результате войны существенно сократились. Численность рабочих и служащих в народном хозяйстве СССР стала на 16% меньше, чем до войны. Наиболее остро нехватка рабочей силы ощущалась в освобожденных от фашистской оккупации Украине, Белоруссии, областях РСФСР, что усложняло здесь восстановление и развитие экономики.Восстановление народного хозяйства СССР началось по мере изгнания оккупантов уже в 1943г. Но первоочередной эта задача стала после победы над фашистской Германией и милитаристской Японией. На начальном этапе государственные и партийные органы оперативно решали задачу перевода экономики страны с военных на мирные рельсы.Осуществляя программу демилитаризации экономики (конверсии), Государственный Комитет Обороны в мае 1945г. принял решение о переводе оборонной промышленности на выпуск товаров для народа. В соответствии с ним материальные и финансовые средства стали направляться на развитие гражданских отраслей экономики. Переход от войны к мирному строительству был связан с изменением форм управления народным хозяйством. В связи с упразднением Государственного Комитета Обороны (сентябрь 1945г.) функции руководства государством перешли к Совету Народных Комиссаров СССР, вскоре преобразованному в Совет Министров СССР. Наряду с этим были упразднены или реорганизованы многие военные ведомства, осуществлялись меры по восстановлению нормальных условий и режима труда. Попоручению ЦК ВКП(б) Госплан СССР активно разрабатывал план перевода военной экономики на мирные рельсы.В марте 1946г. Верховный Совет СССР принял «Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–1950 годы». Ключевая задача четвертой пятилетки заключалась в том, чтобы «восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в значительных размерах» .
Предусматривалось: обеспечить первоочередное восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта; добиться подъема сельского хозяйства и промышленности; обеспечить дальнейший технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства; на должном уровне поддерживать обороноспособность СССР; обеспечить высокие темпы социалистического
накопления.Значительное место в четвертом пятилетнем плане занимала социальная программа. На основе роста производства предполагалось: восстановить довоенный уровень благосостояния народа; увеличить за годы пятилетки национальный доход по отношению к 1940г. более чем на 30%; последовательно снижать цены на все товары, улучшать жилищные условия и культурно–бытовое обслуживание народа; восстановить и расширить сеть начальных и средних школ, техникумов и высших учебных заведений, обеспечить дальнейший расцвет культуры и науки; довести к 1950г. число больничных коек до 985тыс. против 710тыс. в 1940г.; полностью восстановить сеть домов отдыха и санаториев. Особое внимание обращалось на медицинское обслуживание и улучшение здравоохранения инвалидов Великой Отечественной войны.Средствами, которые использовались для выполнения плановых заданий, являлись:• социалистическое накопление на основе мобилизации внутрихозяйственных источников;
повышение производительности труда и снижение себестоимости выпускаемой продукции;• строгое соблюдение государственной дисциплины;• массовое движение изобретателей и рационализаторов;
повышение трудовой активности трудящихся на основе развития соцсоревнования.Новые типы самолетов и авиационных двигателей для гражданской и военной авиации разработали конструкторские бюро, возглавляемые А.Н.Туполевым, С.В.Ильюшиным, А.С.Яковлевым, О.К.Антоновым, В.Я.Климовым, А.И.Микояном, М.И.Гуревичем, С.А.Лавочкиным, А.А.Микулиным, А.Д.Шведовым, Н.Д.Кузнецовым и др. В 1951г. коллектив под руководством академика С.А.Лебедева смонтировал и испытал первую советскую электронную вычислительную машину.Наращивались усилия по автоматизации производства, созданию автоматических поточных линий. В 1950г. вступил в строй первый в мире автоматический завод по производству поршней автомобильных двигателей.В последнем году четвертой пятилетки правительство приняло решение о сооружении крупнейших хозяйственных объектов – Сталинградской, Куйбышевской ГЭС на Волге, Каховской ГЭС на Днепре, Южно–Уральского и Северо–Крымского оросительных каналов, ранее не включенных в пятилетний план. В 1948г. объем промышленного производства в стране превзошел довоенный уровень.Положение в сельском хозяйстве резко усугубилось в 1946г. жесточайшей засухой, которая поразила Украину, Молдавию, юг России. Сучетом планов восстановления сельского хозяйства еще в годы войны были построены три тракторных завода . В результате, вместо трех тракторных заводов, действовавших до войны, к концу четвертой пятилетки их стало семь. Принятые правительством энергичные меры позволили стабилизировать положение с продовольствием и сырьем. Так,в конце 1947г. были отменены карточки на продукты питания и промтовары, проведена денежная реформа, позволившая укрепить финансовое положение государства. В 1947–1950гг. трижды снижались цены на продовольственные и промышленные товары.Тем не менее, развитие аграрного сектора в целом по стране шло с большими трудностями. В 1950г. еще не удалось ликвидировать ущерб, нанесенный сельскому хозяйству войной. Кроме последствий войны давали о себе знать и просчеты в управлении сельским хозяйством.






75. Углубление культа личности И.В. Сталина после Второй Мировой войны. Новая волна репрессий.

Именно в этот момент и наметился поворот. Теперь священное место «мировой революции» занял умеренный русский национализм и своеобразное государственничество. Уже не партия определяла государственную политику, а интересы партийно-государственной номенклатуры определяли политику партии. Коммунизм стал лишь ширмой, прикрывавшей власть бюрократической элиты. Не случайно именно в эти годы некоторые лидеры белой эмиграции перешли к поддержке СССР - с их точки зрения, Сталин отказался от коммунизма и начал возрождать империю.С началом войны коммунистическая идеология оказалась явно несостоятельной, поэтому в советской пропаганде времен войны ключевое место занимали национальные ценности. Всячески подчеркивалась преемственность Советского Союза как наследника царской России: демонстративным шагом стало введение в 1943 году погон, напоминавших погоны царской армии.Одновременно происходило сближение с Русской православной церковью. Первые шаги к нему были сделаны еще до войны, когда снизился накал антирелигиозной пропаганды. В сентябре 1941 года были закрыты антирелигиозные издания, а Союз воинствующих безбожников распушен. 9 ноября 1942 года «Правда» опубликовала поздравительную телеграмму митрополита Сергия, в которой Сталин назывался «богоизбранным вождем». А 4 сентября 1943 года Сталин встретился с тремя высшими иерархами Русской православной церкви и дат согласие на избрание патриарха. Через три дня собрался Поместный собор, избравший патриархом митрополита Сергия. Так было восстановлено патриаршество, упраздненное Петром I.В 1943 году были предприняты и другие важнейшие меры. утвердившие разрыв с предвоенной политической системой: 15 мая Сталин распустил Коминтерн (контроль над деятельностью иностранных компартий СССР осуществлял теперь негласно, с помощью советских спецслужб), а 22 декабря на смену «Интернационалу» пришел новый советский гимн. «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь...» — гласили его первые слова,С 1944 года началась новая волна массовых репрессий, проходивших уже не только по классовому, но и по национальному признаку. Прежде всего, они затронули народы Крыма и Северного Кавказа. Гитлер считал Кавказ лишь промежуточным плацдармом, и потому оккупационный режим там был сравнительно либеральным. Карачаевцы, кабардинцы и бачкариы, поднявшие после отхода Красной армии антисоветские восстания, получили политическую, экономическую и религиозную автономию. В Крыму, которому по замыслу Гитлера предстояло стать немецкой колонией, ни о какой автономии крымских татар речи не было, однако и там нацисты способствовали возрождению националистических и мусульманских организаций.

Вопрос 76.20съезд КПСС:разоблачения культа лчиности и осуждение методов работы Сталина

Мало кто из делегатов ХХ съезда КПСС представлял, что их ожидает на утреннем закрытом заседании 25 февраля 1956 года. Для большинства присутствующих в зале доклад Н.С.Хрущева стал полным откровением, произведя по истине шоковый эффект. Перед докладом делегатам съезда было роздано "Письмо к съезду" В.И.Ленина. Многие, конечно, знали о его существовании, но до этого момента оно не было опубликовано. Конкретные же последствия того, что партия в свое время не реализовала ленинские рекомендации, прежде всего по отношению к Сталину, тщательно скрывались и маскировались. В докладе Хрущева эти последствия были впервые обнародованы и получили соответствующую политическую оценку. В докладе, в частности, говорилось: Хрущев в этом плане ведет критику сталинского режима на основе марксистско-ленинского учения, говоря о нарушениях и отходе от ленинских принципов партийной дисциплины и партийного руководства, в чем и видит причину развития культа личности Сталина. Обоснование разоблачения культа личности ленинскими принципами является первой отличительной чертой доклада Н.С.Хрущева. Особое значение имело разоблачение сталинской формулы "враги народа". Этот термин, говорил Хрущев, сразу освободил от необходимости веских доказательств идейной неправоты человека или людей, с которыми ты ведешь полемику: он давал возможность всякого, кто в чем-то не согласен со Сталиным, кто был только заподозрен во враждебных намерениях, всякого, кто был только оклеветан, подвергнуть самым жестоким репрессиям, с нарушением всяких норм революционной законности. Это понятие "враг народа", по существу, уже снимало, исключало возможность какой-либо идейной борьбы или выражения своего мнения. Хрущев открыто поставил перед делегатами вопрос о неправомерности и недопустимости репрессивной расправы с идейными противниками, и, хотя в докладе дана в основном старая оценка идейно-политической борьбы в партии и роли в ней Сталина, это был, несомненно, смелый шаг и заслуга Хрущева. Что касается ответственности за репрессии, то роль Сталина в создании режима политического террора раскрыта в докладе в достаточно полной мере. Однако прямое участие в политическом терроре сподвижников Сталина и истинные масштабы репрессий названы не были. Хрущев не был готов к противостоянию большинству членов Президиума ЦК, тем более, что сам он долгое время принадлежал к этому большинству. Да это и не входило в его задачу, главным было "решительно, раз и навсегда развенчать культ личности", без чего невозможно было политическое оздоровление общества. Прений по докладу решено было не открывать. По предложению председательствовавшего на заседании Н.А.Булгарина съезд принял постановление "О культе личности и его последствиях", публикованное в печати. Первого марта 1956 года текст доклада с запиской Хрущева и необходимыми правками был направлен членам и кандидатам в члены Президиума ЦК КПСС. Таким образом, хотя высшее партийное руководство СССР и сумело осуществить такой шаг, как всенародное разоблачение культа личности, по существу огласив преступления властей на протяжении практически двух десятилетий, придав борьбе с репрессивным режимом статус официального политического явления, все таки эти меры были еще достаточно слабыми и несмелыми. Об этом свидетельствует ряд фактов, главным из которых является реакция на доклад Хрущева: сам доклад не был опубликован в течение почти 30 лет, "ознакомление" проводилось на собраниях партийных и комсомольских организаций, в трудовых коллективах, под организованным контролем партийных руководителей, без обсуждений, в закрытом порядке. Отчасти эти факты можно объяснить тем, что существовала серьезная опасность возникновения общественного напряжения, поскольку еще было немало людей, сохранивших верность сталинским принципам, для которых его авторитет был непоколебимым. с другой стороны все это могло привести к подрыву авторитета КПСС как лидера в международном коммунистическом и рабочем движении.

Вопрос 77.Поиск путей интенсификации развития экономики и соц сферы СССР:эконом реформы 50-х-начало 60-х гг, их незавершенность.

22 мая 1957 г. на собрании представителей колхозников Хрущев выдвинул знаменитый лозунг “Догнать и перегнать Америку!” по производству мяса и молочных продуктов. В период 1957 — 1959 гг. были проведены административные реформы, большая часть которых не привела к успеху. В 1957 г. был принят закон о перестройке управления промышленностью, по которому вместо министерств в стране создавались Совнархозы. В стране было создано 105 экономических районов на базе существующего административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их территории, передавались в ведение совнархозов. Но переход к территориальной системе управления не принес ожидаемых экономических результатов. В сельском хозяйстве были проведены две административные реформы, цель которых — повышение эффективности сельского хозяйства. Первая заключалась в ликвидации МТС и передаче техники в собственность колхозов. Вторая реформа заключалась в новом укрупнении колхозов, что должно было привести к образованию мощных “колхозных союзов”, способных стать началом индустриализации сельского хозяйства. В конце 50-х гг. стала проводиться линия на свертывание личных подсобных хозяйств, на сокращение личного поголовья скота. После визита Н.С. Хрущева в США все хозяйства заставили переходить к посеву кукурузы. Стремление добиться как можно более весомых успехов в экономике нашло свое отражение и в ситуации с планом 6 пятилетки, когда через год после начала его осуществления, он был срочно пересмотрен, составлен переходный план на 1 — 2 года, а затем был принят “семилетний план” на период 1959 — 1965 гг. Курс на демократизацию включал в себя и гуманизацию социальной политики, ее поворот к нуждам и потребностям людей. Уже с лета 1953 г. Советское государство приступило к осуществлению целого комплекса мер, направленных на повышение благосостояния народа. К концу 1960 г. все рабочие и служащие перешли на семи-шестичасовой рабочий день. Средняя продолжительность рабочей недели составила около 40 ч. В середине 50-х гг. было положено начало становлению системы пенсионного обеспечения рабочих и служащих. Важной задачей явилось установление государственной системы социального обеспечения колхозников. Преобразования этого периода явились первой и наиболее значительной попыткой реформирования советского общества. Но проводившиеся преобразования не принесли ожидаемого эффекта.

Вопрос 78.Полит портрет Хрущева

Хрущев пришел к власти не случайно и одновременно случайно. Не случайно потому, что общество устало от сталинского террора, массовых репрессий, а Хрущев был выразителем того направления в партии, которое в других условиях и, вероятно, по-другому оказалось представлено такими, во многом не похожими деятелями, как Дзержинский, Бухарин, Рыков, Рудзутак, Киров. Это были сторонники развития НЭПа, демократизации, противники насильственных мер в промышленности или в сельском хозяйстве, а тем более в культуре. Несмотря на жестокие сталинские репрессии, это направление никогда не умирало. В этом смысле приход Хрущева был закономерным. Но, конечно, здесь был и большой элемент случайности. Если бы Маленков столковался с Берией, если бы «сталинская гвардия» сплотилась в 1953 году, а не в июне 1957 года, не быть бы Хрущеву лидером. Сама наша история могла пойти по несколько иному руслу. Все более нищавшая и, по сути, полуразрушенная деревня, технически отставшая промышленность, острейший дефицит жилья, низкий жизненный уровень населения, миллионы заключенных в тюрьмах и лагерях, изолированность страны от внешнего мира—все это требовало новой политики, радикальных перемен. После тяжелейшей войны, после сталинской диктатуры страна жаждала перемен. Урожайность зерновых была примерно восемь центнеров с гектара. Промышленность требовала технического перевооружения. Люди остро нуждались в жилье, продуктах питания, товарах народного потребления. Хрущев понимал это, понимал и пытался поправить положение. Мужественный, пронзительно откровенный, ошарашивающий доклад Н.С. Хрущева на закрытом заседании ХХ съезда был первым—и потому самым трудным—шагом к объективной, партийной оценке Сталина. Обсуждение сталинского террора, восстановление законности заметно оздоровили обстановку в партии и стране. Был открыт путь к переменам—и прежде всего к переменам в политическом режим. К сожалению, инерцию старого преодолеть не удалось. Те принципы партийной и государственной жизни, за которые боролся Хрущев, не были притворены в жизнь. Сказывались преимущественно «верхушечный» характер перемен, острая борьба в руководстве партии, сильные позиции тех, кто стремился свести к минимуму резонанс от решений ХХ съезда КПСС. Сказывалась неподготовленность широкой партийной общественности, народа к столь крутой переоценке недавнего прошлого. Сказывалось и давление руководителей многих коммунистических партий, которые опасались, что наращивание критики культа личности будет использовано буржуазией для ослабления авторитета и влияния коммунистов. Он многое начал делать, для того, чтобы поднять сельское хозяйство, модернизировать промышленность, улучшить жизнь людей. Стала меняться вся атмосфера в стране. Но его постоянно заносило. Кукуруза—прекрасная культура. Очень нужная. Но заставляя выращивать ее в Архангельской области значило дискредитировать идею. Подвела Хрущева и традиционная, впитанная в сталинские годы вождистская психология, неготовность всерьез принять коллективное руководство. Борец с культом личности сам оказался его жертвой. Некритическое отношение к самому себе, попустительство славословию в свой адрес, самолюбование подрывали авторитет Хрущева, служили пищей для злых насмешек и анекдотов. Величие Хрущева в том, что он решился сказать правду о сталинских преступлениях и взял курс на обновление, очеловечивание социализма. Его слабости—непоследовательность, колебания, вера в собственную непогрешимость. Он не выдержал испытания властью и лишился ее.

Вопрос 79.Нарастание застойных тенденций в развитии советского об-ва в 70-е годы Л,И,Брежнев и его окружение.

В лице Л. И. Брежнева и его окружения советская номенклатура (государственная, военная, хозяйственная и, наиболее влиятельная, партийная) нашла послушного проводника своей коллективной воли. Новое высшее руководство страны отказалось от реформ в общественно-политической сфере и проводило в жизнь принципиальные установки, формировавшиеся партийной номенклатурой. Брежневская администрация с самого начала взяла курс на свертывание либеральных начинаний хрущевской поры. Затихает критика «культа личности», прекращается реабилитация жертв сталинских репрессий. Особенно же ожесточается идеологический партийный контроль над всеми сферами общественной жизни. Новый курс внутренней политики Л.И. Брежнева многие историки и политологи определяют как «неосталинизм». С самых первых месяцев после прихода к власти Л. Брежнев начал реализацию нового курса. В числе первых оказались решения, обеспечивавшие интересы самой номенклатуры. В 1965 г. ликвидируется разделение партийного аппарата по производственному принципу, слишком приблизившее партократию к непосредственному управлению экономикой. Далее отменяется включенный в 1961 г. в устав КПСС пункт о ротации кадров, который обязывал при каждых выборах менять треть членов парткома от Президиума ЦК до районных комитетов. Это гарантировало стабильность положения и карьеры профессиональных партработников. В период 1965-1970гг. руководство осуществило довольно крупную замену местных кадров, выдвинувшихся во времена Н. Хрущева, поставив вместо них опытных функционеров среднего возраста, которые впоследствии составили основной костяк всей структуры власти. Аппарат КПСС жестко контролировал работу всех учреждений политической системы управления. В 1971 г. в Уставе КПСС было закреплено право контроля деятельности администрации не только на производстве, что было и ранее, но и в НИИ, учебных заведениях, учреждениях культуры и здравоохранения. Усиливался партийный контроль и за деятельностью аппарата гос.органов, министерств и ведомств. Конституция 1977г. впервые в истории страны закрепила руководящую и направляющую роль КПСС в обществе.В 1965 г. в управлении экономикой были ликвидированы совнархозы и восстановлены отраслевые министерства. Произошел не просто возврат к прежней централизованной системе управления, но и, началось ее разрастание. Численность управленческого аппарата достигла 18 млн. человек. Все вопросы управления страной практически решались в Политбюро ЦК КПСС и аппарате ЦК КПСС. Именно сюда сходились все рычаги управления делами государства и общества. Такая же система власти была на местах. Первый секретарь крайкома единолично принимал решения. Л. Брежнев в большей степени, чем Н. Хрущев, использовал чисто аппаратные приемы в своей деятельности. Он постепенно создал послушный себе секретариат, с помощью которого проводил свою линию и решения через Политбюро. Важнейшие для страны решения, как и при Сталине, принимались узким кругом лиц. При Л. Брежневе были негласно запрещены несогласованные выступления членов Политбюро и секретарей ЦК на Пленумах и съездах партии. В закреплении этого курса на «стабильность кадров» сыграла большое значение установка Л. Брежнева на «доверие» к кадрам, «бережное» отношение к ним. Эта установка, закрепленная в решениях партийных съездов, обернулась практически полной бесконтрольностью. На руководящих постах годами и десятилетиями оставались люди, не справлявшиеся со своими обязанностями. Итог такой кадровой политики - укрепление номенклатуры. Руководящие кадры находились на своих должностях до 70-80 лет.

Наши рекомендации