Выборы: сущность, основные принципы избирательного права

С выборами связана реализация политических прав граждан. Выборы – это способ существования демократии, способ смены правящих элит, передачи власти от одних людей к другим мирным путем, через волеизъявление народа.

Выборы – важнейшая составная часть политического процесса. Во время выборов граждане вовлекаются в активную политическую жизнь, обеспечивая народный суверенитет и представительство всех заинтересованных групп населения в системе власти.

Существуют общенациональные президентские и парламентские выборы, выборы в органы местного самоуправления, в законодательные собрания субъектов федерации, а также выборы некоторых местных должностных лиц. Власть, избранная самими людьми, является легитимной, признанной населением, а выборывыступают инструментом легитимации власти, существующей политической системы.

Таким образом, выборы представляют собой своеобразный политический рынок. Потому выборы эффективны тогда, когда в государстве действует избирательное право как система законов, регулирующая процедуру выборов, а также существует гражданское общество.

Для того чтобы избирательная система функционировала успешно, она должна отвечать правовым нормам и международным стандартам, которые определены рядом документов ООН и других международных организаций. В статье 21 Всеобщей декларации прав человека записано, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

Основные принципы избирательного права

Процедура выборов регламентируется избирательным правом каждой страны. Избирательное право — это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. Избирательное право регламентирует вопрос о том, кто может избирать и быть избранным, а также определяет порядок проведения выборов и подведения итогов голосования.

В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов. Это предполагает, что все совершеннолетние граждане государства вне зависимости от пола, расы, национальности, возраста, религии, места жительства напрямую выбирают все вертикали власти.

Существует большое количество форм и методов ограничения действия принципов избирательного права, в первую очередь через цензы.

В разделе 3. Конституции РБ зафиксированы принципы всеобщности, равенства, тайного, прямого и свободного голосования. Так, принцип всеобщности предполагает, что право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет, что не должно быть никаких имущественных и иных ограничений. На деле всеобщее избирательное право ограничено участием в выборах только электората, то есть тех граждан, кто по закону обладает правом голоса. Как правило, электорат и общее число граждан, достигших избирательного возраста, не совпадают. Так, некоторые люди лишаются права голоса в силу определенных житейских обстоятельств, скажем, отсутствие прописки, жилья. По Конституции Республики Беларусь, в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также те, в отношении кого избрана мера пресечения — содержание под стражей.

Принцип равенства означает, что избиратели имеют равное количество голосов. Количество избирателей в каждом избирательном округе также должно быть примерно равным.

Основное правило игры таково: собрать все голоса соперников в нескольких округах, оставляя для себя превосходство во всех остальных.

Согласно белорусскому законодательству выборы являются свободными, то есть избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать.

Принято различать активное и пассивное избирательное, право.

Активное избирательное право — это право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц. В наше время отменены всевозможные сословные, имущественные, образовательные, расово-национальные и другие ограничения – цензы, и круг лиц, пользующихся избирательными правами, весьма широк.

Пассивное избирательное право — это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность. Существуют ограничения и на право быть избранным.

27. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ,
ФУНКЦИИ, ТИПЫ

В избирательном праве каждой страны закрепляется определенная система представительства. Избирательная система — это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.

Функционирование любой избирательной системы можно оценить только во взаимосвязи с формой правления, политической культурой страны, природой ее политических партий.

Выбор той или иной избирательной системы влечет за собой существенные изменения в расстановке политических сил.

Таким образом, избирательная система в каждой стране создается в зависимости от множества факторов, например, состояния политического процесса, политических традиций и культуры, специфики политической идентификации граждан.

В мире существует большое количество избирательных систем, однако их разнообразие может быть сведено к следующим трем типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Мажоритарная система абсолютного большинства. В основе этого типа избирательной системы лежит принцип большинства при определении результатов голосования. Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей.

Существует три разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства, относительного большинства, квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 процентов плюс один голос.

Как правило, выборы по мажоритарной системе абсолютного большинства способствуют формированию относительно стабильных партийных блоков, исключая влияние малочисленных, раздробленных партий.

Мажоритарная система относительного большинства. Кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов. Избирательные округа, как и при системе абсолютного большинства, являются, как правило, одномандатными, то есть от каждого округа избирается только один депутат. Политическим следствием применения мажоритарной системы относительного большинства является двухпартийность, то есть наличие в стране двух постоянно чередующихся у власти политический партий.

Достоинства и недостатки мажоритарных систем

Главным достоинством мажоритарного представительства является учет мнения большинства избирателей определенного округа при формировании органов государственной власти. Из достоинств мажоритарной системы вытекают ее недостатки, являясь их продолжением. Основным недостатком этой системы является то, что она не полностью выражает политическую волю населения. Может теряться, не учитываться практически 49 процентов голосов избирателей, тем самым нарушается принцип всеобщности избирательного права.

Мажоритарная система не дает адекватного соотношения между поддержкой, которую получает партия в стране, и числом ее представителей в парламенте.

Пропорциональная система. Главное отличие пропорциональнойсистемы состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу. Партийные списки могут быть различных видов: закрытые или жесткие и открытые списки.

Для определения результатов голосования устанавливается квота, то есть минимум голосов, необходимый для избрания одного депутата. Для определения квоты общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест.

В ряде стран с пропорциональной системой действует так называемый избирательный порог.

Достоинства и недостатки пропорциональной системы

О популярности пропорциональной избирательной системы свидетельствует тот факт, что во многих странах мира используется именно эта система. Пропорциональная система является наиболее демократичной, позволяя учитывать политические симпатии населения. Она стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий.

В условиях многопартийности, правда, затруднено формирование правительства, которое, как правило, нестабильно. Пропорциональная система не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию. Кроме того, может значительно возрастать роль мелких партий, которые за поддержку более крупных партий требуют постов, привилегий, не соответствующих их реальному месту в политической системе.

Смешанные избирательные системы. Соединяет в себе достоинства и недостатки обеих систем. Степень работоспособности органа государственной власти, избранного по смешанной системе, зависит от характера соединения в ней мажоритарных и пропорциональных элементов.

На такой основе проходят выборы в Германии. Так, одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая — по пропорциональной. Каждый избиратель в этой стране имеет два голоса. Один голос он отдает за кандидата, избирающегося по мажоритарной системе, а второй голос — за партийный список. При такой системе большинство мандатов получают крупные партии, даже при незначительном перевесе сил в большинстве округов. Это позволяет формировать достаточно стабильное правительство.


Наши рекомендации