Политика и религия. конфессиональная политика в республике беларусь

Религиозный фактор как динамичная система религиозно-философских взглядов является условием функционирования религиозных организаций и объединений в современном обществе и государстве, оказывает влияние на жизнь общества. Как правило, он определяет лояльность граждан государству, консолидирует верующих, вносит интегрирующий и стабилизирующий элемент в общественную жизнь государства.

Рост значимости религиозного фактора в политической сфере страны связан с тенденцией, которая обозначается как «религиозное возрождение». Термин «религиозное возрождение» стал общеупотребительным в связи с возрастанием роли религиозного фактора в общественной жизни. Существенно и то, что религия воспринимается человеком как фактор самоидентификации.

По состоянию на 2006 г., в РБ насчитывалось 2886 религиозных общин, в их числе 1349 — православных и 438 католических, старообрядческих — 33, Христиан веры Евангельской — 488, иудейских— 28, исламских — 24. Число религиозных общин продолжает увеличиваться. Всего насчитывается 2006 культовых помещений. В религиозных организациях осуществляют свою деятельность 2712 служителей культа, в том числе 1289 православных священника и 376 католических ксендзов.

Усложняющаяся структура конфессионального пространства республики является одной из причин периодически возникающей напряженности в межконфессиональных отношениях.

Одной из основных характеристик религиозной ситуации является уровень религиозности населения. По результатам соц. исследований, половина населения Беларуси в той или иной степени испытывает религиозные потребности.

Другим показателем отношения населения к религии является конфессиональная самоидентификация, которая может не совпадать с идентификацией по признаку веры–неверия. В целом по конфессиональной принадлежности опрошенные распределились следующим образом: 80% православные; более 10% –католики; почти 2% –разным направления протестантов; 0,2% мусульмане; 0,2% – иудеи; еще около 1% исповедуют другие религии.

Вместе с тем показатели степени религиозности (интенсивности проявления религиозности и участия в религиозной жизни) значительно ниже показателя уровня религиозности.

Борьба всех религиозных организаций за влияние на сознание верующих проходит в специфических условиях постсоветского общества, для которого характерны низкий уровень религиозной культуры, это значит уровень знаний и отправления обрядов институционально оформленных конфессий.

Специфика современной религиозной ситуации заключается в следующем: наблюдается повышение роли религиозного фактора, что проявляется в росте религиозных организаций; постоянная жесткая конкуренция религиозных организаций и объединений в борьбе за влияние на население и пополнение своей паствы.

Религия и политика в реальной жизни всегда тесно переплетены одна с другой. Власть всегда стремилась использовать религиозные организации, втягивая их в те или иные политические процессы. С другой стороны, сами религиозные организации нередко боролись за приоритет над светской властью, используя свое духовное влияние на массы.

В этой связи такую религиозную организацию, как церковь, можно рассматривать как одну из сил или институтов, которые формируют политику, наравне с такими институтами, как само государство, политические партии, СМИ и т.д. При этом степень и характер воздействия религиозного фактора на политику различны, но его присутствие в политических действиях и движениях– явление далеко не случайное. Это объясняется сущностными характеристиками как религии, так и политики.

Вопреки принципу размежевания политики и религии, в нынешней Беларуси религиозные организации довольно активно участвуют в политической жизни, идеологических и партийных противостояниях, в межнациональных коллизиях и т.д. Религиозная идеология взята на вооружение рядом общественно-политических партий и движений. В результате их действия часто находят отражение в нормотворческих идеях и проектах.

Религия никогда не сводилась лишь к вере в Бога и в потустороннюю жизнь, к совершению религиозных обрядов. Именно социальные учения позволяли монотеистическим религиям овладевать массами и тем самым влиять на расстановку сил в обществе.

Религиозно-политический процесс – это расстановка религиозных и политических сил в определенный момент. Сущностьрелигиозно-политического процесса заключается в производстве посредством его участников такого социального порядка и социальных изменений, которые были определены религиозной доктриной стремящихся к власти группы людей.

Таким образом, определение приоритетов государственной политики в сфере свободы совести требует учета всего комплекса проблем, накопившихся в религиозно-церковной сфере, с одной стороны, и в отношениях церкви с государством, с другой. Только в результате совместных усилий государственно-конфессиональные и межконфессиональные отношения могут приобрести гармоничный характер.


Наши рекомендации