Понятие и сущность избирательного права. Принципы и источники избирательного права в рф.

Избирательное право - совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента РФ, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в ОМСУ.

Избирательное право - один из наиболее значимых институтов КП РФ. Кроме того, используется как название одного из субъективных прав российских граждан. Активное и пассивное избирательное право.

Избирательное право РФ имеет свои источники. Ими являются НПА, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких ист-ков относятся:

- КРФ, конституции республик в составе РФ, уставы краев, областей, городов фед.значения, автономной области, автономных округов;

- ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гр-н РФ» (с изм. и доп.), другие ФЗ (ФЗ от 26.11.1996г. «Об обеспечении конституционных прав гр-н РФ избирать и быть избранными в ОМСУ»), а также законы субъектов РФ, подробно регламентирующие организацию и порядок проведения выборов в органы гос.власти и ОМСУ;

- указы и распоряжения Президента РФ, акты глав администраций и других руководителей исп.органов субъектов РФ и по вопросам организации и проведения выборов.

Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями ГД РФ и Центризбиркомом. Избирательная система и избирательное право РФ базируются на основных гарантиях избирательных прав гр-н РФ, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются nринциnы проведения выборов (nринциnы избирательного права) в РФ.

Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Всеобщим является такое избирательное право, при кот. все взрослые гр-не имеют право участвовать в выборах. Гр-н РФ, достигший 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного КРФ, ФКЗ, ФЗ, конституциями, уставами, законами субъектов РФ - быть избранным в органы гос.власти и ОМСУ.

Гр-н РФ может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют избир.права гр-не, признанные судом недееспособными, и гр-не, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Активным избир.правом обладает гр-н, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гр-на РФ вне его м.ж. во время проведения в округе, в котором расположено данное м.ж., выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы гос.власти соотв. субъекта РФ, ОМСУ. Законом активное избир.право может быть предоставлено гр-ну, М.ж. которого расположено за пределами избир.округа.

Ограничения пассивного избир. права, связанные с нахождением м.ж. гр-на РФ на определенной территории РФ, включая требования к продолжительности и сроку проживания гр-на на данной территории, устанавливаются только КРФ.

ФЗ, конституцией (уставом), законом субъекта РФ могут устанавливаться доп.условия реализации гр-ном РФ пассивного избир.права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного числа сроков подряд. Уставом МО могут устанавливаться доп.условия реализации гр-ном РФ пассивного избир.права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы МО более установленного кол-ва сроков подряд.

При наличии в отношении гр-на РФ вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать гос. и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гр-н не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы гос.власти или ОМСУ состоялось до истечения этого срока.

Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать на день голосования 21 год на выборах в законодательный (представительный) орган гос.власти субъекта РФ.

Депутаты, выборные д/л, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деят-тью, а также иной оплачиваемой деят-тью за исключением... Депутаты законодательных органов гос.власти не могут занимать иные гос.должности, должности гражданской службы и муниципальные должности, быть депутатами иных законодательных органов гос.власти или представительных органов МО, выборными д/л МСУ.

Выборные д/л МСУ не могут быть депутатами законодательных органов гос.власти, занимать иные гос.должности, должности гос.гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы.

Депутаты представительных органов МО не могут занимать муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных органов гос.власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного д/л, могут устанавливаться ФЗ.

На основании межд.договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностр.гр-не, постоянно проживающие на территории МО, имеют право избирать и быть избранными в ОМСУ, участвовать в других избирательных действиях на этих выборах на тех же условиях, что и гр-не РФ.

Выборы, проводимые в РФ, являются равнымu. Это означает, что:

- каждый избиратель имеет один голос, что обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей, он голосует лично, и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.

- все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, что обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другими избирателями, а избирательные права всех гр-н охраняются законом.

Т.о., только при наличии двух названных элементов выборы могут считаться равными.

Выборы в РФ являются прямыми. Прямое избир.право означает, что избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Преимущество все избираемые органы гос.власти являются непосредственно представительными органами народа. Тем самым создается возможность постоянной тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой.

Голосование на выборах в РФ тайное. Это означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

Участие гр-на РФ в выборах является свободным и добровольным.

Никто не вправе воздействовать на гр-на, чтобы принудить его к участию в выборах, а также на его свободное волеизъявление, что обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается.

Гр-н РФ, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избир.прав. дип. и консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие рос.гр-ну в реализации избир.прав, установленных законом.

Деят-ть комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определения результатов выборов, осуществляется открыто и гласно.

Ин.гр-не, за исключением случаев, указанных в законе, лица без гр-ва, ин. организации не вправе осущ. деят-ть, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению опр-ных рез-тов на выборах.

Выборы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в их деят-ть со стороны законодательных и исп. органов гос.власти, ОМСУ, организаций, д/л, иных гр-н не допускается.

Срок полномочий органов гос.власти ОМСУ устанавливается соответственно КРФ, ФЗ... и не может быть более пяти лет.

Днем окончания срока является второе воскресенье марта или октября года (в год про ведения выборов депутатов ГД РФ очередного созыва - день голосования на указанных выборах. Если эти дни совпадают с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным дне, либо второе воскресенье или октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, днем окончания срока является соответственно первое воскресенье. Совмещение дней голосования на выборах разного уровня, в рез-те которого избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или доп.выборов, не допускается.

Изменение срока полномочий не допускается.

Выборы органов или депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.

Выборы органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган.

День голосования на выборах в фед.органы гос.власти определяется в соотв. с ФЗ.

Днями голосования на выборах в органы гос.власти субъектов РФ, ОМСУ являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных ФЗ, второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов указанных органов.

В случае досрочного прекращения полномочий, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через 5 месяцев со дня досрочного прекращения полномочий.

Голосование на выборах м/б назначено только на воскресенье.

Решение о назначении выборов в фед.орган гос.власти принято не ранее чем за 110 дней и не позднее 90 дней до выборов. В орган гос.власти субъекта - не ранее чем за 100 дней и не позднее 90 дней. В ОМСУ - 90-80 дней соотв. Решение подлежит офиц.опубликованию в СМИ не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки опубликования м/б сокращены, но не более чем на 1/3.

Если уполномоченный на то орган не назначает выборы в уст-ые з-ном сроки, то выборы назначаются: в фед.органы гос.власти - Центризбиркомом РФ, в органы гос.власти субъектов РФ - избир.комиссией субъекта РФ не позднее чем за 80 дней до дня голосования, в ОМСУ - соотв. избир.комиссией не позднее чем за 70 дней до голосования. Решение избир.комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения установленного законом срока официального опубликования решения о назначении выборов.

Если не назначают выборы, то соотв.суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, органов гос.власти, прокурора ... может опр-ть срок, не позднее которого уполномоченные на то органы или д/л, а в случае их отсутствия - соотв. избир.комиссия должны назначить выборы.

Наши рекомендации