Выборы как процесс. Главные субъекты избирательного процесса. Основные стадии избирательного процесса.

Выборы как процесс. Главные субъекты избирательного процесса. Основные стадии избирательного процесса.

Виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

34. Избирательная система Республики Беларусь: основные принципы. Изменения в избирательном кодексе Республики Беларусь (2010 г.).

35. Сущность и классификация политических конфликтов.

36. Политический кризис. Разновидности кризисов власти. Пути и способы разрешения политических конфликтов

37. Понятие и разновидности международных отношений. Субъекты международных отношений.

38. Основные принципы и тенденции современных международных отношений.

39. Понятие и разновидности внешней политики. Геополитика как наука и деятельность государств на международной арене.

40. Особенности современного геополитического положения Республики Беларусь.

1. Республика Беларусь в системе международных отношений.

Материалы для подготовки к экзамену

Границы политики в обществе?

Границы политики в обществе, определяемые степенью вмешательства государства в различные его сферы, подвижны, изменчивы. В обществе есть вопросы (охрана безопасности граждан, развитие международных связей, охрана границ и т.д.), которые требуют постоянного властного регулирования, т.е. всегда являются политическими. Но любая общественная проблема может стать политической, если затрагивает интересы всего общества и требует обязательных для всех граждан решений и соответствующего вмешательства государства.

Проникновение политики в общество не означает, что она не имеет границ, пределов. Где должны быть эти границы? В мировой политической мысли существовали и существуют следующие основные концепции, в рамках которых называются наиболее оптимальные, по мнению авторов, варианты границ политики в обществе, которые приближают это общество к идеальному.

Тоталитарные концепции исходят из необходимости всеобъемлющей политизации общества, когда государство непосредственно управляет всеми сферами, фактически упраздняя гражданское общество, автономию частной жизни. Границы политики совпадают с границами общества. Такой вариант организации общества существовал в истории реально (тоталитарные режимы ХХ века в Германии – 30-40-е гг, сталинский режим в СССР, политический режим Северной Кореи и др.).

Анархистские концепции, отождествляя политику с насилием, подавлением личности, считают необходимым сократить ее до минимума, заменив ее добровольным объединением снизу доверху свободных граждан. Политика в данном случае вообще должна исчезнуть из общества. Общества, выстроенные на данных принципах, реально в истории не существовали, т.к. создать социальную систему без государственного управления невозможно.

Либеральные концепцииразделяют общество на государство и гражданское общество. Государство должно решать конкретные, ограниченные задачи - охрана общественного порядка, обеспечение прав и свобод личности, создание благоприятных условий хозяйствования, но оно не должно вмешиваться в дела гражданского общества. Сфера политики ограничена. Границы политики, по мнению либералов, определяются практической целесообразностью, т.е. конкретно-историческими условиями той или иной страны. Степень вмешательства государства в жизнь общества может в один период времени увеличиваться, а в другой – уменьшаться, но всегда это вмешательство должно регулироваться законами.

Данная позиция по вопросу о границах политики в обществе является в настоящее время наиболее признаваемой как в теории, так и на практике в современной западной политической культуре, которая формируется с ориентацией на демократические политические ценности и выстраивание правового государства.

Повторение

ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ПОЛИТИКА»
П О Л И Т И К А 1. Политика(в широком смысле слова) – сфера общества, где совершаются политические действия: А) действия государства по отношению к членам общества (действия «сверху-вниз»; Б) действия членов общества по отношению к конкретным органам власти (действия «снизу-вверх»).  
2. Политика (в узком смысле слова) – деятельность различных субъектов за завоевание, удержание и укрепление государственной власти;  
3. Политика– деятельность государства по управлению обществом.


ВИДЫ ПОЛИТИКИ (Разновидности деятельности государства по управлению обществом)
Внутренняя: • Экономическая • Социальная • Демографическая • Культурная • Молодежная • Конфессиональная и др.   Внешняя: • Оборонительная   • Политика по налаживанию экономических и культурных связей с другими странами и др.  
Границы политики в общества (позиции политических концепций)
Тоталитарные концепции Анархистские концепции Либеральные концепции
Должна быть всеобщая политизация общества Политика в обществе должна быть сокращена до минимума Сфера политики должны определятся практической необходимостью

Функции политологии

Познавательная - политология исследует и объясняет политические явления и процессы и вооружает граждан систематизированными знаниями о политической жизни общества.

Инструменталистская (практическая) – на основе полученных знаний о политической жизни политологи вырабатывают рекомендации (создают политические технологии) для субъектов политических действий, которые становятся инструментом совершенствования политических отношений в обществе.

Прогностическая – политологи на основе полученных знаний определяют ближайшие и отдаленные перспективы политического развития общества, моделируют будущие политические процессы и отношения.

Мировоззренческая – политология вырабатывает конкретные политические идеалы и ценности для формирования определенной политической ориентации граждан в стране.

Повторение

ПОЛИТОЛОГИЯ
Объект политологии (на какую часть общества обращают внимание политологи) Политическая сфера общества
Предмет политологии (какие конкретно процессы они изучают в этой части общества) Только процессы, связанные с завоеванием и функционированием политической власти
Методы познания в политологии
Эмпирические Общелогические Принципы философии как методы познания
1. Наблюдение 1. Анализ 1. Принцип развития
2. Документальный 2. Синтез 2. Принцип всеобщей связи
3. Опросный 3. Обобщение 3. Принцип системности
4. Абстрагирование 4. Принцип детерминизма
5. Аналогия
Структура политологии как науки (уровни познания)
Теоретический Исследование общих закономерностей политических процессов
Прикладной Разработка практических рекомендаций участникам политики
Структура политологии как учебной дисциплины
1.Политология – наука и учебная дисциплина.
2. Политика и политическая власть.
3. Политическая система и основные политические институты общества.
4. Политический процесс.
5. Государственная политика и управление.
5. Политическая культура и идеология.
6. Международные политические отношения и геополитика
Функции политологии
Познавательная
Инструменталистская (практическая)
Прогностическая
Мировоззренческая

Структура государства

(из каких частей, элементов состоит государство как аппарат управления?)

  Глава государства
Органы законодательной власти Органы исполнительной власти Органы судебной власти
Парламент - разрабатывает, обсуждает и принимает законы. Правительство, органы исполнительной власти на местах (в областях, городах, селах) – реализует принятые законы на территории страны. Система судов – осуществляет правосудие, наказывает нарушителей законов
Кроме представительных органов в состав государства входят: - прокуратура - милиция (полиция) - органы государственной безопасности - вооруженные силы - тюрьмы

Функции государства:

Внутренние:

· Экономическая- регулирование и управление экономикой

· Социальная – управление процессом распределения доходов в обществе, регулирование национальных, социально-классовых, конфессиональных отношений

· Культурная – управление развитием науки, искусства- духовной культуры

· Правовая - охрана общественного порядка,контроль за соблюдением законности

Внешние:

· Оборонительная - защита интересов данной страны в ее взаимоотношениях с другими странами, обеспечение обороны страны

· Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами

Основные концепции происхождения государства
Теологическая
Патриархальная
Договорная
Марксистская
Теория насилия и захвата

Смешанная республика

Президент, учитывая расстановку сил в парламенте, назначает главу правительства – премьер-министра и совместно с ним формирует правительство. Правительство несет двойную ответственность: перед президентом и парламентом

Президентская республика: (Франция, Россия, Беларусь)

· Президент избирается напрямую народом и является главой исполнительной власти и главой государства в целом, его полномочия огромны.

· Президент самостоятельно формирует правительство (назначает премьер-министра и министров)

· Президент имеет право отлагательного вето (может не подписать закон и возвратить его в парламент на доработку)

Парламентская республика: (Германия, Италия)

· Парламент является в стране единственным органом, избираемым напрямую народом

· Парламент формирует правительство из состава той партии, которая победила на парламентских выборах

· Президент избирается парламентом и функции его ограничены

Смешанная республика (см. информацию выше) (Украина, Латвия,Литва)

Как формируется парламент?

Обычно однопалатный парламент и нижняя палата двухпалатного парламента избирается прямым голосованием избирателями страны.

Верхняя палата двухпалатного парламента формируется в разных странах по- разному – используются следующие способы:

p Голосование избирателей (прямые и непрямые выборы)

p Назначение главой государства

p Наследование поста депутата по принципу родства и др.

Во многих странах при формировании палат существуют численные ограничения. В мировой политической практике, считается оптимальным, если один миллион человек населения представляют от 9 до 17 депутатов.

Заседания палат в полном составе проводятся весьма редко. Поэтому для того, чтобы их решения были правомочны, определяется кворум (от лат. quorum – присутствие достаточно) – необходимое число присутствующих депутатов для принятия законодательных актов. В Республике Беларусь кворум составляет 2/3 депутатского корпуса.

Вступление закона в силу

Повторение

СТРУКТУРА ПАРЛАМЕНТА
Председатель (спикер) Вице- председатели (вице-спикеры)
Профильные парламентские комиссии (комитеты) (осуществляют подготовительную работу по созданию и оценке законопроектов)
Партийные фракции в парламенте
  Выборы как процесс. Главные субъекты избирательного процесса. Основные стадии избирательного процесса. - student2.ru ФУНКЦИИ ПАРЛАМЕНТА
Выборы как процесс. Главные субъекты избирательного процесса. Основные стадии избирательного процесса. - student2.ru ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ: деятельность по изданию законов
Выборы как процесс. Главные субъекты избирательного процесса. Основные стадии избирательного процесса. - student2.ru ФИНАНСОВАЯ:утверждение бюджета страны и отчета правительства о выполнении бюджета предыдущего года, установление налогов
Выборы как процесс. Главные субъекты избирательного процесса. Основные стадии избирательного процесса. - student2.ru КОНТРОЛЬ НАД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА
Выборы как процесс. Главные субъекты избирательного процесса. Основные стадии избирательного процесса. - student2.ru ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ: избрание президента в некоторых странах, назначение премьер-министра в парламентской республике и парламентской монархии, высших судей и др.
Выборы как процесс. Главные субъекты избирательного процесса. Основные стадии избирательного процесса. - student2.ru ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ: ратификация и денонсация международных договоров и соглашений, заключенных главой государства или правительством
Главная функция парламента – законотворческая
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Выборы как процесс. Главные субъекты избирательного процесса. Основные стадии избирательного процесса. - student2.ru
   
1. Разработка законопроекта и внесение его в парламент

Выборы как процесс. Главные субъекты избирательного процесса. Основные стадии избирательного процесса. - student2.ru

2. Обсуждение законопроекта в профильной комиссии и на пленарных заседаниях

Выборы как процесс. Главные субъекты избирательного процесса. Основные стадии избирательного процесса. - student2.ru

3.Принятие законопроекта

Выборы как процесс. Главные субъекты избирательного процесса. Основные стадии избирательного процесса. - student2.ru

4. Промульгация
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА
Определение понятия Законодательная инициатива – право органа или лица, определенное Конституцией страны, вносить проект закона в парламент Выборы как процесс. Главные субъекты избирательного процесса. Основные стадии избирательного процесса. - student2.ru  
       
Выборы как процесс. Главные субъекты избирательного процесса. Основные стадии избирательного процесса. - student2.ru СУБЪЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ
Глава государства (президентская или королевская законодательная инициатива) Выборы как процесс. Главные субъекты избирательного процесса. Основные стадии избирательного процесса. - student2.ru Выборы как процесс. Главные субъекты избирательного процесса. Основные стадии избирательного процесса. - student2.ru Правительство(правительственная законодательная инициатива)
Депутаты Выборы как процесс. Главные субъекты избирательного процесса. Основные стадии избирательного процесса. - student2.ru (парламентская законодательная инициатива) Выборы как процесс. Главные субъекты избирательного процесса. Основные стадии избирательного процесса. - student2.ru Избиратели в определенном количестве (народная законодательная инициатива)

Голосование

Выборы как процесс. Главные субъекты избирательного процесса. Основные стадии избирательного процесса.

Наши рекомендации