Понятие, признак, структура и функция политических партий.
Именно в партиях конкретно выражаются основополагающие принципы демократии: политический плюрализм, представительство, выборность должностных лиц. Партия отображает общегрупповые интересы и цели разнообразных слоев населения, их идеалы и ценности, утопии и идеологии. Через этот институт люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов. Таким образом, партия развивает как прямые, так и обратные связи народа и государства.
В отличие от других организаций для партии характерны следующие признаки:
§ Наличие постоянной организации на общенациональном и местных уровнях;
§ Сознательная постановка целей, которые должны быть реализованы после прихода к власти;
§ Стремление приобрести поддержку со стороны народа.
Названные признаки, раскрывающие специфику партий, отличают их от общественных движений, объединений и ассоциаций, религиозных обществ и групп, которые менее организованы и не ставят своей целью завоевание власти.
Главные функции партий, конкретно выражающие предназначение этого политического института, таковы:
§ Выражение и объединение политических интересов.
§ Борьба за власть.
§ Осуществление политической ориентации и политической мобилизации (иначе: идеологическая функция).
Для того, чтобы добиться своих целей, партии необходимо поднять, организовать граждан на политическое участие. Эта функция проявляется:
- в разработке теоретических концепций, резолюций, лозунгов, осуществляемых «мозговыми трестами», специальными идеологическими учреждениями - научными центрами и институтами партии. С этой целью проводятся разнообразные исследования, выясняющие интересы и склонности различных слоев населения, предпринимается зондаж электората;
- в распространении своей идеологии и партийной информации, пропаганде своих ценностей и традиций, в интересах расширения числа своих членов и сторонников, обеспечения преемственности социальной базы партии, вовлечения новых людей в партийную деятельность.
Выборы- только самая активная фаза деятельности партий. И после выборов они стремятся увеличить электоральную поддержку правящему или оппозиционному курсам, организуя различные кампании в средствах массовой информации, акции поддержки (или недоверия) правящему режиму, другие мероприятия, призванные убедить население в правильности (или неверности) сделанного выбора.
· По организационной структуре:
В данном случае принято выделять партии парламентские (где в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты), лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и авангардные (построенные на принципах территориально-производственногообъединения своих членов и демократического централизма). Существуют партии с фиксированным членством (таких партий большинство) и партии без фиксированного членства (к ним относятся Республиканская и Демократическая партии США, Консервативная партия Великобритании, Либеральная и Прогрессивно-консервативная партии Канады).
· По размещению на шкале политического спектра: левые, правые, центристы.
Левыми принято считать те партии, которые защищают интересы трудящихся (наемных работников, мелких собственников) и выступают за перемены в их положении. Правыми - те, которые отстаивают существующие порядки или стремятся изменить соотношение в пользу крупных собственников. Центристы занимают промежуточное положение (например, в Федеративной Республике Германии Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) считается левой, Свободная Демократическая партия (СВДП) - центристской, Христианско-демократический союз (ХДС) и Христианско-социальный союз (ХСС) - правыми партиями). По идеологическим основаниям:
Консервативные партии (в основном ориентирующиеся на твердую устойчивость существующих порядков), либеральные (ратующие за осторожные изменения и выдвигающие на первый план рыночные принципы), клерикальные (использующие религиозные догматы), социалистические (ориентирующиеся на реформистские преобразования в интересах трудящихся), коммунистические (выступающие за революционное преобразование современного общества), фашистские (имеющие антидемократический характер и основанные на культе силы и жестокости).
· По положению в политической системе общества:
Оппозиционные и правящие партии, легальные и нелегальные, партии-лидеры и партии-аутсайдеры, партии, правящие монопольно и правящие в составе коалиции и т.д. Оппозиционные партии имеют особый политический менталитет, образ политических действий, определяемых главной задачей - завоеванием власти. Как правило, эти партии подвергают критике существующее общество и политические структуры. Они противопоставляют себя другим партиям и особенно решительно правящим партиям. Им свойственны более идеологизированное мышление, склонность к конфронтации. Правящая партия весьма существенно отличается от оппозиционной. У нее резко возрастает удельный вес и значение деятельности в парламенте, в составе правительственных органов, ибо правительства в странах западной демократии почти всегда носят четко выраженный партийный характер. Естественно, что более значимыми для правящих партий становятся задачи экономические, управленческие. Политические действия в результате этого приобретают более прагматический характер, что может приводить к разрыву с предвыборной идеологией и программой. И это не случайно, ибо, становясь правящей, партия, члены которой формируют правительство, должна представлять не отдельные группы, а нацию в целом.
· Весьма характерно для современной политической науки типологизировать партии в зависимости от:
социальных (аграрные партии), этнических (ультралевая баскская партия «Эррибатасуна»), демографических (женская объединенная партия Бельгии) и культурологических (партии любителей пива в Германии и России) оснований образования этих институтов власти. Именно благодаря партиям обеспечивается функционирование законодательных собраний и исполнительной власти. Можно утверждать, что именно сильные партии не ослабляют, а, наоборот, усиливают государство, укрепляя каналы обратной связи последнего с обществом, его контроль над политическим процессом. Соответственно, слабость партий неизбежно оборачивается слабостью государства.