Объект и предмет политической науки. Структура политологии, ее место в системе общественных наук.
Объект и предмет политической науки. Структура политологии, ее место в системе общественных наук.
Политология – наука о политике. Единая, интегральная наука, включающая в себя политическую философию, политическую социологию, политическую историю, политическую психологию и т.д. Все эти науки создают структуру политологии.
Объект – политика, т.е. все имеющиеся в обществе отношения подчинения, институты, в той или иной степени имеющие отношение к власти, политические отношения и процессы, мир политического в целом, а категории политики – термины, которыми она оперирует.
Предмет – закономерности возникновения, становления, функционирования и развития власти, устойчивые и повторяющиеся связи, отношения и зависимости мира политического, которые оформляются в законы, тенденции и закономерности функционирования и развития политики.
Единая политическая наука состоит из: Теория государства и права, Политическая теория, сравнительная политология, теория международной политики, политическая история, политические институты и процессы.
На стыке этих теорий и учений существуют следующие науки:
1. Политическая лингвистика (Стык теории гос-ва и права и политической теории) 2. Политическая астрология (политическая теория и сравнительная политология) 3. Политическая психология (сравнительная политология и теория международной политики) 4. Политическая география – изучает влияние географических факторов на политику (теория международной политики и политическая история) 5. Экономика, математика и моделирование (Политическая история и политические институты и процессы) 6.Политическая социология
Функции политологии:
1) Методологическая. Создает фундамент анализа полит институтов и процессов
2) Познавательная. Позволяет глубже уяснить функции и специфику власти в данной стране и данном регионе
3) Управленческая. Создает необходимую теоретическую базу для практического управления.
4) Прогностическая. Исследует тенденции развития политической сферы общества.
5) Идеологическая. Предполагает, что результаты исследований должны применяться в идеологии.
2. Этапы развития политологии как самостоятельной науки.
Можно выделить три крупных периода в истории формирования и развития политологии.
· предыстория от античности до Нового времени (Аристотель, Платон, Цицерон, Фома Аквинский и др.). Значение - накопление и передача от поколения к поколению политического знания.
Исторически первой формой осмысления политики была еерелигиозно-мифологическая трактовка. Судя по сохранившимся источникам, воII—I тысячелетиях до н.э. у всех древних народов господствовали представления о божественном происхождении власти и общественно-политического строя и сами эти представления передавались обычно в форме мифов.
Примерно с серединыI тысячелетия до н.э. наметилась тенденция рационализации политических взглядов, появляются первые политические категории и дефиниции, а затем и целые концепции. (Духовное наследие античности)
Наиболее четко размежевание политической науки, философии и этики осуществил в XVI в. Н. Макиавелли. Он выделил политические исследования в качестве самостоятельного научного направления, поставил в центр анализа проблемы государства и власти, разработал целый комплекс методов борьбы за власть. Это крупный шаг на пути превращения политологии в самостоятельную науку!
1662г. – появилось это учение в шведском городе Урсала.
1672г. – возникла свободная школа политических наук во Франции.
Примерно с середины XVIII до конца XIX в. политология постепенно вычленилась из комплекса социальных и гуманитарных наук.
1857г. – возникла кафедра политологии в США (это и есть дата, когда политология зародилась как отдельная наука).
В 80—90-х годах XIX и первые десятилетия XX в. она уже институционализировалась и утвердилась в качестве особой дисциплины с собственным предметом исследования, методологией, методами.
1903г. – возникла Американская ассоциация политических наук.
В России политология как наука появилась после 1989 года.
Средневековье
- Обоснование абсолютной монархии
- Поиск средств ограничения сильной центральной власти
- Приоритет церковных законов
- Божественная интерпретация государства и власти
Августин Блаженный
- Несовершенство земной жизни от первородного греха
- обосновывал и оправдывал существование имущественного неравенства людей в обществе
- Град Божий – Церковь
- Град земной – Государство
Совершенствовать государство можно, только совершенствуя христианство.
- Государство — наказание за первородный грех; является системой господства одних людей над другими; оно предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире.
- Функции государства: обеспечение правопорядка, защита граждан от внешней агрессии, помогать Церкви и бороться с ересью.
Фома Аквинский
- Власть от Бога
- Приоритет духовной власти над светской
- Вечное право – божественный разум
- Божественное право – заповеди
- Позитивное право – право монарха
Признал, что с властью можно не соглашаться, если это противоречит христианству.
7. Политические взгляды Н. Макиавелли
Николо Макиавелли – итальянский политический деятель, историк, писатель, работал госсекретарем Флоренции. Эпоха Возрождения. Ведущая работа «Государь».
Маккиавелизм– политика, основанная на грубой силе (равнодушие к вопросам морали). Более того, Николло говорит не об идеальном государстве, как в античности или средневековье, а о реальном (из двух зол выбирают меньшее)
Государь: Отношения с государем по маккиавели ведут – народ, знать, войско, советники, соседи (союзные или вражеские страны).
«Государь» - новый тип человека, который может присваивать себе необходимые качества. («Государь должен иметь умение отступать от добра и по надобности им пользоваться»)
Качества государя – решительность и твердость, лев+лиса, доблесть, честность и вероломство, прямота и лицемерие, щедрость и скупость, жестокость и милосердие.
Вклад в политологию:
1) выделил политику, как самостоятельную сферу общественной жизни, независимую от морали и религии (Впервые политика- отдельная область!)
2) положил начало политологии как науке, введя понятие «государство» и рассмотрев различные методы политической борьбы
3) цель оправдывает средства
4) политический интерес-двигатель событий
5) идеи о всеобщей воинской обязанности
6) «глупость людей в том, что они часто не замечают отравы внутри того, что внешне выглядит хорошо» - не надо БЫТЬ зайкой, надо им казатьсяJ
7) Государя важнее бояться, чем любить, потому что страх долговечнее, но от ненависти стоит уберечься. Государь должен уметь ручаться поддержкой граждан.
8) государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов.
9) Должно быть несколько советников, которые дают советы, только когда их просят
10) сменил концепцию Фомы Аквинского «о граде земном и граде небесном» (теологическое обоснование власти) на концепцию «государя» (национальный интерес)
11) выделили интересы различных групп («народ», «знать»), как причины развития государства
8. Основные положения работы «Левиафан» Т. Гоббса.
Гоббс – английский писатель, философ, политолог. Ведущая работа – «Левиафан».
У Гоббса очень сильное государство – монстр и нет как такового гражданского общества. Власть бесконтрольная абсолютная и неделимая.
Естественное состояние: до той поры пока не существует единой власти, способной к поддержанию порядка, все люди находятся в состоянии войны друг с другом — войны всех против всех. Характеризуется полным отсутствием доверия между людьми и неизбывным страхом насильственной смерти.
Естественные законы:
Естественный закон – правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни и пренебрегать тем, что он считает наилучшим средством для ее сохранения.
1. Правило разума: добиваться мира, если есть надежда на него, если мира нельзя достигнуть, то можно использовать любые средства, дающие преим-ва в войне
2. Второй закон:поступай к другим так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.
3 причины войны: соперничество, жажда наживы, жажда славы
3. Справедливость(коммуникативна- контрагента и дистрибутивная-арбитра)
4. Благодарность
5. Взаимная уступчивость, любезность
6. И другие законы (всего 19)…. Против оскорбления, гордости, легко прощать обиды, беспристрастие и тд и тп
Происхождение государства: из-за того, что люди не могут жить в состоянии войны всех против всех, а хотят жить в мире, в рез-те путем общественного договора, который ограничивает права людей, люди создают государство, дабы избежать состояния войны всех против всех.
Государство - результат общественного договора, задача которого – обеспечение мира и безопасности. Люди добровольно передают часть своих прав государству.
Свобода: все люди обладают прирожденной свободой, или правом, совершать все, что, по их суждению, необходимо для самосохранения. Разум подводит к определенным законам природы Свобода - «есть не что иное, как отсутствие препятствий к движению». Свобода есть лишь право выбирать степень и способ ее ограничения.
Суверенитет: тождествен с абсолютной властью и предполагает абсолютное подчинение ей.
Права и законы: Право на жизнь, свободу и на «обладание такими средствами к существованию, без которых оно стало бы в тягость» неотчуждаемо. Законы издаются государем, который обладает властью над всеми ветвями власти, особая роль – карательная для устрашения и цензура для подавления подрывных мнений.
Идеальная форма правления:абсолютная монархия ибо такая власть наиболее эффективна и устойчива, пока государь физически и умственно отвечает своему назначению. Церковь тоже должна подчиняться государю.
Противник разделения властей, так как дробит сильную власть государя.
Частная собственность является условием общежития, “необходимым средством к миру”. Собственность не гарантирована от посягательств на нее со стороны суверена, но это относится более всего к установлению налогов, которые должны взиматься с подданных без каких-либо исключений и привилегий.
Религия — часть культуры, выполняющая функцию регулятора отношений между людьми, в этом религия близка к морали и праву.
Договор – взаимное перенесение права на вещь, вручение самой вещи. Гоббс считал, что договор заключается навсегда и не видит возможность его расторжения.
9. Политико-правовое учение Дж. Локка.
Локк – «интеллектуальный вождь» 18 века, британский философ, политик. Обобщил многие взгляды Эпохи Просвещения. Ведущая работа – «2 трактата о правлении»,в ней формулируются основные принципы устройства нового, буржуазного общества.
Политическая власть – право создавать законы, предусматривающие смертную казнь и менее строгие меры наказания для регулирования и сохранения собственности, применять силу сообщества для их исполнения, но только ради общественного блага.
Идеи:
Естественное состояние людей – состояние сотрудничества и дружбы на основе свободы и равенства.
· Право на жизнь
· Свобода
· Собственность
Происхождение государства – результат общественного договора как альтернатива «войны всех против всех».
Государство – это результат соглашения между гражданами и властью.
Свобода – это возможность распоряжаться своими жизненными силами.
Суверенитет – в отличие от Гоббса, Локк считал, что суверенитет народа шире, чем суверенитет власти. Права и законы – занимается этим отдельная ветвь – законодательная власть, отвечающая за сохранение общества и каждого его члена.
Идеальная форма правления – конституционная монархия.
Разделение властей – выделяет законодательную, исполнительную и федеративную ветви власти.
Частная собственность – возникает в естественном состоянии (трудовая теория собственности).
Религия и культура – говорил, что мораль независима от Бога. Церковь отделена от государства, человек волен сам выбирать веру.
Задача церкви: укрепление нравственности ненасильственно.
Цель государства – общее благо, а функции – издание законов и применение силы.
Предел свободы – жизнь другого человека, право собственности – результирующее.
Человек собственным трудом присваивает себе в собственность то, что изначально дано всему человечеству. Собственность – отражение труда, а потому она священна.
Выделил
Международное право | Политическое право | Гражданское право |
Виды правления:
· Демократия (добродетель, любовь к стране и людям, власть у всего народа)
· Аристократия (умеренность, основанная на добродетели, власть у части народа)
· Монархия (минимальное уч-е добродетелей, их заменяет ЧЕСТЬ)
· Деспотия (страх, безграничная власть государя, честь не может быть принципом)
Главная задача государства – насилием заставить народ выполнять законы.
Идеальная форма правления – демократическая федеративная республика.
Разделение властей
законодательная | исполнительная | исполнительная/ судебная |
Вклад в политологию:
1) концепция представительной демократии («Все участие народа в правлении должно ограничиваться избранием представителей».)
2) принцип разделения властей, система сдержек и противовесов («Исполнительная власть должна иметь право распустить законодательное собрание, напротив, законодательное собрание не должно ограничивать исполнительную власть, она ограничена по своей природе».)
3) федеративная форма государственного устройства
4) связь свободы и законов («Свобода есть право делать все, что дозволено законами»)
Оказал непосредственное влияние на идеалы Великой Французской Революции и составление Конституции США. Уделял много внимания описанию того, как должны составляться законы (быть четкими, сжатыми, недвусмысленными, непротиворечивыми, не вдаваться в тонкости и т.д.).
Учение о естественном праве и общественном договоре Ж. Ж. Руссо.
Руссо – французский писатель, философ, политолог. Ведущее произведение – «Общественный договор».
Естественного состояния не существует,это лишь научное допущение (гипотеза). Внес элемент историцизма. Вначале люди живут в дикости, а момент выхода из дикости – лучший. Когда появляется частная собственность – появляется неравенство между богатыми и бедными – начинается борьба – появляется политическое неравенство (регресс свободы).
Происхождение государства: В результате договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов – республика
1) Общественный договор – уловка (1ый договор, где богатые обманули бедных и власть деспота, где все равны перед деспотом).
2) Настоящий договор – все отказываются от своих имущественных прав и приобретают общественные права и свободы (гражданские). Согласно договору, верховная власть принадлежит народу.
Суверенитет неотчуждаем, непогрешим, неделим и абсолютен. Суверенитет принадлежит народу (в основе – общая воля – все то, что объединяет, а воля всех – то, Что все думают). Суверен – выше судьи и закона. Люди не теряют свободу, даже когда создают органы власти. Суверенитет – един. Руссо говорит, что если не выполняются правила общественного договора, то народ может свергнуть государя.
Правление, в котором законодательная и исполнительная власть соединена – непригодно! За прямое волеизъявление – прямая демократия (голосование).
Правительство – посредствующий огранизм, установленный для сношений м\у подданым сувереном, приводит в исполнение законы и поддерживает гражданскую и политическую свободы.
Выделял законы: политические, гражданские, уголовные, общественные и моральные.
Форма правления: от размера государства – демократия (маленькое), аристократия (средняя), монархия (большие государства).
Демократия – слишком идеальная форма правления,
Частная собственность: уравниловка (размер владения, основанный на собственном труде – эголитаризм). Законы должны выравнивать людей.
Религия и культура – отрицал официальную религию, признавал чувственную (против фанатизма и догматизма).
Лучше всего, когда мудрейшие правят большинством! (аристократия)
Идеи.
1) концепция прямой демократии, в которой основные решения принимаются народом на референдумах (действует в Швейцарии)
2) общественный договор – обман бедных богатыми, государство должно быть заменено ассоциацией свободных граждан, разделение властей должно быть отменено, так как вся власть народу; форма правления – народная республика
3) закон – выражение общей воли, защищает от произвола большинство, верховенство закона необходимо
4) частная собственность – неизбежное зло, может быть только смягчено законом против крайностей неравенства
Ленин
· Империализм - высшая стадия капитализма
· Возможность победы революции в одной отдельной стране
· Разрабатывал теорию слабого звена, теорию о диктатуре пролетариата и теорию партии (решающая роль партии в социальных преобразованиях)
· Выделил 2 фазы развития коммунизма: социализм и коммунизм
· Революция может произойти в отдельно взятой стране
· Плановое ведение хозяйства
· до построения коммунизма необходим промежуточный этап — диктатура пролетариата.При социализме нет эксплуатации, но ещё нет изобилия материальных благ
· есть только классовая мораль. Мораль пролетариата — нравственно то, что отвечает интересам пролетариата
Сталин
· идея строительства социализма в одной отдельно взятой стране
· мировой революции в скором времени не будет
· по мере строительства социализма обостряется классовая борьба (повод для репрессий)
· проводил политику коллективизации и индустриализации
СПЕЦИФИКА ПОЛИТ. МЫСЛИ
· Российская политическая мысль испытала на себе влияние политических идей, зародившихся в Европе
· Инициировалась определенной частью политической элиты и интеллигенции
· В рамках господства в России монархии постепенно сформировались отдельные демократические взгляды
· Народное представительство возникло «не для ограничения власти, а чтобы найти и укрепить власть: в этом его отличие от западноевропейского представительства. (Ключевский) Главным образом эта тенденция находила свое выражение в развитии местного самоуправления. Объяснение тому: огромные пространства.
· В России сталкивались монархическая, антидемократическая традиция и демократическая тенденция, стимулируемая, западноевропейской политической мыслью
· (Православие) божественный характер власти
· Соборность (община, КОЛХОЗ).
· государству и власти князя приписывались высокие моральные добродетели
· русская политическая мысль развивалась путем заимствования идей, испытывая влияние и западной, и восточной мысли. (Ее географическое положение между З и В)
· русская политическая мысль развивалась внутри религиозной- это обусловило ее отставание от западных политических учений. Это выразилось в более позднем осознании значимости идей парламентаризма, демократии, гражданского общества и др.
Объективная потребность в той или иной демократизации российского государства давала о себе знать при Александре I. (либеральные проекты Сперанского – Гос. Дума) К либеральным идеям обратились вновь во второй половине XIX в. при Александре II. (Реформы 60-х гг-отмена крепостного права, введение земских учреждений...)
Под воздействием развития рыночных отношений и социально-классовых конфликтов в начале XX в. - потребность в переходе от самодержавия к демократии обострилась. Однако государство стремилось быть тоталитарным, где продолжалось господство харизматического лидера — «самодержца».
Характерные черты и особенности политических идей:
· преобладание крайностей — радикализма и консерватизма;
· нетерпимость радикализма и консерватизма
· чрезмерная идеализация и мифологизация (прошлого — консерваторами, будущего — радикалами);
· тесная взаимосвязь политических, религиозных, нравственных, философских идей и концепций.
Для российских мыслителей политическая демократия выступала в качестве средства социального освобождения. Общинность и соборность русского менталитета не могли не отразиться и на российской политической мысли, которая была напрочь лишена индивидуализма и прагматизма.
Основные политические направления:
Либерализм (идеология западничества)- Сперанский М.М., Чаадаев ПЛ., Станкевич Н.В., Анненков П.В. Чичерин Б.Н. Новгородцев П.И.
- классический
- социализированный
Консерватизм (славянофильство)- Карамзин Н.М., Уваров С.С, Победоносцев К.П.,Хомяков А.С., Данилевский Н.Я., Соловьев B.C.
- реакционное славянофильство
- реформаторское славянофильство
Радикализм -Чернышевский Н.Г. Ленин В.И., Сталин И.В. Бакунин М.А., Ткачев П.Н., Лавров П.Л., Радищев А.Н., Пестель П.И., Огарев Н.П., Герцен А.И., Белинский В.Г., Писарев
- большевизм
- анархизм
Социал-реформизм (меньшевизм)-Мартов Ю.О., Плеханов Г. В.
Структура политики
Политика – сложное общественное явление. В ее структуре могут быть выделены следующие основные элементы:
1)Политическая организация (представляет собой совокупность различных институтов, которые призваны заниматься политической деятельностью)
2)Политическое сознание (Оно включает политическую идеологию и политическую психологию.Политическая идеология представляет собой систему идей, теорий, взглядов, выражающую политические интересы определенной социальной группы, общности, этноса, народа, государства, общества в целом. Она выражается в программах конституциях и других документах партий, движений и государств)
3)Политические отношения и политическая деятельность (представляют собой социальное взаимодействие между различными участниками политического процесса. Это взаимодействие может выступать в виде соперничества, конкуренции, острой политической борьбы, но могут выступать и виде сотрудничества, союза, взаимной поддержки. Еще они могут существовать в виде торга, сделки, договора. )
Функции политики:
выражения и реализации политических интересов различных групп и слоев общества;
распределения и перераспределения общественных благ;
управления и руководства общественными процессами, согласования групповых интересов;
интеграции общества и обеспечения целостности общественной системы;
управления и регулирования конфликтами;
социализации личности, включения ее в жизнь сложноорганизованного государства и общества.
обеспечения коммуникации.
созидания действительности (проективная функция).
Политика может обладать как явными, так и скрытыми (латентными) функциями.
Функции политики могут трансформироваться в зависимости от времени, места и субъектов политической деятельности.
Психоаналитическая.
Основоположником политического психоанализа считается американский политолог Г.Лассуэл (1902-1978).
Основные понятия: психоанализ З.Фрейда, бессознательное, психологический механизм личности, властная личность, сублимация (замещение).
Проблема власти рассматривается как проблема господства бессознательного над человеческим сознанием и поведением.
Движущими силами политической деятельности являются чувство собственной неполноценности, состояние страха.
Власть и политика рассматриваются как сублимация (смещение) подавленных влечений в политическую сферу.
Коцепция Э. Тоффлера
Э.Тоффлер – американский социолог.
Основные понятия: три волны цивилизаций4, аграрная, индустриальная, информационная; информация и знание.
Основные идеи:
1)Человеческое общество проходит в своем развитии три волны цивилизаций: аграрную, индустриальную и информационную. Первая волна характеризовалась развитием феодальных отношений. Политика носила морально-этический характер, власть принадлежала монархам и передавалась по наследству.
2)Вторая волна характеризовалась развитием индустриализации. Изменяется характер политики.Старые властные институты исчезают. Новое общество само наделяет властью своих правителей. Появляется гражданское общество, которое способно оказывать существенное влияние на власть.
3)Третья волна цивилизаций характеризуется появлением новых технологий, связанных с наукоемким производством. Основными ценностями в обществе становятся информация и знания. Политика в информационном обществе представляет собой сферу взаимодействия огромного числа дифференциорованных социальных групп. Занятие политикой требует от человека хорошо развитого абстрактного мышления, умения видеть и слушать, умения выдавать решения, охватывающие одновременно множество различных отраслей. Политика становится схожей с искусством. Власть не может больше оперировать только силовыми и экономическими методами, она должна максимально использовать ресурс знания. Знание будет являться самым эффективным ресурсом власти. Политика теперь связана не только с перераспределением ценностей в обществе, но и с перераспределением информации. Политика переходит в сферу информации. Политика в информационном обществе должна быть способна объединить огромное число индивидов путем передачи знания и информации. От этого будет зависеть политическое поведение людей.
Миллс vs. Парето
Миллс: элита остается у власти, по мере отмирания членов пополняется.
Парето: одна элита сменяет другую, элита vs. контрэлита.
Каналы рекрутирования политических элит: из партий, бюрократический аппарат, церковные организации, армия, сфера бизнеса, образование.
Теория элит Г. Моска
Понятию "элита" Моска предпочитал термины "правящий класс" и "политический класс", употребляя их как синонимы. Впоследствии он вынужден был внести коррективы, отметив, что политический класс является как бы базой для правящего класса.
Теория правящего класса
Правящие классы стремятся не только к приобретению и сохранению богатства, но и претендуют на ключевые позиции в распространении и использовании научных знаний, к господству в духовной сфере. В любом обществе действует тенденция к образованию "наследственных каст" правящего класса.
Но чем можно объяснить деградацию господствующего класса и появление на его месте нового?
Основные причины потери господствующего положения любым классом состоят, с точки зрения Моска, либо в утрате качеств, благодаря которым он пришел к власти, либо в их неадекватности новой социальной среде.
Моска считал генеральной линией развития общества борьбу двух тенденций: стремления господствующего класса удержать и передать по наследству власть и стремления нового класса изменить соотношение сил. Чередование в обществе тенденций к стабилизации и обновлению создает некое ритмическое развертывание исторического процесса.
Прерывание "замкнутости" социальной системы вследствие контактов с другими народами, войн, новых религиозных и идейных движений или иных причин ведет к тому, что "наиболее активные, ловкие и смелые" выходцы из низов начинают пробиваться на верхние ступени социальной лестницы. "Молекулярное обновление политического класса" сохраняется до тех пор, пока не наступит новый "период социальной стабильности".
Структура правящего класса определяет политический тип общества в целом. Источниками его власти могут быть военная сила, богатство, особые знания, в том числе, знания богословские. Военная сила закрепляется в собственности, а последняя порождает политическую власть (соответственно, военное общество сменяется феодальным, а затем бюрократическим обществом).
Во всяком обществе элита стремится монополизировать свои позиции и передавать их своим потомкам, стремится к превращению в наследственную касту. Этому препятствует возникновение новых источников богатства, знаний, религиозных идей, порождающее периодические конфликты элиты с определенными частями нижних слоев.
"В действительности можно сказать, что вся история цивилизованного человечества, -- говорит Г. Моска, -- сводится к конфликту между стремлением господствующих элементов монополизировать политическую власть и передавать обладание этой властью по наследству и стремлением к вторжению на их место новых сил".
28. Особенности пополнения и смены политических элит в России.
Современная элита стала значительно моложе. В ней резко возросло представительство московских политиков, экономистов, юристов. Доля выходцев из села в ней сократилось в 5 раз. К руководству страной стали шире привлекаться специалисты высшей категории. Прези-дентская команда Ельцина на 2/3 состояла из докторов наук. В правительстве ученую степень имели почта 70 процентов его членов. Власть стала более интеллектуальной. В руководящей элите возросло число гуманитариев.
В целом, за последнее десятилетие российская элита претерпела существенные изменения. Место монолита номенклатурной пирамиды заняли многочисленные элитарные группировки, находящиеся между собой в отношениях конкуренции. Элита утратила большую часть рычагов власти, имевшихся у старого правящего класса. В этих условиях возросла роль экономических факторов в управлении обществом. Вместо стабильного правящего класса с сильными вертикальными связями между его этажами создано множество динамичных элитных групп, между которыми получили развитие горизонтальные и неформальные связи.
Группировки, составляющие нынешнюю элиту, рыхлы и аморфны, их раздирают острые противоречия. Имеет место ожесточенная конкуренция между самими группировками. Сложившийся внутри элиты расклад сил не позволяет ни одной них занять господствующее положение.
Слабость российской элиты проявляется и в отсутствии у нее долговременной программы реформ, в попытках механически перенести на отечественную почву основные ценности либерализма. В отечественных условиях эти ценности нередко искажаются до неузнаваемости: индивидуализм трансформируется в безудержный эгоизм, свобода — в безответственность и произвол, конкуренция — в диктат сильного по отношению к соперникам и. т. д.
Нынешнее состояние российской элиты позволяет утверждать, что процесс ее формиро-вания еще не завершился. Она не обладает такими необходимыми правящей элите свойствами, как относительная сплоченность, целостность и единство. У большинства составляющих ее групп отсутствует сколько-нибудь широкая социальная база, усиливается тенденция к закрыто-сти и замкнутости элиты.
Теологическая концепция
происхождение государства Божьей волей;
Патриархальная теория
государство — результат исторического развития семьи, а абсолютная власть монарха — продолжение власти отца в семье (патриарха);
Договорная теория
Государство возникло в результате договора между людьми, т.е. выводит государство не из экономических отношений, а непосредственно из воли и сознания людей (Гоббс, Локк, Руссо);
Теория покорения
государство в его первоначальной форме было организацией господства победителей над побежденными.
Классовая теория
происхождение государства объясняет возникновением частной собственности и делением общества на классы. Государство появляется как выразитель интересов экономически господствующего класса. Со становлением бесклассового общества предполагалось, что государство отомрет.
Однако, как показали многочисленные исследования, государства возникали и развивались под воздействиемцелого ряда факторов и причин. Возникнув на определенном этапе зрелости человеческого общества вследствиеэкономических, социальных, нравственных, психологических и других факторов, государство становится его основной управляющей системой.
Сущность государства. В различные исторические периоды научная мысль пытается дать свое определение государства.
У древних греков государство считалось сосредоточением всех умственных и нравственных интересов граждан(Аристотель) В Риме государство являлось союзом людей, объединенных общими началами права и общей пользы (Цицерон).
Примерно до XVII в. государство понималось в широком смысле как общность людей, проживающих на определенной территории и организуемая органом высшей власти. Государства назывались “полисом”, “княжеством”, “королевством”, “империей”, “республикой” и др.
И лишь Н. Макиавелли вводит один из ключевых терминов политической науки Нового времени – государство (“stati”), которое, по его мнению, означает политическое состояние общества, отношения властвующих и подвластных, наличие организованной политической власти, существование правовых институтов.
Классовая теория трактует государство как машину власти над обществом, как аппарат классового принуждения. Государство, в понимании М. Вебера, “есть отношение господства людей над людьми, основывающееся на легитимном насилии”.
Многообразие взглядов на государство обусловлено тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление.
В современной политической науке понятие “государство” понимается в широком и узком смысле. В широком смысле государство –это исторически сложившийся политический институт, обладающий верховной властью на территории страны, призванный обеспечить безопасность и права граждан, а также управление страной. В узком смысле государство –это аппарат управления обществом на определенной территории.
Законодательная власть
Федеральное собрание = Совет Федерации + Гос Дума
В Совет Федерации входит по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерации менялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одноврем