Предмет политологии. Её функции и место в системе общественных наук.

Предмет политологии. Её функции и место в системе общественных наук.

Предметом политологии является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.Объекты данной науки определяются конкрет. задачами, стоящими перед исследователем политики. Ими являются те области политич. жизни, которые непосредственно изучаются, например политич. отношения, политич. система, политич. культура, политич. процессы и т.д.Политология представляет собой целую совокупность наук, отличающихся друг от друга методами, подходами, способами исследования политич. жизни, но объединяемых предметом, которым явл. или политика в целом, или отдельные ее стороны.Основные разделыполитологии:— теория политики, история политических учений—т. политич. систем и их элементов(гос-во, партии, движения)— теория власти и управления соц-политич. системами— политич. идеология и политич.культура — теория междунар. политич. отношений.Социальную роль политологии в общественной жизни и образовании реализуют ее функции:—теоретико-познавательная, которая осуществляется в ходе создания точного образа политики, выявления основных закономерностей, тенденций изменения, формирования представлений о ее основных компонентах;—описательная.Это накоплен. и описание(изуч-е)полит. фактов.—объяснительная. Это фиксирование факторов и причин порождающих определённую полит. ситуацию или политич. факт.—оценочная. Направлена на оценку того, соответствует или нет та или иная полит. система, существуют в ней полит. институты, пр-ва и свободы ожиданиям и потребностям, интересам индивидов и социальных групп. — прогностическая. Обладание знанием о политике и тенденциях ее изменения позволяет осуществить более или менее точное предсказание возможных будущих политических событий, влияющее на поведение людей в этой сфере;—практическая. Представления о смысле, назначении и возможностях политики влияют на управление, ход реализации поставленных в политике целей;— мировоззренческая. Выражается в развитии политич. сознания от обыденного к научному, формирование ценностных представлений о политике. —функция политич. социализации личности.Ну и ещё тут говорите, как же важна политика для общества и для всего мира используя то, что сверху в функциях написано.

Структура политической системы

1. политическая деятельность - активная деятельность субъектов политической сферы формирует политическую систему.

2. Политические отношения - связи между политическими институтами и субъектами политики.

3. Полит. сознание явл. Совок-стью взглядов и установок, отражающих отнош-е граждан к полит. действит-сти.

4. Политические организации общества - совокупность государственных органов, политических партий и общественных организаций.

5. Политические и правовые нормы регулируют в политической и законодательной формах политическую жизнь общества.

Функции политической системы. В совр. политологии в качестве приоритетных выдел. след-е ф-и полит. системы: 1) целеполагание (определение целей общественного и полит-го развития); 2) выработка правил полит-й деят-сти, применения этих правил и контроля за их выполн-ем; 3) разделение и распред-е законодат-х, исполнит-х и судебных обязанностей в полит-й деят-сти; 4) полит. коммуникация, кот. обеспеч-т распростр-е, передачу полит-й информации м-ду правителями и управляемыми; 5) полит-е рекрутирование – процесс с помощью которого готовится и отбирается персонал, кот. должен взять на себя главные роли в политике; 8) адаптация, т.е. приспособление полит. системы к изменяющимся условиям социальной среды; 12) полит-е руководство и управление взаимодействиями индивидов, групп, общностей, организаций в полит-й сфере общества.

Структура государства

Понятие “структура государства” (от лат. structura –строение) – устойчивые и упорядоченные связи между элементами, составными частями единого государства, это строение или устройство государства: представительные органы гос. власти; исполнительно-распорядительные органы (органы гос. управления); органы судебной власти; органы прокуратуры; органы гос. контроля; органы охраны общественного порядка; органы гос. безопасности; вооруженные силы (армия).

Законодательная власть принимает законы страны и другие важные документы и решения, определяющие жизнь общества , США – Конгресс; России – Федеральное Собрание, РБ – Национальное Собрание).

Исполнительная –обеспечивает реализацию принятых законов и решений (в нашей стране – это Совет Министров Республики Беларусь).

Судебная выступает арбитром в обществе, решает юридические споры, осуществлять правосудие (в РБ к органам этой власти относятся Конституционный, Верховный суд, Высший Хозяйственный и другие суды, а также Прокуратура Республики Беларусь).

Внутренние функции

1. Защита существующего способа производства, экономической и социально-политической системы.

2. Регулирование хозяйственной деятельности и социальных отношений.

3. Культурно-воспитательная ф-я выражается в содействии развитию образования, к-ры, нации, в создании условий и возможностей для развития духовной жизни общества.

4. Обеспечение законности и правопорядка.

Внешние функции государства– 1) защита государственного суверенитета и территории страны от внешнего посягательства; 2) обеспечение делового партнерства и сотрудничества; 3) обеспечение обороны государства; 4) участие в международном разделении труда.

Виды полит. участия:

- реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, не связанная с необходимостью участвовать в каких-либо действиях;

- участие в делегировании полномочий (выборах). Это электоральное поведение;

- участие в деятельности политических и иных организаций;

- выполнение политических функций в рамках государственных и иных политических институтов, в том числе в оппозиционных партиях и т.д. Это профессиональные политики, должностные лица, депутаты, лидеры и функционеры партий;

- прямые действия (участие в митингах, демонстрациях и т.д.).

В качестве факторов, определяющих политическое участие, в литературе называют:

а) социально-экономические и политические интересы;

б) общественный долг, заботу о всеобщем благе;

в) стремление повысить свой общественный статус;

г) чувство коллективности, необходимость политического общения и другие.

Уровни: (вот тут хз) наверно низкий высокий Oo типо явка изберателей или что хз…

Избирательные системы.

Избирательная система –это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с пом. к-х определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. В практике разл-х стран утверд-сь 3 осн-х типа избир-х с-м: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА

В основе этого типа избирательной системы лежит принцип большинства при определении результатов голосования. Существует две разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства(50+1%). (Австрия, Франция, Республика Беларусь) и относительного большинства (Великобритания, Канада, США).

Достоинства обеих разновидностей мажоритарной системы: выборы по мажоритарной системе предопределяют господство нескольких крупных партий, которые могут сформировать стабильные и сильные правительства; позволяет персонифицировать выборы, обратить внимание избирателей на профессиональные, личные качества кандидатов;

Основным недостатком мажоритарной системы является то, что она не полностью выражает политическую волю населения. Здесь может практически теряться воля 49% голосов избирателей. Требует больших финн. затрат

Пропорциональная система.Выборы, проводимые на этой основе, являются строго партийными. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, получившими большинство, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Граждане голосуют за коллективные списки кандидатов (Бельгия, Нидерланды, Италия, Швеция и др.).

Система подвижных списков. Она позволяет избирателям изменить порядок списка кандидатов. В таком случае избиратели голосуют не только за парт-ю программу, но и за конкретных лидеров, считая их более дост-ми.

Система полуподвижных списков. Здесь 1-е место, завоеванное партией, предназначено кандидату под 1-м номером. Остальные мандаты распред-тся между канд-ми в завис-ти от получ-х ими голосов избирателей.

Система неподвижных списков. Список составленный партией никем не может быть изменен.

Достоинство пропорциональной системы:Эта система обеспечивает представительство даже небольшим партиям. Пропорциональная система является наиболее демократичной, позволяя учитывать политические симпатии всего населения. Требует меньших фин. затрат.

Недостатком пропорциональной системы является то, что она не всегда дает возможность избирателю оценить личные достоинства кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию, ее программу и голосует за партийный список в целом.

Избирательная система в РБ.

В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются непосредственно избирателями Республики Беларусь. Выборы Президента и депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Избирателями являются граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – заключение под стражу.

Глава государства – Президент Республики Беларусь избирается сроком на 5 лет. Кандидатом в Президенты может быть гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и проживающий на территории Республики Беларусь не менее 10 лет, предшествующих выборам, в поддержку которого собрано не менее 100 000 подписей избирателей. Количество сроков, на которые может избираться Президентом Республики Беларусь одно и то же лицо, законом не ограничивается. С момента введения поста Президента в Республике Беларусь выборы Президента проходили дважды: в 1994 году и в 2001 году.

Парламент Республики Беларусь – Национальное собрание Республики Беларусь – состоит из двух палат. Нижняя палата Парламента – Палата представителей – состоит из 110 депутатов, избираемых гражданами Республики Беларусь сроком на четыре года. Кандидатом в депутаты может стать достигший 21 года гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий на территории государства.

Депутаты местных Советов депутатов избираются населением страны на срок 4 года. Кандидатом в депутаты местного Совета депутатов может стать обладающий пассивным избирательным правом гражданин Республики Беларусь, достигший 18 лет, проживающий либо работающий на территории соответствующего Совета. В выборах депутатов местных Советов депутатов наравне с белорусскими гражданами участвуют граждане Российской Федерации.

В избирательном законодательстве Беларуси предусмотрено, что кандидатами в Президенты, депутаты, члены Совета Республики не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости. Таким образом решен вопрос «о недопущении криминала во власть».

Правовую основу избирательной системы Республики Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь 1994. Избирательный кодекс Республики Беларусь, принятый в 2000 году, объединил в себе правовые нормы, регулирующие четыре вида выборов, проведение референдумов и организацию отзыва депутатов и членов Совета Республики. Кодекс состоит из двух частей - Общей и Особенной, 10 разделов, 29 глав, 156 статей.

Подготовку и проведение выборов Президента обеспечивают территориальные избирательные комиссии, образуемые в пределах области, города Минска, районов, городов областного подчинения, районов в городах, а также участковые избирательные комиссии.

Проведение выборов депутатов Палаты представителей возложено на окружные и участковые избирательные комиссии.

Выборами депутатов местных Советов депутатов занимаются территориальные избирательные комиссии – областные, Минская городская, районные, городские (в городах областного и районного подчинения), поселковые и сельские; окружные избирательные комиссии по выборам в областные Советы депутатов и территориальные, которые в городе Минске осуществляют функцию окружных комиссий по выборам в Минский городской Совет депутатов, и участковые избирательные комиссии.

Кандидаты в депутаты могут выдвигаться тремя способами: от трудовых коллективов, от политических партий и путем сбора подписей избирателей.

При выдвижении кандидатом в депутаты Палаты представителей путем сбора подписей инициативу должны поддержать не менее 1000 избирателей, проживающих в округе, при выдвижении кандидатом в депутаты областного, Минского городского Советов – не менее 150, районного, городского (города областного подчинения) – не менее 75, а городского (города районного подчинения), поселкового, сельского Совета – не менее 20 избирателей.

Политика и религия.

В настоящее время все более очевидным является вовлеченность религии в сферу политики. Начало этому процессу положено в середине 70-х годов, когда начались процессы демократизации в СССР. В этот период религиозные конфессии активно включились в полити­ку, деятельность церкви становилась фактором, определяющим нравствен­ное состояние общества. Активизация некоторых конфессий в мире (ислам) активизируется в связи с попытками Запада осуществить модернизацию и вестернизацию в исламских государствах.

Политика и религия имеют множество точек соприкосновения, пос­кольку социальной базой и политики, и религии выступает общество. На протяжении многих веков религия зримо или незримо взаимодействует с политическими институтами. Церковь, освящая власть, помогала ей держать в повиновении массы людей. Под лозунгом "защиты веры" она осуществляла территориальную экспансию, вела ожесточенные завоевательные войны. Этические, моральные, эстетические нормы, выработанные и закрепленные в практике жизнедеятельности людей, религия покрыла ореолом святости. Взаимодействие политики и религии выражается и в вовлеченности верую­щих в общественно-политическую деятельность, в образовании религиоз­но-политических партий, молодежных и других организаций, а также в специфике нормотворчества в той или другой стране, отражающейся через конфессиональный состав населения.

Во многих государствах мира существует система государственных религий. В Польше - католичество, в Иране - ислам, в Израиле - иудаизм. Взаимосвязь политики и религии явно обнаруживается и через функ­циональный подход к анализу функционирования политики и религии. Таким образом, функционально и реально политика и религия во мно­гом соприкасаются, влияние и эффективность их деятельности во многом определяется политикой общества.

Источники и ресурсы власти.

Под источниками власти понимается то, что дает власти исходное начало, ее силу и действенность. В общем плане источником власти является народ, его потребности, интересы, воля. В российской Конституции подчеркнуто, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Выделяют также конкретные источники политической власти, такие, как законодательство о власти, воля властвующих, общественные потребности в самоорганизации людей и другие. Ресурсы политической власти - это потенциальные возможности, средства власти, которые она использует в процессе осуществления своих полномочий, функций. Ресурсы власти многообразны и разнообразны. В зависимости от этапа общественно - политического развития конкретной страны и политического режима ресурсы власти существенно различаются между собой. Они изменчивы, подвижны. На ранних этапах общественного развития источником и ресурсом власти выступала сила. На стадии капиталистического развития превалировало богатство и деньги. В постиндустриальных странах знания и информация становятся основным ресурсом развития производства, власти и общества в целом. Информационная революция рассматривается в качестве предпосылки антропологической революции.

Психологическая теория

Основоположником психологической теории возникновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 – 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г. Тард.

Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека.

Под этими свойствами подразумеваются:

• желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;

• желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;

• способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;

• желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов – сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. – и необходимость их обуздания.

Теория специализации

Государство – это результат возникновения специализации в сфере управленческой (политической специализации), которая имело место наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией)

Поведение политическое

форма участия личности, социальной общности людей в осуществлении политической власти, защите своих политических интересов. Выделяют два основных типа политического поведения: политическое действие и политическое бездействие.

Политическое действие может быть прямым и опосредованным, индивидуальным и коллективным, осознанным и неосознанным, открытым и закрытым и т.п. Наиболее массовыми политическими действиями являются выборы, референдумы, митинги, манифестации, демонстрации. Индивидуальное политическое действие – это политический акт индивида, имеющий общественно-политическое значение, смысл, или способ выражения суждения, мнения личности о политике и политиках, который выражается практически. Любая форма политического действия различается по степени активности ее субъектов, мере воплощения в ней качества политичности.

Политическоебездействие – это способ выключенности из политической жизни, который может проявляться в различных формах: от активного неприятия политики до пассивного безразличия.

Основные понятия:

Политич.система – совокупность институтов гос.власти и обществ.объед-й, политич.отнош-й и дей-й, ценностей, фун-й, полномочий и ресурсов, обеспечивающих управление общ-вом.

Политика-сфера отношений:1)индивидов, соц.групп и институтов по поводу использования гос.власти для удовлетворения общественных интересов 2)гос-в, союзов гос-в, международных организаций по поводу урегулирования мировых конфликтов и противоречий, взаимовыгодного сотрудничества.

Сознание-форма общественного сознания, включающая идеи, принципы, взгляды, представления, убеждения, мотивы поведения и чув-ва, отражающие отношение людей к полит.действительности.

Полит партия-сплоченное, организационно упорядоченное общественное объединение, стремящееся к завоеванию и использованию гос.власти для реализации полит интересов поддерживающих его соц.групп.

Политич.культура-это совокупность устоявшихся полит.знаний, убеждений и принципов, проявляющихся в способах и результатах полит.деят-ти членов данного общ-ва.

Полит.идеология – система взглядов, идей и ценностей, выражающих отношение гос-ва, общественных объединений, соц.групп к полит.дейст-ти, проблемам, задачам, ср-вам и методам преобразования общ-ва.

Полит режим-это совокупность средств и методов осуществления политич власти, отражающих степень демократичности взаимоотношений гос-ва с личностью и обществом.

Полит.процесс-это политическая жизнь общ-ва в динамике(развитии); взаимодей-е субъектов политики, обеспечивающее достижение общественных целей с помощью механизмов и ресурсов гос.власти.

Полит.конфликт-одна из форм конкурентного взаимодей-я участников полит.процесса, характеризуемая острыми противоречиями и противоборством между ними за распределение властных полномочий.

Гос-во-основной институт полит.системы, обладающий верховной властью на определённой терр. и осуществляющий управление общ-вом с помощью спец.механизма-го.аппарата.

Политич.элита – относительно небольшая, сплоченная, обладающая особыми политич, профессиональн и моральн качва-ми, организаторскими способностями соц.группа, осуществляющая властноуправленческие функ-и в общ-ве.

Международн.отнош-совокупность экономич, политич, правовых, дипломатич, военных, культурных отнош м/д субъектами мировой политики.

Оппозиционные партии

Ø Партия БНФ

Ø Партия «Белорусская социал-демократическая Громада»

Ø Объединённая гражданская партия

Ø Белорусская партия объединённых левых «Справедливый мир» (бывшая Партия коммунистов белорусская)

Ø Консервативно-христианская партия — БНФ

Ø Белорусская социал-демократическая партия (Громада)

Ø Социал-демократическая партия Народного согласия

Ø Белорусская партия «Зелёные»

Предмет политологии. Её функции и место в системе общественных наук.

Предметом политологии является политическая жизнь в целом, выявление ее основных компонентов, тенденций изменения и связей с другими сферами общественной жизни.Объекты данной науки определяются конкрет. задачами, стоящими перед исследователем политики. Ими являются те области политич. жизни, которые непосредственно изучаются, например политич. отношения, политич. система, политич. культура, политич. процессы и т.д.Политология представляет собой целую совокупность наук, отличающихся друг от друга методами, подходами, способами исследования политич. жизни, но объединяемых предметом, которым явл. или политика в целом, или отдельные ее стороны.Основные разделыполитологии:— теория политики, история политических учений—т. политич. систем и их элементов(гос-во, партии, движения)— теория власти и управления соц-политич. системами— политич. идеология и политич.культура — теория междунар. политич. отношений.Социальную роль политологии в общественной жизни и образовании реализуют ее функции:—теоретико-познавательная, которая осуществляется в ходе создания точного образа политики, выявления основных закономерностей, тенденций изменения, формирования представлений о ее основных компонентах;—описательная.Это накоплен. и описание(изуч-е)полит. фактов.—объяснительная. Это фиксирование факторов и причин порождающих определённую полит. ситуацию или политич. факт.—оценочная. Направлена на оценку того, соответствует или нет та или иная полит. система, существуют в ней полит. институты, пр-ва и свободы ожиданиям и потребностям, интересам индивидов и социальных групп. — прогностическая. Обладание знанием о политике и тенденциях ее изменения позволяет осуществить более или менее точное предсказание возможных будущих политических событий, влияющее на поведение людей в этой сфере;—практическая. Представления о смысле, назначении и возможностях политики влияют на управление, ход реализации поставленных в политике целей;— мировоззренческая. Выражается в развитии политич. сознания от обыденного к научному, формирование ценностных представлений о политике. —функция политич. социализации личности.Ну и ещё тут говорите, как же важна политика для общества и для всего мира используя то, что сверху в функциях написано.

Наши рекомендации