Президентская и парламентская системы правления. Институт президентства в России.

Форма правления – внешнее выражение содержания государства, обусловленное структурой и правовым положением органов государственной власти.

Под формой правления понимается организация власти характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Впрочем, некоторые юристы полагают, что к этому определению стоит добавить порядок образования органов государства и порядок их взаимодействия с населением.

Формы правления различаются в зависимости от того, принадлежит ли верховная власть в государстве одному лицу, которое одновременно является символом государства, или же она осуществляется при помощи различных демократических институтов (представительные органы власти, референдумы, и.т.д.). В связи с этим все государства по форме правления делятся на монархии и республики.

Республика – форма правления, в соответствии с которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; они осуществляют контроль над правительством, существует независимое правосудие, муниципальное самоуправление.

Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на парламентскую, президентскую и смешанную (полупрезидентскую).

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Положение главы государства в парламентской республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят чисто номинальный, формальный характер, большей реальной властью в стране обладает глава правительства — премьер-министр (в ФРГ — канцлер).

Глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяется с представителями членов федерации. Так, в Германии глава государства избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага, и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной (парламентской) республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями: обнародует законы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров, канцлер) назначается, как правило, главой государства. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности.

Главный признак парламентарной республики, как и парламентарной монархии, - политическая ответственность правительства перед парламентом. Как и там, ответственность эта чисто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от главы государства распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.

Чисто парламентарных республик в мире сравнительно немного (Индия, Венгрия, Германия, Чехия, Словакия, Эстония, Италия и некоторые другие). Обширные полномочия, которыми, порой, конституция наделяет главу государства парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.

Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее характерные черты президентской республики :

• внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

• ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

• более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

В президентской (лат. presidents- букв. сидящий впереди) республике населением избирается не только высший законодательный орган государственной власти, но и глава государства — президент, который одновременно является и главой исполнительной власти. Президент в таких республиках обладает большей самостоятельностью в своих действиях и независимостью от парламента, нежели в парламентарных республиках.

Однако в государствах с таким устройством объективно существует большая вероятность установления авторитарного режима в виде диктатуры, означающего роспуск или ограничение полномочий коллегиальных представительных органов государственной власти, приостановление деятельности политической партий, ограничение политических и личных прав и свобод граждан. Чтобы избежать этого существует сложная система взаимоотношения между ветвями власти, которая строятся на базе принципа так называемых сдержек и противовесов.

Правительства как коллегиального органа обычно нет, министры каждый в отдельности подчинены президенту. Судьи, как высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств. Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не желает.

Главный признак данной формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закона. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не менее они вынуждены сотрудничать, ибо не одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую (смещение парламентом должностных лиц исполнительной и судебной власти путем т.н. импичмента может иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные правонарушения).

Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в отлагательном вето, налагаемым президентом на законы, принятые парламентом, тем самым “тормозя” законодательную деятельность парламента, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов депутатов обеих палат парламента. Т.е. депутаты могут объявить импичмент (англ. impeachment- досрочное отрешение от должности) президента, судебный контроль над его деятельностью и др.

Верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а, кроме того, ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом международные договоры. Судебная власть контролирует конституционность и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.

Президентские республики распространены в Латинской Америке. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки (несмотря на сдержки и противовесы), и, в частности, латиноамериканские президентские республики характеризовались исследователями как суперпрезидентскими. В последние 10-15 лет, однако, ситуация во многих из этих стран стала меняться и приближаться к конституционному эталону.

Институт президентства в России

Согласно Конституции РФ главенствующую роль в государственной системе играет Президент РФ. Статус главы государства предопределяет объем его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.

Положение Президента в системе органов государственной власти связано с конституционными прерогативами главы государства по отношению прежде всего к исполнительной власти.

Наделенные широкими полномочиями и постоянно взаимодействующие Президент и правительство – два самостоятельных носителя государственной власти, в значительной степени соприкасаются при выполнении возложенных на них функций. Взаимоотношение Президента РФ с Правительством регламентируются не только Конституцией, но и федеральными законами

Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства и других органов власти, прежде всего с палатами Федерального собрания.

Президент может влиять на деятельность Правительства: утверждает структуры федеральных органов исполнительной власти; назначает заместителей Председателя Правительства и министров; право председательствовать на заседаниях Правительства; контроль за законностью его актов; непосредственная подчиненность ему силовых ведомств. Президент имеет право отправлять Правительство в отставку, или принять отставку премьера, которая влечет за собой отставку Правительства в целом.

В связи с этим правительство органы исполнительной власти более тесно связанны с Президентом, нежели другие ветви власти.

В судебной сфере Президент РФ представляет Совету Федераций кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. В сою очередь, при решении вопроса отрешения Президента от должности Верховный Суд дает заключение о том, что в действиях Президента имеются признаки состава преступления; Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Объединительная функция Президента РФ проявляется в том, что он, согласно Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президенту предоставлено право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти этих субъектов.

В основе регулирования отношений между Президентом и Федеральным Собранием лежит обеспечение самостоятельности и независимости этих властных институтов, но это не значит, что они полностью разделены. С одной стороны, установлены обязательные связи между ними (обращение Президента к Федеральному Собранию, представление Президентом законопроектов, кандидатов на соответствующие должности). С другой стороны существует система противовесов в виде возможности отрешения Президента от должности и роспуска Президентом Государственной Дымы Федерального Собрания. Президент вправе принимать указы и распоряжения. Президент может отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, но в установленном порядке Государственная Дума и Совет Федераций могут преодолеть это вето.

При Президенте действует ряд консультационных органов: Совет Безопасности, учрежденный Указом Президента РФ от 3 июня 1992 года и Государственный Совет, образованный 1 сентября 2000 года, где он председательствует. Президент формирует также свою администрацию и осуществляет общее руководство ею. При этом сама администрация органом власти не является. В структуру президентской власти входят полномочные представители Президента в федеральных округах.

Реализуя свои конституционные полномочия, Президент через своих полномочных представителей в Государственной Думе, Совете Федераций и Конституционном Суде РФ взаимодействует с законодательной и судебной ветвями власти.

Место Президента в системе органов государственной власти определилось не сразу. С введением в РСФСР института президента и выборами первого Президента РСФСР была заложена основа конституционного кризиса. Кризис был предопределен половинчатостью конституционной реформы 1990-1991 годов, когда в Конституцию РСФСР 1978 года были введены элементы механизма разделения властей и введена должность Президента РСФСР, при сохранении неопределенного статуса Съезда Народных Депутатов как высшего органа государственной власти, имеющего право принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению РСФСР. Это привело к противоречиям конституционных норм, не разграничивших полномочия исполнительной, законодательной и судебной власти.

Это спровоцировало противостояние и противопоставление формальных полномочий исполнительной власти во главе с Президентом РСФСР и законодательных органов в лице Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета РСФСР.

Замена Советов народных депутатов другой системой представительных учреждений в 1993 году представлялась решением развязки противоречий в системе государственной власти. Все вопросы и проблемы, касающиеся взаимоотношений и взаимодействия главы государства и парламента были сформулированы в проекте новой Конституции 1993 года.

Конституция 1993 года поставила точку в разногласиях между Президентом и парламентом. Парламент становился в прямом смысле законодательным органом и статусно выравнивался с другими ветвями власти, обеспечивая тем самым необходимый конституционно-правовой баланс.

Следствием вышеизложенного можно считать, что Президент РФ, являясь главой государства, организовывает взаимодействие всех ветвей власти, обеспечивая тем самым согласованное их функционирование.

Билет

Наши рекомендации