Политическое прогнозирование и его роль в управлении политическими процессами.

Виды прогнозирования

Внутриполитическое   Внешнеполитическое

Политическое прогнозирование -многогранная и разноаспектная деятельность по проведению специальных научных исследований и разработке прогнозов многочисленных составляющих политики, в сфере их разносторонних взаимосвязей и взаимодействий, а также в области взаимосвязей с другими сферами жизнедеятельности общества: экономической, социальной, духовной.

Разрабатываются с целью повысить эффективность и результативность принимаемых решений, избежать нежелательного направления развития событий в различных областях политической жизни и на участках воздействия политики на экономическую, социальную и духовную сферы.

Важнейшая задача- выявление перспективных политических проблем и наилучших путей их решения в интересах оптимизации управления политическими процессами, а также предвидение тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.

Типологизация политических прогнозов строится на различных критериях в зависимости от цели, задач, объектов, характера периода упреждения, методов и других факторов.

Прогнозы

поисковые нормативные

в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз

По промежутку времени, на который рассчитан прогноз – различают:

· оперативные (до 1 месяца)

· краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет)

· долгосрочные (до 15-20 лет)

· дальносрочные (за пределами долгосрочных)

В основном-модели когнитивные, брэйнсторм, экстраполяция и прочие…

Политические воззрения античности и средневековья.

1. Античность – поиск идеальной модели государства для обеспечения справедливости.

Политика – единственная форма цивилизованного бытия

- Нет разделения государства, общества и личности

- Влияние религии

- Нет четкого разделения между философией, этикой и политикой

1. Платон«Государство», «Политика», «Законы»

3 сословия (по Платону) –

· Философы - руководители, управление государством

· Воины – защита государства

· Работники – обеспечивают государство материально

формы правления(по нему же)

· Монархия – Законная, насильственная

· Аристократия – власть лучших

· Демократия – власть бедных

· Олигархия – власть богатый

· Теократия – власть духовенства

· Военная диктатура – власть военных не уверена, что это был именно он

Плохие формы – тимократия (богатые), олигархия, демократия. Власть толпы – наихудшая, разгул свободы – тирания большинства.

Идеальное государство – цари должны философствовать, а философы – царствовать

2.Аристотель«Политика» - сторонник политии(правление большинства в интересах общей пользы), среднего класса.

Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы, так как «человек по природе своей существо политическое». Чтобы правильно устроить общественную жизнь, людям необходима политика.

Цель политики: справедливое (общее) благо.

Задача политики: не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах.

Правильный строй – монархия, аристократия, полития

Неправильный строй – тирания, олигархия, демократия

Средневековье

- Обоснование абсолютной монархии

- Поиск средств ограничения сильной центральной власти

- Приоритет церковных законов

- Божественная интерпретация государства и власти

Августин Блаженный

- Несовершенство земной жизни от первородного греха

- обосновывал и оправдывал существование имущественного неравенства людей в обществе

- Град Божий – Церковь

- Град земной – Государство

Совершенствовать государство можно, только совершенствуя христианство.

- Государство — наказание за первородный грех; является системой господства одних людей над другими; оно предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире.

- Функции государства: обеспечение правопорядка, защита граждан от внешней агрессии, помогать Церкви и бороться с ересью.

Фома Аквинский

- Власть от Бога

- Приоритет духовной власти над светской

- Вечное право – божественный разум

- Божественное право – заповеди

- Позитивное право – право монарха

Признал, что с властью можно не соглашаться, если это противоречит христианству.

7. Политические взгляды Н. Макиавелли
Николо Макиавелли – итальянский политический деятель, историк, писатель, работал госсекретарем Флоренции. Эпоха Возрождения. Ведущая работа «Государь».

Маккиавелизм– политика, основанная на грубой силе (равнодушие к вопросам морали). Более того, Николло говорит не об идеальном государстве, как в античности или средневековье, а о реальном (из двух зол выбирают меньшее)

Государь: Отношения с государем по маккиавели ведут – народ, знать, войско, советники, соседи (союзные или вражеские страны).

«Государь» - новый тип человека, который может присваивать себе необходимые качества. («Государь должен иметь умение отступать от добра и по надобности им пользоваться»)

Качества государя – решительность и твердость, лев+лиса, доблесть, честность и вероломство, прямота и лицемерие, щедрость и скупость, жестокость и милосердие.

Вклад в политологию:

1) выделил политику, как самостоятельную сферу общественной жизни, независимую от морали и религии (Впервые политика- отдельная область!)

2) положил начало политологии как науке, введя понятие «государство» и рассмотрев различные методы политической борьбы

3) цель оправдывает средства

4) политический интерес-двигатель событий

5) идеи о всеобщей воинской обязанности

6) «глупость людей в том, что они часто не замечают отравы внутри того, что внешне выглядит хорошо» - не надо БЫТЬ зайкой, надо им казатьсяJ

7) Государя важнее бояться, чем любить, потому что страх долговечнее, но от ненависти стоит уберечься. Государь должен уметь ручаться поддержкой граждан.

8) государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов.

9) Должно быть несколько советников, которые дают советы, только когда их просят

10) сменил концепцию Фомы Аквинского «о граде земном и граде небесном» (теологическое обоснование власти) на концепцию «государя» (национальный интерес)

11) выделили интересы различных групп («народ», «знать»), как причины развития государства

8. Основные положения работы «Левиафан» Т. Гоббса.
Гоббс – английский писатель, философ, политолог. Ведущая работа – «Левиафан».

У Гоббса очень сильное государство – монстр и нет как такового гражданского общества. Власть бесконтрольная абсолютная и неделимая.

Естественное состояние: до той поры пока не существует единой власти, способной к поддержанию порядка, все люди находятся в состоянии войны друг с другом — войны всех против всех. Характеризуется полным отсутствием доверия между людьми и неизбывным страхом насильственной смерти.

Естественные законы:

Естественный закон – правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни и пренебрегать тем, что он считает наилучшим средством для ее сохранения.

1. Правило разума: добиваться мира, если есть надежда на него, если мира нельзя достигнуть, то можно использовать любые средства, дающие преим-ва в войне

2. Второй закон:поступай к другим так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.

3 причины войны: соперничество, жажда наживы, жажда славы

3. Справедливость(коммуникативна- контрагента и дистрибутивная-арбитра)

4. Благодарность

5. Взаимная уступчивость, любезность

6. И другие законы (всего 19)…. Против оскорбления, гордости, легко прощать обиды, беспристрастие и тд и тп

Происхождение государства: из-за того, что люди не могут жить в состоянии войны всех против всех, а хотят жить в мире, в рез-те путем общественного договора, который ограничивает права людей, люди создают государство, дабы избежать состояния войны всех против всех.

Государство - результат общественного договора, задача которого – обеспечение мира и безопасности. Люди добровольно передают часть своих прав государству.

Свобода: все люди обладают прирожденной свободой, или правом, совершать все, что, по их суждению, необходимо для самосохранения. Разум подводит к определенным законам природы Свобода - «есть не что иное, как отсутствие препятствий к движению». Свобода есть лишь право выбирать степень и способ ее ограничения.

Суверенитет: тождествен с абсолютной властью и предполагает абсолютное подчинение ей.

Права и законы: Право на жизнь, свободу и на «обладание такими средствами к существованию, без которых оно стало бы в тягость» неотчуждаемо. Законы издаются государем, который обладает властью над всеми ветвями власти, особая роль – карательная для устрашения и цензура для подавления подрывных мнений.

Идеальная форма правления:абсолютная монархия ибо такая власть наиболее эффективна и устойчива, пока государь физически и умственно отвечает своему назначению. Церковь тоже должна подчиняться государю.

Противник разделения властей, так как дробит сильную власть государя.

Частная собственность является условием общежития, “необходимым средством к миру”. Собственность не гарантирована от посягательств на нее со стороны суверена, но это относится более всего к установлению налогов, которые должны взиматься с подданных без каких-либо исключений и привилегий.

Религия — часть культуры, выполняющая функцию регулятора отношений между людьми, в этом религия близка к морали и праву.

Договор – взаимное перенесение права на вещь, вручение самой вещи. Гоббс считал, что договор заключается навсегда и не видит возможность его расторжения.

9. Политико-правовое учение Дж. Локка.

Локк – «интеллектуальный вождь» 18 века, британский философ, политик. Обобщил многие взгляды Эпохи Просвещения. Ведущая работа – «2 трактата о правлении»,в ней формулируются основные принципы устройства нового, буржуазного общества.

Политическая власть – право создавать законы, предусматривающие смертную казнь и менее строгие меры наказания для регулирования и сохранения собственности, применять силу сообщества для их исполнения, но только ради общественного блага.

Идеи:

Естественное состояние людей – состояние сотрудничества и дружбы на основе свободы и равенства.

· Право на жизнь

· Свобода

· Собственность

Происхождение государства – результат общественного договора как альтернатива «войны всех против всех».

Государство – это результат соглашения между гражданами и властью.

Свобода – это возможность распоряжаться своими жизненными силами.

Суверенитет – в отличие от Гоббса, Локк считал, что суверенитет народа шире, чем суверенитет власти. Права и законы – занимается этим отдельная ветвь – законодательная власть, отвечающая за сохранение общества и каждого его члена.

Идеальная форма правления – конституционная монархия.

Разделение властей – выделяет законодательную, исполнительную и федеративную ветви власти.

Частная собственность – возникает в естественном состоянии (трудовая теория собственности).

Религия и культура – говорил, что мораль независима от Бога. Церковь отделена от государства, человек волен сам выбирать веру.

Задача церкви: укрепление нравственности ненасильственно.

Цель государства – общее благо, а функции – издание законов и применение силы.

Предел свободы – жизнь другого человека, право собственности – результирующее.

Человек собственным трудом присваивает себе в собственность то, что изначально дано всему человечеству. Собственность – отражение труда, а потому она священна.

Наши рекомендации