Тема 8. Гражданское общество.

Понятие гражданского общества.

Абсолютное большинство индивидов занято удовлетворением самых разнообразных интересов и потребностей, сферой реализации которых является повседневная жизнь. Гражданское общество предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и делающие индивидуальный выбор.

Современные политологические интерпретации рассматривают гражданское общество как сложную и многоуровневую систему невластных связей и структур. Становление гражданского общества в современном виде в большой степени было связано с возникновением самостоятельных ассоциаций религиозных, политических, различных корпораций, гильдий, кооперативов, профсоюзов, партий и т.д.

Само понятие гражданского общества возникло в середине 17-го века. Оно сильно изменялось, но всегда противопоставлялось понятию «государство», например, в работах Джона Локка понятие гражданского общества использовалось для отражения исторического развития человеческого общества и переход от природного к цивилизованному существованию. Естественным началом общества по Локку становится не природа, а цивилизованность, т.е. способность человека объединяться с себе подобными. По Локку гражданское общество состоит из свободных индивидов, а их свобода (автономность) определяется наличием у них частной собственности. Частная собственность – это экономическая гарантия политической самостоятельности и свободы. (Либеральная концепция гражданского общества, в которую также входит Гегель)

Марксистская интерпретация. Марксисты отвергли тезис Гегеля о том, что государство первично по отношению к обществу. Карл Маркс рассматривал гражданское общество как фундамент глобального общества, а жизнедеятельность индивидов – решающий фактор исторического развития. По Марксу гражданское общество – это совокупность материальных отношений, т.е. это некая общественная организация, развивающаяся непосредственно из производства и обращения. Собственно, эти отношения – это базис, который определяет вид общества. Базис определяет надстройку, в которую входит государство, право, мораль, религия и т.д. Государство и политика являются отражением производственных отношений.

Современные интерпретации гражданского общества. Новая интерпретация гражданского общества была представлена американским социологом Парсенсом. Эта концепция называлась социэнтальное общество, оно является интегративной подсистемой общества, назначение которой интегрировать социальную систему путем институционализации культурных ценностей в качестве социально приемлемых и социально применимых норм. По мнению Парсенса современное гражданское общество сложилось в результате трех революций: промышленной, демократической и образовательной. Центром промышленной революции стала Англия, центром политической (демократической) – Франция, образовательная революция коснулась всех развитых стран. Социентальное сообщество понимается Парсенсом в 2х смыслах: система легитимного устройства, образованная в результате институционализации культурных ценностей в нормы права, и в функциональном смысле, как сущность или общность граждан корпоративного типа.

Социальные основы политики.

Сферы и интересы граждан неравнозначны. В связи с этим, сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность. Эти сферы условного можно выделить так:

1) базовые человеческие потребности (в пище, одежде, жилье, безопасности) удовлетворяются производственными отношениями и составляют первый уровень межличностных взаимосвязей, реализуются через профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации;

2) социокультурные потребности – в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании, вере, общении, и т.д. – второй уровень межличностных взаимосвязей, протекает в рамках таких институтов как семья, церковь, образовательные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.;

3) третий уровень – потребность в политическом участии, что связано с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностей. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций, определяет социальные основы политики.

Наши рекомендации