Классические подходы к демократии.

Демократия как термин возникла в античности и означала власть народа. Сейчас демократия понимается как:

1) общественная система, основанная на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида;

2) форма государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть;

3) некая идеальная модель общественного устройства, которая выступает одним из типов политической мотивации.

Эволюция термина демократия происходила одновременно с развитием человеческого общества. В новое время после Французской революции демократия стала рассматриваться как направление в общественной жизни, отвергающее монархию и элитарность. Сложилось два основных подхода к демократии.

Либерально-демократическая интерпретация. Государство ограничивается правом, т.е. равной внешней мерой свободы для каждого индивида. Общество при этом трактуется как сумма свободных индивидов. Свобода в таком государстве ограниченна только законом.

Радикально-демократическая концепция Жана Жака Руссо. Он считал, что разумный человек может существовать автономно только в естественном состоянии. В общественном состоянии он становится существом социальном, т.е. принимающем ценности общества. Государство ограниченно суверенитетом народа, единство народа выступает важнейшим принципом организации политической жизни. Идеальный способ управления – прямая демократия.

Современные модели.

Современные модели рассматривают демократию более узко.

Плюралистическая демократия. Сторонники данной концепции отрицают наличие единой воли народа как основы для деятельности власти. Действия человека диктуются не общественной, а только лишь личной пользой. Принятие решений в данном случае происходит через борьбу интересов.

Модель элититской демократии. Йозеф Шульпет дает формулировку демократии как конкуренции между двумя или более группами элит за власть, на более или менее регулярных и открытых выборах. Роль народа в данном случае состоит в выборе группы, которая уже будет формировать из своего состава правительство. Девид Хэлт выделил ключевые признаки данной модели:

1) парламентское управление с сильной исполнительной властью;

2) конкуренция между жизнеспособными политическими элитами и партиями;

3) преобладание парламента над партийной политикой;

4) главенство политического лидера;

5) наличие рациональной бюрократии.

Модель демократии Липцета Лебнера. Демократия выступает результатом ряда социальных и экономических условий. Основные факторы, влияющие на демократию:

1) урбанизация;

2) индустриализация;

3) повышение уровня образования;

4) развитие коммуникаций.

Эти факторы приводят к дифференциации общества и активности различных групп интересов, представляющие интересы социальных групп и элит. При этом демократический строй приобретает свои основные характеристики:

1) политико-культурные (представляют собой систему верований в демократические нормы и принципы);

2) политико-структурные (наличие властвующей и оппозиционной элиты и конкуренция между этими группами элит);

3) политико-институциональная (наличие избирательной системы, разделения властей, норм, регулирующих смену элиты);

4) политико-патриципаторские (характеризуют активность населения на выборах).

Экономическая модель. Энтони Далас в своей модели акцентирует внимание не деятельности правительства в связи с электоральным поведением и общественным мнением. Экономическая модель базируется на идее рационального поведения избирателя, при котором каждое действующее лицо стремится максимизировать свою прибыль и минимизировать издержки. При таком подходе политика рассматривается как рынок, на котором политические силы продают некий политический продукт.

Теория социалистической демократии стоит особняком. Социалистическая демократия – это форма классового господства пролетариата над буржуазией. При ортодоксальном социалистическом подходе, сторонниками которого являлись Маркс, Энгельс, Ленин и т.д., данная форма классового господства постепенно уничтожает само понятие «классы», что приводит к исчезновению государства, а значит, и демократии как таковой. Кауцкий и другие считали, что демократия – это определенная форма компромисса, соотношения разнородных сил, которая позволяет классам сосуществовать между собой.

Полиархическая демократия Роберта Даля. Демократии как таковой не существует, это некий набор идеалов. С другой стороны существует разнообразие институтов, которые можно было бы назвать термином «полиархия». Даль считает, что это специфический тип политического режима, при котором власть распылена между различными политическими институтами. Характерные черты полиархии:

1) демократия является идеальным типом политической системы, полиархия характеризует реальный тип;

2) полиархия является измерением политической системы, т.е. можно говорить о степени полиархичности;

3) характеристики полиархии ограничиваются лишь наиболее общими институциональными требованиями демократии;

4) полиархия как термин может применяться только для характеристики всей национальной политической системы, а не отдельных ее частей.

Сообщественная демократия Арента Лейбхарта. По его мнению сообщественная демократия характеризуется четырьмя компонентами:

1) осуществление власти коалицией политических лидеров;

2) взаимное вето как гарантия интересов меньшинства;

3) пропорциональность как главный принцип представительства;

4) автономность каждого сегмента во внутренних делах.

Делегативная демократия. Гильермо О’Доннел. Отличие модели в том, что она не является представительной демократией и не стремится быть таковой. В этой системе равный доступ к власти не институцианализирован. Имеют место такие политические институты, как парламент, суд, политические партии, но они не особо влияют на политическую жизнь. Вся власть сосредоточена в руках президента страны.

Тема 6. Политические элиты.

Наши рекомендации