Сущность и основные этапы политической социализации личности
Политическая социализация – это процесс усвоения личностью социально-политических знаний, ценностей и традиций, образцов и норм поведения (т.е. элементов политической клуьтуры), необходимой для сознательного добровольного эффективного участия в управлении обществом.
Т.е. содержанием политической социализаци является:
~ Информирование о целях и методах проводимой политики
~ Приобщение человека к нормам и традициям ПС
~ Формирование навыков политического участия
Факторы (агенты) социализации:
1. Макросреда (уклад общественной жизни, национальные политические традиции, господствующая в обществе духовная культура и идеология, уровень социально-экономического развития, характер эпохи и т.д.)
2. Микросреда (семья, учебное заведение, трудовой коллектив)
3. Общественные объединения, партии, группы общения
4. Национальные и международные СМИ
5. Образование и воспитание человека, социально-полезная деятельность.
Существуют два этапа политической социализации:
Первичный – накапливание политичсеких знаний, усвоение основных политических ценностей, ориентаций, адаптация к ПС. Это уровень ближайшего окружения (семьи, знакомых)
Вторичный – уровень, на котором человек включается в ПС; для него харакрено усовение приемов переаботки информации, новых социальных и политических ролей, способность противостоять групповому давлению, пересматривать идеологические позиции, включение в политическую активность.
Выделяют также вертикальную социализацию – передачу политико-культурных ценностей от старшего поколения к младшему, и горизонтальную социализацию – осуществляется в пределах одного поколения (братья, сестры, одноклассники).
Социализация осуществляется на трех уровнях личности:
1. Биологический – оказывает влияние наследственность, темперамент, пол, здоровье
2. Психологический – эмоции, воля, память, способности, мышление и характер
3. Социальный – мировоззрение человека, его интересы, цели, ценностные установки и ориентации.
Типы политической социализации:
1. Гармоничный – человек конструктивно и увадительно отсносится к обществу, государству, законам и институтам, т.е. органично вливается в общество
2. Плюралистический – гражданин уважает права всех субъектов политики, многообразием мненийи интересов
3. Конфликтный – ориентируется на политическое противостояние с властными структурами и апонентами
4. Гегемонистский – отличается негативным отношением к любой ПС, кроме своей национальной.
Этапы политической социализации
Обычно выделяют 3-4 стадии политической социализации.
Напервой стадии в детском возрасте происходит первое знакомство с понятиями власти, закона, государства, правами и обязанностями в кругу семьи, в саду, в школе. Здесь образное востприятие доминирует над рациональным.
Второй этап. По мере накопления личных знаний и опыта, участия в детстких и молодежных организациях человек поднимается на новую ступень. В возрасте от 18 до 30¸35 лет совершеннолетний гражданин получает право участия в выборах, членства в партиях и постепенно обретает право выдвигать свою кандидатуру на занятие определенных государственных должностей. Т.е. человек получает право на занятие государственных должностей, получает право самоопределяться в системе политических отношений и принимать самостоятельные решения.
Третий этап – это период сложившихся политических представлений и предпочтений индивида. Длится этот период примерно до пенсионного возраста. Это наиболее деятельностный этап, когда у человека есть и знания, и опыт реализовать себя в различных сферах, в т.ч. и в политике. Здесь возможна коректировка взглядов.
Четвертый этап – это период социальной и политической зрелости, который связан обычно с отходом человека от активной политической деятельности. Негибкость, консерватизм мышления, критическое отношение к политическим новациям и реформам и т.д.
Т.о. процесс социализации с разной интенсивностью продолжается в течение всеей жизни.
Лк.14. Средвства массовой информации и политика
1. Понятие коммуникации и СМИ, функции СМИ
2. Основные каналы и особенности политического влияния СМИ
3. Политический маркетинг и политическое манипулирование.
4. СМИ в РБ