Понятие коммуникации и СМИ, функции СМИ

Неотъемлемой составной частью политики являются массовые коммуникации.

Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена. Взаимодействие политических субъектов на основе непрерывного обмена информацией принято называть политической коммуникацией.

Политическая информация – это совокупность знаний и сведений о политичсекой жизни общества.

Используются следующие методы политической коммуникации:

1. Мобилизационные – включают в себя устную агитацию и пропаганду.

2. Маркетинговые

Маркетинг– это комплекс мероприятий, который формирует в общественном сознании привлекательный имидж общественных институтов, лидеров, идей и программ.

К этим методам относится и политическая реклама.

Ключевую роль в коммуникации играют СМИ.

СМИ – это учреждения для публичной открытой передачи информации любым лицам с помощью технических средств.

К СМИ относят:

· Прессу. Это исторически первый канал СМИ. Появляется еще в 15-16 в. для элиты. Она содержала светские новости (т.е. содержали информацию развлекательного характера). Первые действительно массовые газеты появились в 30-е гг. 19 в.

· Радио. Возникло в конце 19 в., но вошло в бытовое использование в 1920-е гг. Для него характерно оперативная передача информации, доступность, техническая простота исполнения. Однако на слух воспринимается и запоминается 20¸30% информации.

· Телефидение. В быт входит в 1940-е гг. Характерна убедительность, эмоциональность («Я видел, значит это правда»), иногла в ущерб осмыслению. Однаков техническлом плане оно более сложно, дорогостояще.

· Кино- и звукозапись

· Массовые справочники

· Спутниковое и кабельно етелевидение (новые СМИ)

· Интернет

· Индивидуальные средства накопления и печатания информации (диски, флешки, принтеры, сканеры и т.д.)

Отличительные признаки СМИ:

- Дисперсивный (непостоянный) характер аудитории, которая формируется от случая к случаю.

- Наличие специальных технических средств и приборов

- Непрямое разделенное в порстранстве и во времени взаимодействие коммуникативных партнеров.

- Публичность, т.е. надперсональный и неорганиченный круг потребителей

- Однонаправленность взаимодействия отправителя и получателя информации

СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят прежде всего от способа их воприятия гражданами. наиболее массовое и сильно еполитическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ (предже всего телевидение, интернет, радио)

Функции СМИ:

Ø Информационная. Получение, сбор и обработка, а также распросранении сведений о наиболее важных событиях. Дается также комментирование, оценка информации, фотографическое или видеоосвещение фактов.

К политической информации относят те сведения, которые имют общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов

Ø Образовательная. Проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющем упорядочивать сведения и ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.

Политическое образование предполагает систематичекое приоюретение знаний, расширение познавательных и оценочных возможнойстей личности.

СМИ не могут обеспечить систематическое и прочное усвоение знаний. Это задача учреждений образования, где есть планы, программы, преподаватели, учебный процесс и контроль.

Вместе с тем информация СМИ (научные и научно-популярные) повышают интелектуальный уровень и расщиряюи мировоззрение.

Ø Функция политической социализации. Означает усвоение человеком образцов политического поведения, которые транслируются в СМИ.

Ø Функция критики и контроля. Проявляется в отслеживании и оценке деятельности институтов власти, различных объединений, профессиональных политиков. В отличие от органов государственного контроля, СМИ не могут применить административные или экономическое санкции к нарушителям, но их контроль не менее эффективен и даже строг, т.к. он дает не только юридическую, но и моральную оценку. Имеет место в демократической стране.

Ø Функция артикуляции (выражение)общественных интересов и интергации политических субъектов. СМИ дает представителям общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объелинять единомышленников, сплачивать их общностью идей, убеждений и представлять в общественном мнении свои взгляды.

Ø Мобилизационная. Выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям или сознательному бездействию, влияя на разум и чувства людей, способы и критерии оценок, стиль и мотиваццию политического поведения

Ø Инновационная. Проявляется в инициировании политических изменений путем широкой и настойчивой постановки определнных проблем и привлечение к ним внимания властей и общественности.

Ø Оперативная, т.е. облуживание СМИ определенных партий, ассоциаций (особенно в предвыборной борьбе)

Ø Функция формирования общественного мнения

Наши рекомендации