Социалистическая социализация: сущность и основные этапы политической социализации личности.

Одной из важнейших функций, которую выполняет поли­тическая культура, является осуществление ею политиче­ской социализации личности. Она связана с вхождением человека в политику, с усвоением им господствующих в обществе политических идей, ценностей, норм политиче­ского поведения. Политическая социализация личности — длительный и сложный процесс.

Главная задача политической социализации — формирование устойчивых ценностных воззрений, само­стоятельного и ответственного субъекта политики на осно­ве свободного выбора им политических ориентиров. Процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в резуль­тате которого он принимает на себя определенную полити­ческую роль, называется политической социализацией лично­сти. Под политической ролью понимается политическая функция, нормативно одобренный образ политического по­ведения, ожидаемый от каждого, кто занимает данное поло­жение.

Процесс политической социализации имеет сложный ха­рактер, в нем можно выделить две стороны: объективную и субъективную. Первая сторона связана с тем, что на лич­ность всегда воздействует множество объективно существу­ющих социальных факторов и само это влияние носит не­преднамеренный характер. В качестве таковых факторов вы­ступает вся совокупность существующих социально-эконо­мических, политических и духовных отношений. Субъектив­ная сторона политической социализации связана с созна­тельной, целенаправленной деятельностью общества по фор­мированию у людей определенных политических качеств. Эту функцию выполняют различные учреждения воспита­ния, обучения и профессиональной подготовки членов об­щества.

В процессе политической социализации личности можно выделить несколько этапов:

Первый этап совпадает с детским, отроческим и ран­ним юношеским периодами в жизни индивида, когда он в се­мье, группе ровесников, школе, юношеских организациях формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения.

Второй этап политической социализации индивида связан с периодом его интенсивного обучения в различных учебных заведениях - от старших классов общеобразова­тельной школы до высшего учебного заведения. В это время формируется информационная сторона мировоззрения лич­ности; существующая система социальных норм и ценностей трансформируется в ее внутренний мир; закладываются ос­новы политической культуры.

Третий этап связан с активной социальной деятельностью индивида, когда он включается в работу государственных институтов и общественно-политических организаций в подготовку и проведение всевозможных политических акций. В этот период происходит внутреннее определение ин­дивидом своего социального положения и его отношения к этому положению, вытекающих из него обязанностей. Об­щим результатом данного этапа политической социализации индивида является превращение его в гражданина, т. е. в че­ловека, сознающего себя членом данного государства (поли­тического сообщества), пользующегося всеми правами, обес­печенными законами этого государства, и исполняющего ус­тановленные законами обязанности. Только осознав себя гражданином, индивид начинает действовать как полноцен­ный субъект политических отношений.

Четвертый этап политической социализации - вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совер­шенствует и развивает свою политическую культуру. Итогом политической социализации индивида к тому или иному мо­менту его сознательного жизненного пути является приня­тие и выполнение им одной или нескольких политических ролей.

В связи с меняющимися условиями жязни, изменениями ценностных ориентации человека политическая социализа­ция не может быть односторонним процессом одного лишь приобретения и накопления личностью политических зна­ний и оценок. Наряду с этим процессом осуществляется другой процесс — отказ человека от всего того, что не со­ответствует сложившейся конкретной политической обста­новке, его новому подходу к оценке различных политиче­ских явлений.

В настоящее время в политической науке выделены наиболее существенные типы политической социализации: В зависимости от типа политич. системы: 1) гармонический тип. Он характеризуется складыва­нием нормальных отношений человека к институтам вла­сти, уважительным подходом к существующим порядкам в обществе, государственному устройству, стремлением к выполнению своих гражданских обязанностей; 2) гегемонистский тип. Характеризуется резко критическим отноше­нием человека к любым политическим порядкам, полити­ческим системам, властям, кроме тех, которые предлагают­ся им. Этот тип претендует на особую роль своей собст­венной персоны в политической жизни общества, в оценке всего происходящего; 3) плюралистический тип. Это демо­кратическая личность, которая признает равноправие в об­ществе, считается с мнением других граждан и готова из­менить свои политические взгляды, оценки, если оши­бочность их будет доказана; 4) конфликтный тип. Тяготеет к разжиганию противоречий в коллективе, к созданию про­тивостоящей ему группировки в целях достижения своих интересов и целей; 5) конъ­юнктурный тип, политические взгляды и поведение кото­рого всецело зависят от ситуации, к которой человек приспосабливается для обеспечения своих корыстных ин­тересов. Самая отличительная черта этого типа — бес­принципность.

По стадиям: на первичный и вторичный этапы по­литической социализации. Первичный связывается с дет­ским и юношеским возрастами индивида и характеризуется интенсивным усвоением политической информации, а также приобретением начального опыта политической жизни. Вторичный этап связывается с периодом социальной зре­лости индивида, когда он приходит к осознанию в той ил иной мере своего места в окружающей действительности, своих интересов и целей, приобретает навыки самостоятельно вырабатывать свои политические позиции и принципы умения следовать им в процессе выполнения определенных политических ролей.

По форме: явная и неявная. Явная политическая социализация происходит, когда политич. информация, ценности и чувства передаются в процессе прямой коммуникации.Скрытая состоит из всего остального опыта личности, который влияет на ее развитие, не будучи осознанным.

Наши рекомендации